Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что важной задачей деятельности образовательных учреждений, а в главной мере деятельности классных руководителей, становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания, обретения подлинного призвания, реализации потенциала индивидуальности. Так, перспективы прогрессивного развития российского общества зависят от наиболее полного раскрытия творческого потенциала и неповторимой индивидуальности его представителей. В настоящее время большинство людей оказываются не способными к проявлению инициативы и самостоятельности, к адекватному самовыражению и творчеству. Поэтому, акцент в воспитательной практике образовательных учреждений глобально смещается с деятельности по формированию социально типичного в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, самостроительству, самореализации, самоутверждению[1, с. 42].
Такая форма воспитательной работы как классный час - становится основной опорной точкой в развитии личности, а классный руководитель - главным творцом и помощником. В наше время перед педагогом любого образовательного учреждения, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной эволюции ценностей общества.
Школа - это самое важное место для развития ребенка, место для обмена опытом, ощущениями и мыслями, место, где ребенок может найти поддержку и совет, где главной задачей является его всестороннее развитие. Я хочу отметить, что школа - это не только образовательная среда, но и воспитательная, где задача руководителя класса заключается в обеспечении развития и воспитания своих учеников, а также в том, чтобы у них был стимул для самообразования и самовоспитания.
Воспитательный процесс очень разнообразен и осуществляется с помощью различных форм, выбор зависит от фантазии и возможностей классного руководителя.
Их выбор зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, способностей педагогов, особенностей класса и других условий, в которых происходит воспитательный процесс. В связи с этим такая традиционная форма фронтальной воспитательной работы, как классный час, не утрачивает своей актуальности.
В ходе проведения классного часа решаются не только проблемы жизнедеятельности классного коллектива, но и проводятся мероприятия по основным направлениям воспитания. Они дают одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Классный час может удовлетворить потребность в общении между младшими школьниками и учителем-наставником.
Задача учителя состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Сегодня в школе в начальных классах необходимо создавать педагогические условия для воспитания младших школьников, которое имеет целый ряд направлений: физкультурно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, экологическое, трудовое. Все эти многообразные задачи позволяет решить такая форма работы как классный час. Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью изучения воспитательных возможностей классного часа в системе воспитательной работы начальной школы.
Объектом исследования является – воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования – методика проведения классных часов как одной из основных форм воспитательной работы со школьниками.
Цель исследования – раскрыть особенности подготовки и проведения классных часов.
На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть различные приёмы и методы организации подготовки и проведения классного часа;
3. Организовать практическую подготовку и проведение классного часа;
4. Сделать выводы.
Теоретической базой исследования явились ведущие психолого-педагогические теории отечественных и зарубежных авторов по проблемам:
идея личностно-ориентированного подхода в образовании (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, В.А. Сластенин, И. С. Якиманская, З.И. Калмыкова);
психолого-педагогические положения о закономерностях
духовного развития в младшем школьном возрасте (Ш.А. Амонашвили, Р. Бернс, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Ж. Пиаже, Л.А. Славина, Д.Б. Эльконин);
основные положения теории воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
организации воспитательного процесса (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков).
В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ специальной литературы, проектирование классных часов, наблюдение, анкетирование, экспертные оценки.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
1.1. Классный час как основная форма воспитательной работы
Одной из основных форм воспитательной работы был, есть и остаётся классный час. Для того чтобы понять, почему классный час является важной единицей воспитательного процесса, сначала необходимо рассмотреть современные представления о воспитании и единице в образовательной среде.
Единица - это отдельная самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет в группе подобных.
Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности [7, 58с].
Согласно правительственным нормативным документам, воспитание предполагает:
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
формирование культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие молодёжи и детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
формирование научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной позиции;
формирование духовности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда [7, 59с].
Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию[19, с. 75].
Основная цель воспитания - всесторонне и гармонично развитая личность (это ожидаемые изменения в воспитаннике, благодаря целенаправленному воздействию), которая обладает определёнными знаниями, умениями, навыками; а классный час является целостным самостоятельным звеном в воспитательном процессе классного руководителя, который направлен на активизацию процессов самоорганизации и самовоспитания. И перед классным руководителем стоит непростая задача, потому что воспитание включает совокупность методов и способов для всестороннего развития личности, а что самое главное, воспитание возможно только в том случае, если будет происходить взаимодействие между воспитателем и воспитанниками.
Определив цель воспитания, необходимо разобраться в том, что в педагогической науке и практике понимается под такой важной формой воспитательной работы, как классный час.
Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру[9, с. 6].
Классный час - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог[14, с.37].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алоева, М.А. Классные часы в 2-5 классах / М.А. Алоева. - Ростов-на - Дону: Феникс, 2018. -315с.
2. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н. И. Болдырев. - М.: Педагогика, 2017. -224 с.
3. Веденеева, О.А. Теория и практика классного руководителя / О. А. Веденеева, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев. - М.: Просвещение, 2018. – 307с.
4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Academia, 2019.- 267с.
5. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов - на – Дону: Творческий центр «Учитель», 2019. – 406с.
6. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М.: Феникс, 2018. -326с.
7. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций, учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Сфера, 1998. -367с.
8. Лупоядова, Л. Ю. Копилка классного руководителя / Л. Ю. Лупоядова, И. Г. Якимович. - Брянск: Курсив, 2018. – 416с.
9. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 480 с.
10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2019. - 29 с.
11. Рожкова, М. И. Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие / М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2019. -205с.
12. Рубина, Л.Я. Воспитание и воспитательная работа в школе: взгляд социолога / Л. Я. Рубина. – М.: Образование и наука, 2018.- 211с.
13. Саляхова, Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника / Л. И. Саляхова. - М.: Глобус, 2018. - 383 с.
14. Степанов, Е.Н. Личностно ориентированный классный час // Воспитание школьников / Е.Н. Степанов. - М.: Просвещение , 2018. - с.14-22.
15. Степанова, Е. Н. Классному руководителю о классном часе / Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: Сфера, 2018. - 127 с.
16. Степанова, Е.Н. Воспитательная система класса: теория и практика / Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2019. - 160 с.
17. Таран, Ю.Н. Новый взгляд на практику воспитания школьников / Ю. Н. Таран, М.В. Солодкова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 304с.
18. Толкачёва, В. Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа / В. Л. Толкачева. – М.: Феникс, 2017. -116с.
19. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И. Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
20. Щуркова, Е.Н. Классный час и его организация / Е.Н. Щуркова, Н.С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 1985. - 79 с.
21. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. - М.: Феникс, 1994. – 503с.