Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы коррекции осанки у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Виды нарушений осанки и их причины 8
1.3 Типы и степени нарушений осанки и рекомендуемые виды коррекционного плавания 12
Глава 2. Приемы и методы профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами плавания 17
2.1 Статистическое исследование нарушений осанки у детей младшего школьного возраста 17
2.2 Анализ и оценка состояния детей при нарушении осанки 19
2.3. Задачи плавания как средства профилактики и коррекции нарушений осанки 22
Заключение 33
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.
Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Подлинную внешнюю красоту придают человеку не только красивые черты лица, но и хорошая осанка. Выработать правильную осанку важно и с точки зрения физиологии. При различных нарушениях осанки многие внутренние органы (сердце, лёгкие, печень и т.д.) оказываются в столь неудобном положении, что их нормальная функция становится невозможной.
Кроме того нарушение осанки у детей школьного возраста могут привести к развитию такого серьезного заболевания как сколиотическая болезнь, требующая длительного лечения и, к сожалению, не всегда эффективно. По статистике 80 % детей школьного возраста имеет тот или иной дефект осанки.
Тело юного пловца, расположенное в воде горизонтально, не давит своей тяжестью на его позвоночник. Благодаря этому устраняется одна из причин, вызывающих нарушения осанки. Кроме того, при всех способах плавания на груди голова пловца несколько приподнята, что ведет к выпрямлению позвоночника в грудной части, устраняет саму возможность появления сутулости.
Плавание в плане решения коррекции осанки является не традиционным средством. Вопросами коррекции средствами плавания в основном занимались медики (Каптелин А.Ф., Петренко Г.Г.). Педагоги только положительно оценивают влияние плавания на осанку и рекомендуют заниматься плаванием для улучшения физического развития, физической подготовленности и осанки (Набатникова М.Я., Осокина Т.И, Булгакова Н.Ж).
Объектом исследования является коррекция осанки у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является плавание как средство коррекции осанки у детей младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование правильной осанки и профилактику её нарушений средствами плавания.
Задачи:
- определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- охарактеризовать виды нарушений осанки и их причины.
- выявить типы и степени нарушений осанки и рекомендуемые виды коррекционного плавания.
- провести статистическое исследование нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.
- проанализировать состояние детей при нарушении осанки.
- выявить задачи плавания как средства профилактики и коррекции нарушений осанки.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы коррекции осанки у детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому. Первая волна усиленного роста происходит от рождения до 2 лет, затем рост немного замедляется, затем в возрасте 7-9 лет начинается вторая волна усиления роста, третья волна приходится на период полового созревания. [12]
Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. К 7 годам дуги закрываются. Полное срастание отростков позвонков с телом позвонков осуществляется в возрасте 18-24 лет.
Физиологические изгибы позвоночника появляются: шейный лордоз - 2,5-3 месяца, грудной кифоз - в 6 месяцев, с момента первых шагов -9-10 месяцев - поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Сначала изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах происходит в 6-7 лет, а в поясничном - к 12 годам.
Грудная клетка у ребенка имеет коническую форму - сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер грудной клетки. Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам.
Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, окончательное окостенение приходится на 25 лет. [8]
Окостенение ребер начинается на 6-8 неделе внутриутробного развития, затем в 8-11 лет появляются вторичные ядра окостенения. Слияние костных частей ребра происходит в 18-19 лет, а головки и тела ребра - в 20-25 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амосов В. Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых: моногр. / В.Н. Амосов. - М.: Вектор, 2016. - 128 c.
2. Бородич Л. А. Занятие плаванием при сколиозе у детей и подростков. - М.: Просвещение, 2018. – 71 с.
3. Буланов Л.А. Заболевания позвоночника и суставов. Методы лечения; Эксмо - М., 2016. - 421 c.
4. Булгакова, Н.Ж. Обучение плаванию в школе [текст]: учебное пособие для студ. сред.проф. заведений / Н.Ж. Булгакова. - М.: «Просвещение», 2014: 192 с.
5. Велитченко, В.К. Некоторые причинные факторы раннего остеохондоза позвоночника [текст]: учебное пособие для студ. сред.проф. заведений / В.К. Велитченко, И.А. Лазарева / Материалы I всероссийского конгресса 19-20 сентября 2019г. - Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины. ФМБА - Россия, г. Москва.
6. Гитт В. Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов / В.Д. Гитт. - М.: Единение, 2016. - 128 c.
7. Гришин, Т.В. Методы профилактики нарушений осанки у дегтей в общеобразовательных школах / Т.В. Гришин, С.В. Никитин. - Москва, 2020. -№3.-С. 38-42.
8. Емельянов Ю.В., Демьянова Л.М. Особенности формирования правильной осанки у детей среднего школьного возраста [Текст] / Ю.В. Емельянов, Л.М. Демьянова // Актуальные вопросы социальной практики физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - с. 1-3.
9. Искандаров, Р. Р. Некоторые особенности коррекции сколиоза 1-й степени у детей 10–15 лет с помощью ЛФК и плавания / Р. Р. Искандаров, А. А. Артеменков. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 2 (188). - С. 229-232.
10. Козырева О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: Учебный словарь-справочник / О.В. Козырева. - М.: Сов. спорт, 2020. - 280 c.
11. Котешева, И.К. Оздоровительная методика при сколиозе : учебное пособие / И.К. Котешева. - Москва : ЭКСМО-ПРЕСС, 2016. - 240 с.
12. Кузнецова, З. М. Сколиоз в младшем школьном возрасте. – Кама: Камский государственный институт физической культуры, 2016. – 120 с.
13. Маргазин В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 c.
14. Медведев Б.А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение / Б.А. Медведев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 192 с.
15. Плаксунова. Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура: учебное пособие / Э.В. Пласкунова. - Москва, 2018. С. 34-56.
16. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей : учебное пособие / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - Санкт- Петербург : Речь, 2019. -378 с.
17. Савко Э.И., Зернова Т.В. Осанка и роль плавания в её восстановлении // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. -№4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ №19-013-20149\19. - С.269-275.
18. Федотова. Т.Д. Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте : учебное пособие / Т.Д. Федотова. В.С. Пайданов. - Москва. 2018. - 280 с.