Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные социально-экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы в двигательном, умственном и речевом развитии ребенка часто появляются в раннем возрасте.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение ЦНС. А у некоторых детей, родившихся здоровыми, проблемы впервые появляются в месяцы и годы жизни.
Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% нуждаются в коррекционной помощи в том или ином направлении.
Врачи, психологи, педагоги и логопеды уделяют наибольшее внимание их юному возрасту. И это не случайно. Ранний возраст уникален, стратегически важен для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ранняя диагностика, выявляющая и устраняющая нарушения речи у детей, тесно связана с профилактикой нарушений психического здоровья.
Проблемы психомоторного развития и речи детей раннего возраста изучают многие ученые и педагоги-практики: Аксарина Н.М., Архипова Е.Ф., Баранова О.В., Галанова А.С., Галигузова Л.Н., Громова О.Е., Казьмина А.М. и Казьмина Л.В., Мещерякова С.Ю., Пантюхина Г.В., Серебрякова Н.В., Стребелева Е.А., Янушко Е.А. и т.д.
Исследователи подчеркивают, что в дошкольном возрасте овладение речью как средством общения является осью развития ребенка, так как он меняет свое отношение к окружающему, отрывая его от ситуативной зависимости. ОТНОСИТЕЛЬНО. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, тормозят развитие познавательных процессов и отрицательно сказываются на формировании самосознания. Своевременное выявление, коррекция и профилактика отклонений в процессе развития является важным условием правильного психоречевого развития ребенка.
В настоящее время в нашей стране одним из приоритетных направлений является становление системы раннего выявления и коррекционной помощи детям, позволяющей не только предупредить речевые нарушения, но и способствовать всестороннему развитию личности.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Поиск и эффективное применение разнообразных педагогических технологий в предупреждении отклонений в речевом развитии детей раннего возраста является актуальной проблемой.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основной целью речевого развития является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Словарный запас представляет собой лучший вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации.
Недостаточно развитая речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Поэтому, расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания.
Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль и в развитии логического мышления, так: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.
Поэтому развитие словаря необходимо для формирования всесторонне развитой личности, а так же для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Современная логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:
-технология логопедического обследования;
-технология коррекции звукопроизношения;
-технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
-технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
-технология развития интонационной стороны речи;
-технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
-технология развития лексико-грамматической стороны речи;
-технология логопедического массажа.
В предупреждении речевых отклонений у детей раннего возраста особую актуальность получают различные игровые технологии.
Цель данного исследования - изучение игровых технологий, применяемых в профилактике дефектов речи у детей 2-3 лет. Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:
-рассмотрение онтогенеза речевого развития в раннем возрасте;
- выявить наиболее характерные отклонения в развитии речи детей раннего возраста;
- анализ современных игровых технологий, используемых для профилактики нарушений речи у детей 2-3 лет;
- определение особенностей применения игровых технологий в профилактике дефектов речи у детей 2-3 лет.
Объект исследования является речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования - игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1.1. Особенности речевого развития детей
Речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент общения, так как через речь человек может вступать в многочисленные контакты, в ходе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и налаживает отношения с естественным, объективный и социальный мир вокруг него[Астанина И.В. 79 с.].. В процессе речевого общения происходит самопознание человеком своего «Я» и появляется реальная возможность для самовыражения и самореализации.
Речь ребенка давно привлекала внимание исследователей (Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Р.О. Якобсон, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздев, Р. Левин, К.И. Чуковский и др.): Первые слова - факт пробуждения сознания. Весь путь речевого развития ребенка - полная загадка.
Язык развивается и проявляется в общении между людьми. Интересы развития языка у ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру языка. В своем социальном развитии, начиная с первичной социальной ячейки (матери и ребенка), к которой он принадлежит на момент рождения, ребенок постоянно общается с людьми, что, безусловно, влияет на качественный рост и проявление его речи[Астанина И.В. 90 с.]..
В детском саду дошкольники, освоившие родной язык, усвоили важнейшую форму речевого общения - устную речь. Речевое общение в его полной форме - понимание речи и активная речь - постепенно развивается.
Собеседниками ребенка должны быть как дети, так и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок чередовался со своими сверстниками, чтобы у них была широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами, и на них мудрые развивались. его речь[Ефименкова Л.Н. 54 с.].
Самой важной системой коммуникации, созданной человеком, является человеческий язык, который играет важную роль в различных сферах общественной жизни. Выдающийся русский психолог С.Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» указывает, что у языка есть главная функция, а именно - служить средством общения.
Ученые подчеркивают, что процесс духовного, сознательного общения между людьми происходит посредством языка. По психологической периодизации выделяют следующие возрастные периоды, характеризующиеся определенным развитием речи. Младенческий возраст - до года. Ребенок реагирует на голоса близких ему людей. Улыбки, смех, болтовня, жесты. Начальные проявления выразительной функции речи. Весь период связан с необходимостью общения - эмоционального и значимого; стремление к цели. Вербальная речь встречается редко, по окончании периода - первые проявления номинативной функции речи, именование предмета[Астанина И.В. 94 с.]..
1. Ранний возраст – 1 – 3 года.
Развивается обобщающая функция слова: ребенок называет вещи, одновременно расширяет словарный запас, развивает мышление. Есть единство общения и обобщения. Слоговый состав слова усваивается раньше звукового. Речь связана с практической деятельностью ребенка - игрой, познанием окружающих предметов, владением способами их использования.
3. Младший дошкольный возраст
На четвертом году жизни у детей наблюдается заметное улучшение произношения и язык становится понятнее. Дети хорошо и правильно знают предметы, которые их окружают: игрушки, посуда, одежда, мебель. Помимо существительных и глаголов, чаще начинают употреблять и другие части языка: прилагательные, наречия, предлоги[Ефименкова Л.Н. 76 с.].
Появляются начала монолога. В детском языке преобладают простые общеупотребительные предложения.
Дети используют сложные и сложные предложения, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно выделять звуки в слове, но легко могут заметить неточности в звучании слов на языке своих сверстников.
Детская речь в основном ситуативна, еще недостаточно точна в словарном запасе и грамматически безупречна, не совсем ясна и правильна в произношении. С небольшой помощью взрослых ребенок сможет передать содержание всем известной сказки, прочитать небольшое стихотворение наизусть. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка[Ефименкова Л.Н. 87 с.].
4.Средний дошкольный возраст
В пятилетнем возрасте у детей наблюдается заметное улучшение произношения речи, у большинства из них процесс усвоения звуков заканчивается. Речь в целом становится яснее и понятнее. У детей повышается речевая активность. Дети начинают доминировать в речи монолога, но структурно она не всегда идеальна и в большинстве случаев носит ситуативный характер.
1. Старший дошкольный возраст.
В этом возрасте продолжается улучшение всех аспектов речи ребенка. Произношение будет чище, точнее, детальнее. Ребенок не только подчеркивает существенные черты предметов и явлений, но и начинает устанавливать между ними причинно-следственные, временные и другие отношения. При достаточно развитой активной речи дошкольник старается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающая его аудитория понимала, о чем он пытается сказать[Ефименкова Л.Н. 98 с.]..
Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка вырабатывается и более критическое отношение к речи сверстников. Описывая предметы и явления, он пытается передать свое
Фрагмент для ознакомления
3
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109с.
2.Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста: Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. - СПб: ИРАВ, 1998.
3.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие - Ставрополь, 2008. - 224 с.
4.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 301с.
5.Григорьева Г.Г., Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студентов специальных пед. Учеб. Зав. (текст) / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998. - 336 с.
6.Громова О.Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста? // Логопед. - 2007. - № 4. - С. 16-27
7.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. - СПб.: Речь, 2004. - 128 с.
8.Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста (текст) / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2008. - 64с.
9.Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех. -- М.: Рипол Классик, 2007. - 256 с.
10.Жарова В.А., Заверткина Л.В. Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста // Практическая психология и логопедия. 2006. - №4 (21). - с.15-17
11.Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология - СПб., 2006.- 360с.
12.Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 480 с.
13.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
14.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений (текст) / Под ред. В.А. Слестенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-3-е изд.-М.: Школа-Пресс,2000.-512с.
15.Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -- 448 с.
16.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
17.Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Под ред. Проф. Н.М. Щелованова.- М.: Просвещение, 1965.
18.-Смирнова Е. Ранний возраст важный ответственный этап развития человека // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8.
19.Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 64 с.
20.Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.-480с.