Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня одной из важных задач образования является обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической основы фундаментального ядра образования, наряду с основным составляющим предметным содержанием конкретных дисциплин. ФГОС начального общего образования характеризует нам такие виды универсальных учебных действий, как: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях. Владение теоретической частью знаний предмета и ориентация на обобщенные способы действий оказывают прямое влияние на формирование у ребенка широких познавательных мотивов. Использование в ходе учебной деятельности познавательных задач, таких как постановка целей, осмысление явлений, имеет особое значение.
В данном случае для педагога стоит задача выявить педагогические условия и найти пути эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
В то же время наиболее благоприятным для овладения познавательными универсальными учебными действиями признан именно данный период в жизни ученика (младший школьный возраст) К концепции развития познавательных универсальных учебных действий обращаются известные психологи и педагоги А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин, и др. Идею и принципы проблемного обучения разрабатывали советские психологи Д. Н. Богоявленский, А. М. Матюшкин.
С учетом актуальности, высокого уровня практической потребности и значимости нами была сформулированна тема исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира путем применения интерактивных упражнений»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактического комплекс «Палитра» как средство развития познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности у учащихся 3 класса.
Объект исследования: процесс дидактического комплекс «Палитра» как средство развития познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности у учащихся 3 класса..
Предмет исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами дидактического комплекс «Палитра».
Задачи
1. Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия и выделить особенности применения проблемной ситуации на уроках окружающего мира.
2. Изучить возрастные особенности развития познавательных УУД у младших школьников
3. Выявить уровень познавательных универсальных учебных действий
4. Развитие познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности у учащихся 3 класса средствами дидактического комплекса палитра
Методы исследования: теоретические (сравнение, анализ психолого педагогической и методической литературы по теме исследования).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения дидактического комплекс «Палитра» как средство развития познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности у учащихся 3 класса.
1.1 Понятие «познавательные универсальные учебные действия», его сущность и особенности
Современная образовательная система обеспечивает развитие личности ребенка, главным образом, с помощью формирования универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процессов образования и воспитания. Владение универсальными учебными действиями позволяет ученику самостоятельно организовывать процесс получения предметных знаний, навыков решения познавательных задач, формирование компетенций и умений, необходимых для успешного обучения в школе [3].
Разработкой концепции развития у школьников универсальных учебных действий занимались такие авторы как: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и под руководством А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова в своих трудах определяли в широком значении термин «универсальные учебные действия» как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин подразумевает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [6].
Направленность деятельности учителя на формирование универсальных учебных действий ученика развивает у ребенка умение самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, искать способы и средства для достижения поставленных целей, организацию самостоятельного поиска и анализа информации, а так же осуществлять контроль процесса деятельности и оценку ее результата, что в последствии обеспечивает успешное формирование умений, навыков, усвоение знаний и компетентностей в любой изучаемой дисциплине.
Овладение ими позволяет достичь личностных и метапредметных результатов, устанавливаемых ФГОС НОО, создают благоприятные условия для преемственности всех ступеней образовательного процесса. ФГОС ставит перед преподавателем начального звена задачу организовать сам процесс обучения так, чтобы не просто передать готовые знания от учителя к ученику, а создать условия для того, чтобы ребенок самостоятельно проходил процесс овладения новым знанием, а так же учился применить полученные знания в решении познавательных, учебнопрактических и жизненных задач.
Впервые мы можем встретить понятие «познавательные универсальные учебные действия» в ФГОС НОО, где познавательные УУД представлены нам как часть метапредметных универсальных учебных действий. Однако в психолого-педагогической литературе мы можем видеть предпосылки формирования этого понятия.
Например, там нам встречаются такие термины как «мыслительные действия», «мыслительные операции», «логические операции», «умственные 8 действия», которые, на наш взгляд, можно считать предшественниками понятия «познавательные УУД».
Для того чтобы раскрыть тему нашего исследования разберем подробно сущность и структуру познавательных УУД.
В толковом словаре прилагательное «познавательный» означает способствующий познанию, расширению знаний.
Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, познание – это «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [8].
Таким образом, под познавательными УУД будем понимать действия, способствующие получению знаний о мире. С целью обобщения опыта предшествующих исследований мы детально изучили и проанализировали исследования и публикации, непосредственно описывающие и раскрывающие сущность познавательных универсальных учебных действий.
Исследования С. В. Акименко, Д. С. Елисеевой, О. В. Загитовой, Н. Р. Клементьевой, Е. П. Поздняковой, А. А. Савчук, Е. В Чёрной, В. В. Шамуриной позволяют нам подтвердить предположение об имеющемся интересе к проблематике познавательных УУД.
Данный факт объясняется возрастающим интересом к метапредметным результатам в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рассматривая федеральный государственный образовательный стандарт, мы видим, что познавательные УУД представлены в числе метапредметных результатов.
К познавательным УУД относятся:
‒ использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
‒ умение продуктивного построения диалога и взаимодействия для решения учебно-познавательных задач, владение коммуникативными методами;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова Н.В Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учеб. Пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2012. – 444 с.
4. Елисеева Д.С. Познавательные универсальны учебные действия младшего школьника как педагогический феномен.- Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014, том 6, № 4. – с.16-26.
5. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
6. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир.1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 136 с.
7. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 68 с.
8. Издательство Просвещение. – Режим доступа: URL : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
9. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» [Текст] / Под ред. Л. Г. Петерсон. – Москва : 2010. – 46 c
10. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.
11. Клепина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий//Начальная школа. – 2012. - №1. – С.26 – 29.
12. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования 2009. – 284 с.
13. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования//Начальная школа. – 2013. - №5. – С.18-23.
14. Рыбъякова О.В. Информационные технологии на урокахв начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2013. – с 124.
15. Петрова, Е. Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л. В. Занкова // Практика образования. – 2010. –
№ 1. – С. 36–39.
16. Петерсон, Л. Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно- рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : 2009. – 40 с.
17. Песняева, Н. А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст] / Н. А. Песняева // Управление начальной школой. – 2011. – № 7. – С. 35–39.
18. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / А. А. Плешаков. – Москва :
«Просвещение», 2013. – 135 с.
19. Поликарпова, Л. Д. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира [Текст] / Л. Д. Поликарпова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
20. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учеб. Пособие / М.: ТЦ Сфера, 2007. – с 128.
21. Ценарева Н.Н. Дидактический портфель учителя начальной школы. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. Методические Рекомендации (часть 1)/Под редакцией Н.Н. Ценарева. – Саратов.: ГАОУДПО «СарИПКиПРО», 2012. – с 96.