Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена современным состоянием развития общества под влиянием изменений, затрагивающих все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических, политических, культурных преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Отечественная педагогика и школьная практика отвечает вызовам времени, воспитывая личность с креативным мышлением. Целесообразнее всего начинать работу в данном направлении с начальных классов. Проблема формирования мышления человека в целом и креативного мышления в частности не нова. Ее обсуждали как зарубежные исследователи (М. Вертхаймер, B. Келлер, А.Ф. Осборн, К. Патрик и др.), так и отечественные (A.B. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, A.H. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.). В отечественной психолого-педагогической традиции проблемы креативного мышления подняты в трудах И.И. Ильясова, Ю.Н. Кулюткина, Е.К. Осиповой, Г.С. Сухобской, Т.В. Шадриной и др. Анализ научной литературы с целью определения степени разработанности темы позволил выявить ряд противоречий:
между высокими требованиями к качественному уровню развития креативного мышления личности и недостаточностью использования возможностей учебных предметов курса начальной школы;
между возможностями материала курса литературного чтения в начальной школе и недостаточностью разработанности технологий процесса развития творческого мышления учащихся.
Обозначенные противоречия порождают проблему: каковы условия формирования креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения? Нам представляется, что положительное решение проблемы возможно при условии использования творческих заданий.
Объект исследования – процесс формирования креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – использование творческих заданий в процессе формирования креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность использования творческих заданий в процессе формирования креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «креативное мышление», обозначить сущностные черты;
2) представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3) перечислить педагогические условия использования творческих заданий на уроках литературного чтения в формировании креативного мышления младших школьников;
4) осуществить диагностику сформированности креативного мышления младших школьников;
5) разработать систему творческих заданий на уроках литературного чтения для формирования креативного мышления младших школьников, обобщить результаты реализации дидактического материала.
Методы исследования: 1) теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта); 2) эмпирические (беседа; формирующий педагогический эксперимент; качественная и количественная оценка полученных результатов).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1.1 Креативное мышление: понятие, сущностные черты
Необходимость изучения креативного мышления обусловлена стремительными изменениями, происходящими в различных сферах жизнедеятельности. С одной стороны, проблемы современного мира требуют практической реализации оригинальных решений, основанных на максимальном использовании нетрадиционных подходов; с другой – создания и внедрения новых, значимых для общества продуктов. Вот почему много научных публикаций, посвященных обсуждаемому вопросу. Так, исследователь В.М. Тартышева считает, что креативное мышление есть не что иное, как «один из видов общих способностей человека, характеризующийся умением генерировать принципиально новые идеи, находить множество путей решения проблемы способами, не известными ранее, подстраиваться под быстро изменяющиеся внешние условия в кратчайшие сроки, заменять уже существующий ряд сложных операцией единственным более простым действием» [17, с. 103]. Ссылаясь на исследования по психологии, Тартышева разграничивает два типа креативного мышления – на конкретно-образное и словесно-логическое. Обладатели первого представляют мир в конкретных образах, при этом задействуется правая часть мозга, отвечающая за эмоциональную сторону интеллекта. Словесно-логический тип тяготеет к осуществлению абстрактных понятий с логическим направлением; процесс относится к работе левого полушария, отвечающего за логические действия.
В представлениях исследователя М.М. Шубиной, креативное мышление – это «работа с изменением стереотипов мышления» [19, с. 20]. Креативность отвечает за способность продуцировать оригинальные идеи. Креативность превращает процесс человеческого мышления в занимательное творчество, в котором старые идеи обретают новый вид. В понимании Г.Р. Дугиной, креативным называется такое мышление, которое позволяет «приспосабливаться к непривычным обстоятельствам жизни, создавать что-то новое и эффективно действовать в нестандартных ситуациях» [6, с. 13]. В структуре креативного мышления она выделяет три компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Первый включает мотивацию, которая является движущей силой процесса развития креативного мышления и выражается в стремлении к совершенствованию личностных достижений. В основе второго находятся накопленные знания об одном или нескольких аспектах действительности. Третий позволяет использовать приобретенные знания в практической деятельности, уметь отклоняться от традиционных схем в процессе генерации идей; генерировать идеи; предлагать разные решения; быстро переключаться с одного на другое.
По мнению А.Ф. Ахмеровой, креативностью называют «способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [2, с. 8]. Обобщив информацию, содержащуюся в научных изданиях, она выделила разные виды креативности: интеллектуальную, предпринимательскую, художественную, эмоциональную, коммуникативную. В ряде книг, продолжает Ахмерова, рассматривается чувство юмора как признак креативности или как ее особая форма. Сходство того и другого объясняется такими «особенностями информации, как несоответствие, неожиданность и новизна. И креативность, и юмор предполагают изменение точки зрения, новый взгляд на вещи» [2, с. 11]. Кроме того, в западной психологии различают так называемую большую и малую креативность. Первая имеет дело с достижениями, оказавшими существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям.
Д.Н. Боровиковская полагает, что креативное мышление – это «процесс отражения многообразных свойств предмета, характерной особенностью которого является то, что в ходе его развития изменяется степень существенности отражаемых свойств. При этом в центре внимания оказываются не отдельно взятые предметы и их свойства, а связи между ними, установление которых невозможно без грамотного использования рациональных форм мышления» [3, с. 26]. Обладая критическим мышлением, человек умеет способен устанавливать логические связи между идеями, кратко и точно формулировать цель высказывания, определять и оценивать аргументы, устанавливать положительные и отрицательные стороны решения, выявлять несоответствия и типичные ошибки в суждениях, систематически анализировать проблемы, определять актуальность и важность идеи, обосновывать собственные убеждения и ценности, проявлять и оценивать свои умственные способности.
Осуществляя обзор исследования по теме настоящей работы, мы установили, что в публикациях наряду с понятием «креативное мышление» используются «творческое мышление», «креативный потенциал», «креативная личность», понимаемые как синонимы. Правда, с подобной постановкой вопроса согласны далеко не все. Например, Н.М. Азарова, считает, что это разные понятия. Она убеждена в том, что слово «творчество» целесообразнее всего употреблять применительно к фундаментальным аспектам бытия, в то время как «креатив» используется для характеристики качеств отдельно взятого человека. Говоря иначе, второе будет частным по отношению к первому, являющемуся общим: «Творчество понимается онтологически, креативность – социально-психологически» [1, с. 23].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азарова Н.М. Креативность как слово и как концепт // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 93-101.
2) Ахмерова А.Ф. Креативность как основная характеристика творческой личности // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – №5. – С. 8-12.
3) Боровиковская Д.Н. Креативное мышление: основные направления исследования // Вестник Томского государственного университета. – 2017. –№40. – С. 22-32.
4) Гордиенко О.В. Креативно ориентированная методика как фактор развития профессионального мышления будущего учителя русского языка: монография. – М: МПГУ, 2017. – 164 с.
5) Гуминская Т.Ф. Развитие младших школьников через использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения // Современные тенденции развития начального и эстетического образования: сб. статей. науч.-практ. конф. – Могилев, 2019. – С. 83-84.
6) Дугина Г.Р. Развитие креативного мышления у студентов СПО через профессионально ориентированные задачи // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – №4(24). – С. 12-17.
7) Дуженко М.В. Особенности развития креативности детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. … к. п. н. – Ставрополь, 2004. – 22 с.
8) Дьяченко О.М. Роль слова в развитии воображения дошкольника / О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая // Педагогический журнала Башкортостана. – 2008. № 2(15). – С. 27-32.
9) Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2014. – т.6. – №4. – С. 16-26.
10) Илюничева Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Новосибирск, 2018. – с. 12-19.
11) Кайдалова Ю.Н. Применение творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Инновационная наука. – 2020. – №1. – С. 83-85.
12) Кузнецова Ю.О. Роль творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения в формировании познавательного интереса младших школьников // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. статей науч.-практ. конф. – Пенза, 2020. – С. 41-44.
13) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
14) Мухаметянова Д.М. Использование творческих заданий на уроках литературного чтения // Science Time. – 2016. – №12(36). – С. 439-445.
15) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. – М.: Академия, 2015. – 495 с.
16) Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика: учеб. – М.: Юрайт, 2019. – 640 с.
17) Тартышева В.М. Понятие креативного мышления. типы креативного мышления // Проблемы управления в государственном и корпоративном секторах экономики: сб. трудов науч.-практ. конф. – СПб., 2020. – С. 101-104.
18) Шабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (в системе дополнительного образования): дисс. … канд. пед. наук / В.А. Шабанова. – М., 2014. – 222 с.
19) Шубина М.М. Креативное мышление как новый тип мышления современной культуры // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – №38. – С. 19-21.
20) Якимов И.А. Творческое чтение в системе начального литературного образования: дисс. … канд. пед. наук / И.А. Якимов. – М., 2007. – 193 с.