Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая современная образовательная организация, реализующая образовательную деятельность, опирается на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [20]. Фундаментом ФГОС является опыт работы отечественных и зарубежных деятелей образования. Множество педагогов посвятили свою жизнь изучению детской психологии и физиологии с целью создания для них оптимальных условий обучения.
Одним из направлений в детском образовании является художественное и эстетическое воспитание, ведь оно направлено непосредственно на развитие человеческой личности, положительных качеств, на формирование картины мира, духовных ценностей. Именно творческий процесс, изобразительная деятельность, лежащая в основе художественно-эстетического развития ребенка, помогает ему адаптироваться в новой образовательной среде – детском саду или школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Преподаватели изобразительного искусства зарубежной школы
Приступая к характеристике школ изобразительного искусства за рубежом: в Японии, США, Франции, Англии, Италии, необходимо сказать, что в организационном аспекте многие школы работали достаточно хорошо. Кабинеты для занятий были отлично оборудованы, обучающиеся снабжены всем необходимым инвентарем: детям выдавали краски высокого качества, бумагу, кисти, карандаши.
А.Г. Парамонов пишет о том, что в начале XIX века в зарубежных школах обучение рисованию осуществлялось по программе, сочетающейся с прикладным искусством рисунка, живописи, композиции, истории искусств. Педагоги делали акцент на практику, и на занятиях давали ученикам только базовую терминологию по предметам изобразительного цикла. В целом занятия по изобразительной деятельности проходили в форме развлечения, и имели целью полезное и приятное времяпровождение. Дети занимались с самыми разнообразными материалами: масляными красками, гуашью, пастелью, акварелью [16, с. 13].
В школах искусств дети, достигшие возраста 14 лет, имели право обучаться с начинающими взрослыми людьми. Очень широко были распространены индивидуальных занятия по рисованию с учениками, что делалось для ускорения положительных результатов в обучении. Как только ученик осваивал курс живописи, он выбирал для себя интересное направление в изобразительном искусстве [16, с. 15].
Во второй половине XIX века за границей распространяется форма свободной студийной работы. Студийная форма работы позволила преподавателям самостоятельно выбирать методику преподавания, и зачастую, она была сомнительна. Презиравшие сухую, шаблонную академию, студийные преподаватели проводили собственную работу без какой-либо системы. Таковых частных «академий» и «студий-ателье» было открыто великое множество. Больше всего их было в Париже. Педагоги не задавались целеполаганием при подготовке к урокам, учебные задачи не предполагались. Деятельность педагога-профессора заключалась в периодическом появлении в студии. Иногда учитель останавливался возле определенного ученика, преподносил пару отрывочных фраз, к примеру: «Нога длинна, рука велика и в общем плохо», после чего удалялся. Подобная организация учебного процесса не предполагала наличие ответственности за успехи обучающихся. Результаты детей не были самоцелью учителя, он был заинтересован только в прибыли. Конечно, такое обучение не обогащало знания начинающих мастеров, отсутствие системности в обучении привело к тому, что «рисунок» как предмет совершенно исчез. Так описывает парижскую студию Ф. Кормона Е.Л. Усова [19].
1.2. Преподаватели изобразительного искусства отечественной школы
Итак, если зарубежное художественное творчество и художественное воспитание основывалось на свободном воспитании, то в России преобладало реалистическое направление в искусстве. Т.И. Курочкина отмечает, что в начале XX века в России запестрило разнообразие взглядов на детские рисунки, форматы и методику преподавания. Некоторые взгляды основывались на реакционных идеях. Так, педагогика И.Н. Крамского и П.П. Чистякова, их принципы и методы работы не смогли реализоваться в полной мере [11, с. 37].
В начале двадцатого столетия методические вопросы в области рисования у преподавателей специальных художественных заведений отошли на второй план. Художественные учебные заведения для юношей прекращают сохранять наилучшие методические традиции. Задачу использования традиционной методики смогли взять на себя лишь некоторые отдельные энтузиасты, мастера своего дела, осознающие значение методического фундамента. Но целеполагание рисунка понималось каждым преподавателем по-своему, поскольку все работали в разных направлениях. Отличия можно было наблюдать и в содержании занятий. В то же время большинство русских художников и искусствоведов проявляли интерес к новому западноевропейскому искусству. Они агитировали молодое поколение, привлекая начинающих художников легкостью достижения успеха. Поэтому строжайшая система российского художественного образования, сложившаяся за столетия, оказалась на грани разрушения [11, с. 38].
В советское время в России изобразительная деятельность детей стала объектом изучения. Гораздо больше внимания методисты стали уделять целенаправленному развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Педагоги-экспериментаторы пополняли научную библиотеку новейшими исследованиями в области изобразительной деятельности. Одновременно зарождается теория «свободного воспитания» в основе которой лежит биогенетическая теория известнейшего искусствоведа А.В. Бакушинского [4].
Итак, Дейнека А.Л. объявляет рисование в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах одним из основных предметов, без которого не возможно полноценное формирование развитой личности ребенка. С другой стороны, пропаганда «свободного воспитания» породила формальность образовательной деятельности. Сторонники «свободного воспитания» не отрицали важность изобразительной деятельности, но пособия, которые они издавали для педагогов, были невероятно низкого уровня, используя в качестве иллюстраций детские рисунки. Такие пособия были непригодны для обучения подрастающего поколения грамотному рисунку, преподаватели были лишены возможности проводить с детьми беседы о высоком, реалистичном искусстве [5, с. 73].
1.3. Педагоги-художники
В России в начале XX века на первое место выступили задачи творчества, экспериментаторства, интуиции, вдохновения, задачи же образования, воспитания и обучения были сведены на нет. В защиту традиций реалистической школы искусства, академического направления в преподавании встает целая плеяда художников-педагогов: Д.Н. Кардовский, И.Е. Репин, В.А. Серов, Я.Ф. Циоглинский, Д.А. Щербиновский. Все они многое сделали не только для развития методов преподавания, но и в области подготовки будущих художников-педагогов.
И.Р. Афанасьева считает, что особенно непримирим был И.Е. Репин ко всем негативным проявлениям в учебной работе. Защищая Академию как хранительницу традиций русской реалистической школы и методов обучения от поклонников «свободного воспитания», И.Е. Репин давал достойный отпор своим противникам. Главное внимание в учебной работе И.Е. Репин обращал на рисунок. За рисунком И.Е. Репин следил постоянно, и если видел у своего ученика недостатки в нем, то тут же исправлял своей рукой. Благодаря такой методике наглядного обучения И.Е. Репин добивался прекрасных результатов. Его ученики достаточно хорошо владели рисунком. Требуя от молодых художников четкости в работе, И.Е. Репин вместе с тем желал видеть в рисунках своих воспитанников эмоциональную выразительность, высокую художественную культуру исполнения [3, с. 15].
В этом отношении среди воспитанников И.Е. Репина особого внимания заслуживает блестящий рисовальщик и виртуоз Н.И. Фешин. При индивидуальном подходе к ученику И.Е. Репин часто переоценивал его возможности. Не всегда И.Е. Репин считал нужным говорить об элементарных основах рисунка. Академию он рассматривал как высшее художественное учебное заведение, где говорят только о высших задачах искусства. В результате некоторые его воспитанники оставались недовольны своим обучением.
Для развития методики преподавания рисунка и подготовки профессиональных кадров много сделал ученик И.Е. Репина Д.Н. Кардовский. Его имя связано со становлением советской школы подготовки учителей изобразительного искусства, организацией специальных художественно-педагогических учебных заведений. Уже к началу своей педагогической деятельности Д.Н. Кардовский разработал строгую педагогическую систему. Он учился у П.П. Чистякова, занимался в Мюнхене в школе А. Ашбе и сложился как художник у И.Е. Репина. Таким образом, Д.Н. Кардовский хорошо был знаком с западноевропейской и отечественной школами рисунка, он сформировался в крупнейшего специалиста учебного рисунка [7, с. 13].
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В РОССИИ
2.1. Влияние научных трудов В.С. Кузина на процесс обучения изобразительному искусству
Владимир Сергеевич Кузин – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат государственных премий СССР и России, заслуженный деятель науки РСФСР. В.С. Кузин – автор 346 печатных работ, в том числе 30 государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. В 1977 году он выпустил пособие для учителей «Основы обучения изобразительному искусству в школе». Книга написана в соответствии с новой программой по изобразительному искусству и предназначается для учителей рисования, а также для учителей начальных классов, ведущих уроки по данному предмету. В книге освещаются психолого-педагогические основы обучения школьников рисованию, на конкретных примерах раскрывается роль занятий изобразительным искусством в идейном, нравственном и эстетическом воспитании учащихся [10].
Рисованию с натуры, реалистическому видению предметов и явлений основное место отводится в программе В.С. Кузина «Изобразительное искусство 1–9 классы», который являлся руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству. Программа под руководством В.С. Кузина постоянно изменялась, усовершенствовалась, было выпущено несколько изданий. Основной целью этой программы является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Практическая художественная деятельность обучающихся и их эстетическое восприятие действительности входят в содержание данной программы. Преподавание изобразительного искусства включает в себя такие задачи как: овладение знаниями основ реалистического, декоративно-прикладного искусства, лепки, аппликации, развитие творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления, любви к искусству.
Как крупный ученый в области педагогики и психологии, В.С. Кузин широко известен в нашей стране и за рубежом. В.С. Кузин являлся членом творческого союза художников России, участвовал в региональных, республиканских художественных выставках и организовывал выставки творческих работ преподавателей и обучающихся школ, педагогических училищ и вузов.
В учебнике В.С. Кузина «Психология» включены современные достижения в психологической науке. Особое внимание уделяется вопросам педагогической и детской психологии, психологии художественного творчества и изобразительного искусства, методам развития изобразительных способностей детей и формирования их творческого воображения. Это издание предназначено для подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, черчения и начальных классов. Проблема личности в деятельности является центральной проблемой, которая освещена в этом труде. Важное место отводится роли учителя в воспитании обучающихся, формировании у них способностей, интересов, убеждений. «Творчески преподавать – это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы…» - говорит ученый.
2.6. Достижения Т.Я. Шпикаловой в области творческой детской педагогики
Главным достижением Т.Я. Шпикаловой ее последователи считают то, что она смогла убедить многих, от вузовских профессоров до работников детских садов, в том, что народное искусство – важная часть нашего образования, часть нашего прошлого, нас самих. Для великого педагога не было разницы – ребенок перед ней или преподаватель с научной степенью, ко всем относилась с равным вниманием, добром, заботой, любовью. Т.Я. Шпикалова ратовала за то, чтобы народное искусство вошло как равноправный компонент единого образовательного пространства России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящего исследования нами изучена деятельность и вклад в развитие педагогической науки исследователей детского творчества, художников-педагогов, преподавателей изобразительного искусства зарубежной и отечественной школы.
В первой части исследования нами изложены особенности преподавания в зарубежных школах изобразительного искусства, студийный метод работы. Среди педагогов указываем Ф. Кормона, Ш. Холлоши, А.Ашбе. кроме того нами описаны методы работы преподавателей отечественной школы: А.В. Богушинского, П.П. Чистякова, Д.Н. Кардаковского, К.А. Савицкого, А.Е. Архиповой, Н.А. Касаткиной, К.Ф. Юон, Н.Н. Ростовцева.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. 189 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hudkultura.ru/kniga-kogda-nachinaetsya-hudozhnik-uchebnoe-izdanie/
2) Алехин А.Д. Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М.: Изобразительное искусство, 1978. 308 с.
3) Афанасьева И.Р. Репин и его знаменитые ученики. М.: ФГБУК Государственный русский музей, 2011. 72 с.
4) Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. СПб.: Питер, 2018. 289 с.
5) Дейнека А.Л. Учитесь рисовать. М.: Издательство академии художеств СССР, 1961. 163 с.
6) Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.
7) Кардовская Е.Д. Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960. С. 63
8) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2022. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://thelib.ru/books/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_programma_i_metodicheskie_rekomendacii_dlya_zanyatiy_s_detmi_2_7_let-read-3.html
9) Крупская Н.К. Н.К. Крупская об искусстве и литературе. М.: Искусство, 1963. 348 с.
10) Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
11) Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. М: Сфера, 2021. 276 с.
12) Мерецкая Ю.С. Влияние педагогического метода А. Ашбе на развитие живописи в Российской империи в конце XIX – начале XX века // Slovenika, 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pedagogicheskogo-metoda-a-azhbe-na-razvitie-zhivopisi-v-rossiyskoy-imperii-v-kontse-xix-nachale-xx-v
13) Молева Н.Р. Белютин Э.Н. А. Ашбе. М.: Наука, 1958. С. 79
14) Наумова Т.В. Д.Н. Кардовский и его педагогическая система в свете современного художественного образования // Современные проблемы академического искусствоведческого образования. СПб.: Ин-т имени И.Е. Репина, 2018. 436 с.
15) Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Педагогика, 2012. 453 с.
16) Парамонов А.Г., Алексеева С.О. История развития отечественной и зарубежной школы изобразительного искусства. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. 62 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://lspu-lipetsk.ru/uploads/FPK/Programms/Metod_Svobodnye_hudozhestvennye_masterskie_istoriya_IK_2god.pdf
17) Репин И.Е. Биография, 2022. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=1471
18) Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. СПб.: Питер, 1996. 79 с.
19) Усова Е.Л. Студия Фернана Кормона и ее русские ученики в 1890-1900-е годы // Искусствознание, 2019. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studiya-fernana-kormona-i-ee-russkie-ucheniki-v-1890-1900-e-gody
20) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
21) Форш О.Д., Яремич С.П. Павел Петрович Чистяков, 1928. 85 с.
22) Шварцман П.Я., Кузнецова И.В. Педология, 2020. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ihst.ru/projects/sohist/books/os2/121-139.htm
23) Шиленко Л.В., Хозяшева Л.С. Кузин В.С. – художник-педагог, продолжатель педагогических традиций // Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления развития образования и науки». Чебоксары.: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 173-176. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/129975/discussion_platform
24) Шиллер Ф. Цитаты. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.citaty.net/avtory/fridrikh-shiller/
25) Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программы общеобразовательных учреждений для 1-4 классов одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, 2015. 218 с.