Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы: Теоретическая ценность заключается в том, что данная работа систематизирует и расширяет представления о коучинге. Он дает упорядоченное представление о том, что такое коучинг на самом деле, что его можно использовать для работы с командой, когда и в какой степени его можно использовать для обучения и развития команды.
Толчком к возникновению и развитию коучинга как профессиональной формы стали нужды и потребности современного человека и современного общества. На индивидуальном уровне это запрос на осознанный выбор жизненного пути человека. На уровне корпорации/бизнеса необходимо принципиальное повышение эффективности сотрудников за счет мобилизации внутреннего потенциала, делегирования оперативных решений сотрудникам, поддержки сотрудников за счет принятия на себя ответственности за свои инициативы, решения и их реализацию.
Проведя изучение материалов по данной теме, был обнаружен ряд разногласий и весьма противоречивых мнений по данному вопросу. Многие специалисты углубляются в описание преимуществ нижнего отростка, рассказывая о разных преимуществах этого стиля. Но упускают, пожалуй, самое главное, что этот метод направлен на помощь в достижении целей и решении разного рода проблем в любой сфере жизни человека. Углубляясь в смысл, они упускают возможность поделиться своим опытом, своими методами, оставляя без внимания коучинговые технологии и принципы, на которых основан этот метод.
Теоретическая значимость и новизна работы обусловлены тем, что в современной литературе данная тема недостаточно освещена, книг по коучингу опубликовано очень мало, что свидетельствует о крайне низкой представленности данной области.
В настоящее время тема коучинга стала одной из самых популярных в сфере менеджмента и консалтинга. Европейские специалисты считают, что это один из самых эффективных методов управления. Многие коуч-консультанты определяют его не только как метод непосредственного обучения, но и как философию, систему технологий и методов, направленных на максимально быструю постановку и достижение целей.
Проблема эффективности использования коучинговых технологий в контексте развития государственной гражданской службы остается актуальной на данный момент, при этом в отечественной литературе она практически не раскрыта, т.к. находится на стадии исследования текущей проблемной ситуации, разработки и внедрения инноваций.
Цель курсовой работы – исследовать коучинг как форму развивающего обучения.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и сущность коучинга;
- обозначить коучинг как современный инструмент развития персонала;
- выявить недостатки и преимущества коучинга для организации обучения;
- дать краткую характеристику ОАО «Компания Авиа-Инвест»;
- провести анализ и дать оценку проведения обучения в ОАО «Компания Авиа-Инвест»;
- разработать мероприятия по внедрению коучинга в ОАО «Компания Авиа-Инвест».
Объект исследования - развитие персонала ОАО «Компания Авиа-Инвест».
Предмет исследования - коучинг как инструмент развития персонала ОАО «Компания Авиа-Инвест».
В курсовой работе был использован комплекс различных методов исследования, среди которых: наблюдение и сбор информации, метод анализа и синтеза.
Исходя из цели и задач курсовой работы она имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
1 Теоретические аспекты коучинга как формы развивающего обучения
1.1 Понятие и сущность коучинга
В современной России понятие «коучинг» связано с выходом в свет в 1992 г. книги Дж. Уитмора «Коучинг высокой эффективности». Как пишет автор, "коучинг — это не просто техника... это способ управления, способ общения с людьми, способ мышления, способ бытия". Дж. Уитмор выделяет два аспекта коучинга :
1) коучинг как культура управления компанией (данный аспект рассматривается в управленческих технологиях, в развитии HR-службы);
2) коучинг как метод разрешения личностных кризисов успешных людей (в современной терминологии - лайф-коучинг, или коучинг личной эффективности).
Коучинг – относительно новая теория и технология помощи человеку в достижении значимых для него целей. Коучинг стал развиваться как профессиональная деятельность, отвечая на вызовы времени, когда нам важно делать много и при этом быть счастливыми.
Коучинг – это методика раскрытия потенциала человека и повышения его способности активно жить в современном мире. Как инструмент работы с клиентами коучинг появился в 1980-х годах. и имел в виду мотивирующее наставничество. Он появился как ответ на человеческую потребность делать невозможное, как технология создания чемпионов.
Наибольший вклад в развитие коучинга внесли Т. Галви, Дж. Уитмор, Т. Леонард: наблюдения Т. Леонарда о том, что успешные деловые люди обычно добиваются успеха в личной жизни; идеи Т. Галлауэя о важности доверия к оценке тренера и ответственности спортсмена за свою подготовку; модель Дж. Уитмора (GROW) для выявления способностей человека, свободного от страха и имеющего свободу действий; идея М. Дауни о том, что коучинговые вопросы ведут к правильному решению; понимать ценность команд как источника позитивных изменений и самообучения. М. Аткинсон отмечает, что у человека есть ресурсы для изменений, ориентируясь на возможности и будущее; М. Рейнольдс подчеркивает связь между мыслью, эмоциями и действиями; Г. Беллин утверждает, что изменившийся человек не может вернуться в прежнее состояние; М. Лаксберг подчеркивает важность повышения эффективности и обратной связи. Эти вехи способствуют пониманию возможностей коучинга как вспомогательной технологии для людей, которые имеют или хотят иметь цели и готовы вносить изменения в свою жизнь и брать на себя ответственность за решения.
Кроме коучинга существуют уже давно разрабатываемые теории, подходы – психотерапия, психиатрическая, психологическая консультация. Есть люди, у которых произошли страшные вещи, были участниками травмированных ситуаций, жизнь их полна ограничений и лишений. Они готовы к работе с психотерапевтами и психологами, они обладают технологией помощи, помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работают с помощью поддержки в горе, потерях, коррекция состояний в стрессах и напряжении.
А рядом с ними люди, у которых вроде бы много естественного для современного человека. Они работают, воспитывают детей, внешне спокойны, имеют собственное мнение, посещают общественные места. И они говорят о желании большего удовлетворения в жизни. Что с ними не так? Чего им не хватает? Они хотят не просто работать, а интересную работу, не просто иметь семью, а иметь глубокие и содержательные отношения, не просто отдыхать ночью без работы, а найти для себя увлекательное занятие, хотят заниматься осмысленной общественно значимой деятельностью, полезной другим людям. Они хотят не только работы, но интересной работы, не только иметь семью, но и глубоких отношений, не только отдыхать по вечерам без работы, но и находить для себя увлекательное занятие, хотят выполнять общественно значимую деятельность, полезную другим людям.
Для некоторых людей важным и ценным стало качество жизни, появилась ценность продуктивности и активности. Образование, успехи в работе привели к тому, что даже здоровье, качественное долголетие стали не целью, а инструментальной ценностью. Здоровье нужно для чего-то большего, чего сейчас не видно, но что кажется привлекательным – путешествий, получения впечатлений, новых знакомств, творчества. Для этого вида деятельности нужно быть здоровым. Финансовая безопасность становится индивидуальной.
При этом люди хотят иметь не только самые необходимые вещи, но и «встречаться со временем» — смотреть новые фильмы и спектакли, осваивать новые виды спорта. Садовый участок становится не местом выращивания продуктов для выживания, а самореализацией в уходе за коллекцией роз или новыми сортами картофеля. Мы можем говорить о новом уровне жизни. Этому способствуют многие факторы внешней среды :
- уровень современной медицины, улучшающей показатели здоровья;
- продолжительность жизни, готовность общества дать работу не только молодым, но и старшим специалистам;
- IT-технологии и возможность работать вне офиса;
- возможность выбора диет, философия здорового питания;
- домашний уют, освобождение человека от забот по созданию чистоты и уходу за жильем;
- возможность (социальные сети) создать приятную социальную среду, найти людей, чьи интересы и ценности совпадают с нашими;
- возможность удовлетворения культурных и духовных потребностей, не выходя из дома;
- свободный выбор средств передвижения.
Возникают вопросы, которые приводят к коучингу. Почему люди упускают важные вещи в своей жизни? Почему они не используют возможности, предлагаемые современной жизнью и технологиями? Почему люди не становятся счастливыми, а живут своей жизнью и терпят ее? Говорят, не хватает вдохновения, чтобы начать новую жизнь. Они боятся перемен, даже хороших, потому что никто не может гарантировать стопроцентный результат. Они боятся своего успеха, потому что, может быть, что-то получится и нужно будет что-то еще менять в своей жизни. Они пассивны и не имеют энергии, чтобы привнести огонь в свою жизнь. Они хотят хороших перемен и боятся их.
При этом качество жизни начинается с качества мыслей, их позитивности и стремления жить своей жизнью исходя из своих возможностей.
Коучинг как помогающая технология работает особенно для тех обычных современных людей, которым необходимо улучшить качество своей жизни или привнести в свою жизнь что-то новое.
Коучинг – это отношения между коучем и клиентом. Используя коучинговые вопросы, клиент погружается внутрь себя и находит новые решения старых и знакомых проблем. Клиент получает вдохновение и волю делать шаги в новом направлении, брать на себя ответственность за себя и свою жизнь в целом.
Коучинг — это новая вспомогательная технология, отличная от психотерапии и психологического консультирования, целью которой является помощь людям в решении проблем. Коучинг отличается от дружеской поддержки тем, что им занимаются профессионалы.
Коучинг отличается от тренинга тем, что в нем формируются новые навыки и умения. Цель коучинга – «творить будущее», достигать целей, добиваться результатов, коучинг создает вдохновение и мотивацию к изменениям, приводя к конкретным шагам и действиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). КонсультантПлюс.2022.
2. Федеральная система подготовки персонала в области авиационной безопасности (Национальная программа подготовки персонала в области авиационной безопасности) (одобрено Межведомственной комиссией по авиационной безопасности, безопасности полётов гражданской авиации и упрощению формальностей от 4 апреля 2019 г.). КонсультантПлюс.2022.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2019. – 848 с.
4. Авдеев С. Коучинг - что за «зверь» такой? / Статья, М.: Александри Д-Карьера, 2020. – 187 с.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2019. – 224 с.
6. Базаров Т.Ю. От Аристотеля до коуча XXI века // Управление персоналом. № 19. 2018. – 107 с.
7. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2017. – 624 с.
8. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 575 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. – 261 с.
11. Дубиненкова Е.Н. Коучинг: учебно-методическое пособие / Е. Н. Дубиненкова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 40 с.
12. Данилова М. Когда необходим коучинг как стиль менеджмента, или что такое коучинг как стиль менеджмента и когда он необходим? // Управление персоналом. № 3, 2021. – 47 с.
13. Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2019. – 656 с.
14. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2018. – 256 с.
15. Дауни, М. Эффективный коучинг: пер. с англ / М. Дауни. – М., 2019. – 272 с.
16. Дебелак Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации. – М.: Издательский дом «Гребенников», 2018. – 256 с.
17. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / [сост. М.А. Данилова, Е.В. Фролова]. – СПб., 2017. – 349 с.
18. Кязимов К.Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. = М.: МИК, 2017. – 240 с.
19. Королихин А. Коуч – это ролевая модель // Управление персоналом. № 6. 2017. – 49 с.
20. Карташова А. Коучинг. / Статья. - М.: Психологический центр «На Волхонке», 2020. – 11 с.
21. Милостивая Ю.С., Волик М.В. Сущность коучинга, его основные принципы и отличия от других способов профессионального взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. №10. - 218 с.
22. Огнев А., «Организационное консультирование в стиле коучинг», //С-Пб.: Речь, 2021. – 25 с.
23. Петрова Н. Российский Коучинг в контексте международного: «срединный» российский путь, открытый процессам глобализации // Управление персоналом. № 2. 2020. – 34 с.
24. Рогачев, С.А. Коучинг: возможности применения в бизнесе / С.А. Рогачев. – Ростов н/Д, 2018. – 239 с.
25. Рудавина Е.Р. Большая книга директора по персоналу / Е.Р. Рудавина, В.В. Екомасов. – СПб.: Питер, 2019. –394 с.
26. Рыбкин И. Системно-интегративный коучинг: концепты, технологии, программы / И. Рыбкин, Э. Падар. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2019. – 448 с.
27. Столин, В. Коучинг как инженерия менеджерского развития / В. Столин // Управление персоналом. – 2019. – № 8. – 76 с.
28. Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу. – М.: Эксмо, 2019. – 528 с.
29. Специфика методов применения коучинга. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-metodov-primeneniya-kouchinga (дата обращения: 09.04.2022).
30. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров. – М.: Эксмо, 2017. – 624 с.
31. Технология коучинга для пилотов гражданской авиации в системе дистанционного образования. Авторы: Дроздецких И.С. Шадринск. Шадринский государственный педагогический университет. 11 марта 2020г. — URL: https://izron.ru/articles/voprosy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-svezhiy-vzglyad-i-novye-resheniya-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-6-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-08/tekhnologiya-kouchinga-dlya-pilotov-grazhdanskoy-aviatsii-v-sisteme-distantsionnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 08.04.2022).
32. Тарасов В. Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим. – М.: Добрая книга, 2017. – 498 с.
33. Уитмор Д. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 312 с.
34. Управление персоналом организации: учебник для вузов по спец. «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Экономика труда» / Гос. ун-т упр.; под ред. А. Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 694 с.
35. Шекшня С. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 208 с.
36. Чумакова С. Мы работаем с человеком как с целостной личностью // Управление персоналом. № 1. 2017. – 88 с.
37. Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов. — URL: https://www.rusprofile.ru/id/1839576 (дата обращения: 05.04.2022).