Фрагмент для ознакомления
2
время наступления каких-либо значимых событий для всех детей группы (праздники, поход в лес, поездка на море и т.д.). Дети могут видеть, как дни складываются в недели, недели в месяцы, месяцы в сезоны года.
Календарь помогает детям осознать и последовательность времен года. Для этого детям необходимо предоставить модель календаря. Это может быть как отрывной календарь, так и модель календаря, описанная Т. Д. Рихтерман. Отрывной календарь дает детям наглядное представление как «уходит один день, неделя, месяц и приходит другой день, неделя, месяц». Дети наглядно могут видеть течение, необратимость и последовательность времени.
Работу по ознакомлению с календарем стоит подкреплять и наблюдениями за природными объектами и явлениями. Для этого составляется календарь погоды.
Календарь погоды составляют в первом полугодии педагог вместе с детьми. Во втором полугодии календарь составляют сами дети, но педагог неявно контролирует деятельность детей. Календарь можно составлять в течение одной недели месяца. Если у детей интерес сохраняется, то можно продолжать и дальше.
Во второй половине года можно составлять также и фенологический календарь. Сопоставляя какие-либо явления из фенологического календаря с календарем погоды, дети учатся устанавливать взаимосвязь природных явлений от погодных условий .
Работа по ознакомлению с календарем должна вестись ежедневно, целенаправленно и систематически, чтобы в сознании детей закреплялись и осознавались знания о последовательности дней недели, месяцев, времен года.
В старшем возрасте ребенок уже различает понятия быстро - медленно, скоро, позже, сразу. Для закрепления понятий быстро – медленно на прогулке можно провести наблюдение за облаками в безветренную погоду и в ветреную, а затем сравнить эти наблюдения.
В 6 - 7 лет продолжается овладение знаниями о календарных эталонах. Ребенок знает названия месяцев, также свой день и месяц рождения. Может назвать полный час на часах и составить распорядок дня. Речь ребенка постоянно развивается, активный словарь пополняется по мере овладения новыми понятиями, и в своей речи старший дошкольник уже правильно использует слова прежде, сейчас, позже – раньше, младше – старше.
Работать по этим двум направлениям можно как в помещении группы, так и за ее пределами.
2.3. Формирование чувства времени у старших дошкольников
Для формирования и развития чувства времени, т.е. умения определять, чувствовать определенные отрезки времени, необходима специально организованная разнообразная деятельность в пределах определенных временных отрезков. Дети могут почувствовать протяженность времени и представить, что они могут сделать за конкретный отрезок времени. Этот конкретный отрезок они могут видеть на часах. Старшие дошкольники знакомятся с часами как с прибором для измерения времени .
После можно переходить к развитию у детей умения оценивать временные интервалы без часов. Здесь нужен контроль со стороны взрослого для подкрепления при выработке навыков ориентировки во времени. В итоге, у детей должно сформироваться чувство времени (что можно сделать, например, за 1, 5, 10 минут), которое им будет необходимо как в школьной, так и в обычной жизни. У ребенка появляется возможность развиваться более успешно, быть организованным, собранным, если ребенок овладевает чувством времени.
Знакомства с различными временными интервалами проводятся первоначально на занятиях. Полученные знания подкрепляются как во время прогулки, так и в трудовой деятельности. Длительность и количество занятий по овладению временными промежутками зависит от темпов их освоения детьми конкретной группы.
Согласно исследованиям, проведенным Т. Д. Рихтерман, работа по чувствованию длительности временных интервалов начинается с 1минуты. 1 минута – это та первоначальная, доступная детям единица времени.
Из 1 минуты складываются 3, 5 и 10 минут. Для освоения и знакомства с данными временными единицами используются секундомер, песочные часы, часы - конструктор. На секундомере педагог показывает, что 1 минута – это 1 круг секундной стрелки. На песочных часах дети могут наглядно видеть текучесть времени (1 минуты).
Освоение временного интервала в 1, 3, 5 и 10 минут состоит из четырех этапов:
1. Определение срока выполнения деятельности по песочным часам. Дети должны были выполнить задание за 1 минуту, следя за временем по песочным одноминутным часам. Этот этап обеспечивает накопление собственного опыта у детей в использовании мерки.
2. Определение по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Дети должны закончить работу, когда им покажется, что 1 минута прошла. На данном этапе нет подсказки в виде часов. На этом этапе фиксируется точность оценки детьми длительности данного интервала.
3. Вырабатывание умения самостоятельно выбирать объем работы, который соответствует интервалу в 1 минуту. Ребенок должен сначала устно спланировать во времени объем работы, затем выполнить его практически и оценить фактическую длительность своей работы по песочным часам.
Например, отобрать такое количество растений, которое можно успеть полить за 1 минуту. По окончании выполнения задания проводится его анализ.
4. Перенос полученных знаний о временных отрезках в жизнь (трудовая деятельность, режимные моменты и др.).
При освоении 3-х и 5-ти минутного интервала также используются секундомер и одноминутные песочные часы. Опираясь на уже имеющийся опыт о длительности одной минуты, воспринять новые временные интервалы детям будет легче. Для получения 3-х минут песочные часы нужно перевернуть три раза, соответственно, для получения временного интервала в 5 минут, часы надо перевернуть 5 раз.
При изучении 5-ти минутного временного отрезка можно также использовать часы - конструктор. Необходимо рассказать и показать детям, как выглядит 5-ти минутный интервал на этих часах.
Задания, по мере освоения временных отрезков, усложняются. Для закрепления знаний необходимо ежедневно обращать внимание, сколько времени показывают часы в группе. (Следить, чтоб часы показывали целый час.)
Итак, знакомство старших дошкольников с часами и временными интервалами происходит в определенной последовательности первоначально на занятиях, а полученные знания закрепляются в процессе наблюдения, труда в природе.
2.4. Формирование понимания временной последовательности
Для полного представления о времени требуется сформировать у детей не только знание, но и понимание отношений временной последовательности.
Эмоциональная составляющая событий влияет на восприятие временной последовательности у детей. В процессе обучения эмоциональная значимость уступает место смысловой значимости. Ребенок уже понимает, что события идут в своей последовательности, независимо от их эмоциональной и содержательной наполненности.
Для достижения этого понимания процесс обучения надо выстраивать по определенному плану:
1. объяснение материала проводится в необходимой последовательности;
2. вычленение временной последовательности содержания материала;
3. воспроизведение временной последовательности учителем на модели или на предметах;
4. воспроизведение временной последовательности детьми;
5. восстановление детьми нарушенной временной последовательности;
6. выполнение задания в нужной последовательности без опоры на модель, но с последующей проверкой по модели.
Как показывает опыт проведения занятий по обучению детей устанавливать последовательность, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее.
Наблюдения в природе, протекающие во времени, дают наглядное представление о временных изменениях в природе, о текучести времени (утро переходит в день, день переходит в вечер), о временных отношениях между природными явлениями и деятельностью человека (наступила осень
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Блехер Н.Ф. Дидактические игры и дидактические материалы [Текст] / Н.Ф. Блехер. - М: Учпедгиз, 1948
2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций. - Брест, 2006. – с. 75
3. Владимирова Т. В., Хамидуллина Л. А. Путешествия во времени: Занятия по ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем. – М., 2009
4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1974
5. Люблинская А.А Детская психология. - М: Просвещение, 1971.- С. 171-173
6. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб., 2008.
7. Немов Р. С. Общая психология: Краткий курс. – СПб., 2010.
8. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская Академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М., 1999
9. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М., 2000. – с. 10-15
10. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1991
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002.
12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001
13. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3 – 7 лет. – СПб, 2008
14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. Столяра А. А. – М., 1988
15. Чуднова Р. Обучение детей ориентировки во времени [Текст] / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. - 1979 .- № 1.- С. 24-29
16. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М., 2004
17. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие. – М., 2005
18. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова.- М: Академия, 1998