Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это период, когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение.
На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются свойства внимания и ее произвольность. Дети старшего дошкольного возраста учатся управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. В данном возрасте изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.
Особенно важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению. Сейчас, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости ребят в школе, тем более в младших классах, становится актуальным формирование внимания с раннего детства.
Изучению внимания посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
Наукой определено, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития произвольного внимания ребят дошкольного возраста. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Они приучают ребенка к определенной дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить свое внимание в соответствии с требованиями, заложенными в правила игры, формируя таким образом, волевые качества дошкольника.
В играх с правилами необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других игроков, слежение за выполнением правил всеми участниками игры, включая себя самого, выполнение самих игровых действий, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию произвольного внимания ребенка.
По этой причине бесспорна актуальность использования игр с правилами как оптимального средства развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания детей 5-6 лет посредством игр с правилами.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: игры с правилами как средство развития внимания детей 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет;
2. изучить особенности развития внимания у детей 5-6 лет;
3. рассмотреть игры с правилами как средство развития внимания детей 5-6 лет.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение периодической, методической психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
Остановимся на психолого-педагогической характеристике детей данного возраста поподробнее.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосознании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного поведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов. Эмоциональные процессы в старшем дошкольном возрасте становятся более уравновешенными. Но в то же время в данный период эмоциональная жизнь ребёнка становится насыщеннее и интенсивнее. У ребенка появляются такие эмоции, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без которых общение и взаимодействие детей будет невозможно. К концу дошкольного возраста у детей происходит формирование самооценки, содержанием которой является уровень развития практических навыков и моральных качеств ребенка, которые выражаются в подчинении нормам поведениям и правилам, установленным в данном коллективе. Необходимо отметить, что самооценка дошкольника в целом находится на высоком уровне, что помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.
Важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / под ред. И.И. Баскаковой.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 164 с.
2. Вундт В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. / под ред. В. Вундта. - М.: Просвещение, 2004. - 285 с.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / под ред. Л.С. Выготского. - М.: Педагогика, 2000. - 328 c.
4. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учебн.заведений.– 3-е., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 336 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
6. Кравцова, О. Е. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Кравцова, М. А. Жирнова// Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 30-33
7. Михайленко, Н.Я. К вопросу о строении игр с правилами [Текст] / Н.Я. Михайленко, О.К. Петрова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 1. - С.37-42.,
8. Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. - 1993. - №4.- С. 18-23.,
9. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 1994. - 109 с.
10. Неймер Ю.Л. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймер.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с.
11. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: МГУ, 2002. – 152 с.
12. Рибо Т. Психология внимания / под ред. Т. Рибо. - СПб.: Изд-во Ф.Павленкова, 2000. - 369 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 2004 . – 334 с.
14. Чернявская, Е.Е. Развитие свойств произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности [Текст] / Е.Е. Чернявская // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник докладов и материалов Национальной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 324-328.
15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
16. Шмаков, С. А. Игры учащихся-феномен культуры / С. А. Шмаков. - М. : Новая шк., 1994. – 238 с.
17. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2003. – 532 с.