Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что наблюдается постепенное исключение из Конституции норм, носящих преимущественно политико-идеологический характер.
Так, например, исключение термина «политическая система» из механизма конституционного регулирования устоев российского общества не означает, что политическая система как реальность и научная категория не существует.
В условиях правового государства существенно меняется роль политических институтов (партий, общественных организаций и массовых движений) и других звеньев политической системы в механизме осуществления власти.
В жизни современного общества политические партии, выступая связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством, выполняют значимую роль.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с политическими партиями.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение конституционно-правового статуса политических партий в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Изучить понятие и статус политической партии;
• Проанализировать взаимоотношение государства и политических партий;
• Рассмотреть конкуренцию политических партий;
• Исследовать право политических партий на ведение предпринимательской деятельности.
Работа состоит из введения двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические основы исследования правового статуса политических партий
1.1. Понятие «политическая партия»
Статус и деятельность политических партий регулируются Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о партиях), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о партиях политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия представляет собой вид общественной организации (организационно-правовая форма юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями) (пп. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ ).
Как отмечает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 09.11.2009 N 16-П, политические партии являются основными коллективными участниками избирательного процесса.
Именно деятельностью политических партий, как следует из ст. 13 (ч. 1, 3 и 4) Конституции РФ, предусматривающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, во взаимосвязи с ее ст. ст. 30 и 32, опосредовано осуществление избирательных прав граждан и права народа на свободные выборы.
Деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. Политические партии включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы (Постановления Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 N 1-П и от 16.07.2007 N 11-П ).
Политические партии являются формой объединения, имеющей существенное значение для нормального функционирования демократии. Любые меры, принимаемые против них, затрагивают как свободу объединения, так и, соответственно, демократию в соответствующей стране.
Закон о партиях закрепляет особый правовой статус политических партий на основе Конституции РФ, конкретизируя положения ст. ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 2), 13 (ч. 3) и 30 (ч. 1), признает ее единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (п. 1 ст. 36 Закона о партиях).
Политические партии в РФ определены как институт представительной демократии, обеспечивающий целостность и устойчивость политической системы.
1.2 Государство и политические партии
Характер взаимоотношений политических партий и государства определяется их возможностью осуществлять контроль за деятельностью друг друга.
Юридическая наука уделяет достаточно много внимания контролю государства за политическими партиями.
Однако научный интерес представляют также теоретико-правовые основы контроля, осуществляемого политическими партиями в избирательном процессе.
Для изучения этого вопроса полезно обратиться к зарубежному опыту, например Германии, государству со стабильной и эффективной партийной системой, в котором правовое положение политических партий закреплено на конституционном уровне.
Политические партии в Российской Федерации - это особый вид общественных объединений, которые призваны осуществлять общественный контроль.
Общественный контроль - одно из основных конституционно-правовых средств обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Конституционной основой общественного контроля служит положение о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
Делегировав свои полномочия государству, народ оставил за собой право осуществлять контроль за его действиями. Объектами такого контроля выступают органы государства и местного самоуправления.
В механизм общественного контроля входят методы, формы и средства воздействия на сферу публичного управления. Особый метод общественного контроля - метод самоуправления, который предполагает инициативу самих граждан и общественных объединений в проведении контрольных мероприятий.
Формы общественного контроля - это всевозможные контрольные действия, регламентированные правовыми нормами и имеющие юридическое значение.
К средствам общественного контроля относят систему юридических процедур его осуществления.
С.М. Зубарев предлагает под общественным контролем понимать вид юридического процесса, представляющий собой определенные правовыми нормами последовательные процедуры участия граждан и институтов гражданского общества в установлении качества принимаемых в сфере публичного управления нормативных правовых актов и эффективности их реализации государственными органами и органами местного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
8. Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2010 г. N 653-150 "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, при освещении их деятельности региональным телеканалом и региональным радиоканалом" // Санкт-Петербургские ведомости. 2010. 15 декабря.
9. Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 "Об общественных объединениях" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. N 42. Ст. 839. Утратил силу.
10. Постановление ЕСПЧ от 30.01.1998 по делу "Объединенная коммунистическая партия Турции и другие против Турции", Постановление ЕСПЧ от 12.04.2011 по делу "Республиканская партия России против Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 N 16-П // Собрание законодательства РФ, 23.11.2009, N 47, ст. 5709.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 N 1-П // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, N 6, ст. 491.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 N 11-П // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3989.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 467-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 1422-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учеб. пособ. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 120.
17. Аксельрод С.М. Нормативный конституционно-правовой статус политических партий в россии как субъектов избирательного процесса на федеральном уровне // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного и международного права. Материалы Третьей ежегодной конференции. 2019. С. 7-11.
18. Аксельрод С.М. Особенности конституционно-правового статуса политических партий в россии (на примере законодательного закрепления вопросов участия в федеральных электоральных кампаниях) // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного и международного права. Материалы Третьей ежегодной конференции. 2019. С. 11-14.
19. Берлявский Л.Г., Махова А.В. Роль избирательного законодательства в эволюции российской партийной системы // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 4. С. 3-9.
20. Братановский С.Н. Административно-правовые аспекты организации и деятельности политических партий в России // Государство и право. 2019. № 12. С. 16-25.
21. Веденькина Т.П. К вопросу о конституционно-правовом статусе политических партий / В книге: российская наука: актуальные исследования и разработки. сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Самара Издательство Самарского государственного экономического университета, 2020. С. 493-495.
22. Влияние политического режима на политические партии в современной россии на примере парламентских партий (результаты количественного анализа) / Емельянов Даниил Евгеньевич // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 1. № 8 (20). С. 432-438.
23. Володина С.В. Многопартийность как основа конституционного строя России: Монография. М.: Проспект, 2016. С. 110 - 111.
24. Волонтерская деятельность в политических партиях: на примере политической партии "Новые люди" / Тарасочкина Д.Д., Зряева Е.С., Нечай Е.Е. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 1 (82). С. 155-161.
25. Горбатова В.А. Конституционно-правовой статус политической партии: эволюция законодательства // В сборнике: молодежь и наука XXI века. Политика и право в современном мире. Материалы III Региональной научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2020. С. 44-46.
26. Гутерман А.Е. Осуществление политическими партиями предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2019. N 5.
27. Гуторова А.Н. Сравнительно-правовой анализ конституционного регулирования основ статуса политических партий в странах постсоциалистического конституционализма // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 37-44.
28. Долгих Ф.И. Конституционная регламентация деятельности политических партий в свете глобальных тенденций конституционно-правового развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 4 (131). С. 102-115.
29. Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий России: Монография. М.: Юрист, 2017. С. 54 - 57.
30. Долгих Ф.И. Предпринимательская деятельность политических партий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. N 2. С. 149.
31. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б) - ВКП(б) в первой половине 1920-х гг. // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 4.
32. Долгих Ф.И. Финансирование политических партий России в 2016 г.: некоторые тенденции и закономерности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 24.
33. Дюльгер М.Г., Саратова О.В. Особенности административно-правового статуса политических партий РФ // В сборнике: Защита прав и свобод человека и гражданина (к 26-летию Конституции Российской Федерации 1993 года). Межвузовская студенческая конференция. Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. 2019. С. 93-97.
34. Ефимова Е.В. Особенности конституционно-правового регулирования политических партий в Российской Федерации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 389-393.
35. Живодерова Ю.В. Роль молодежи в структуре политических партий и иных политических организаций // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2021. № 14. С. 30-32.
36. Зубарев С.М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Lex russica. 2014. N 7. С. 798 - 812.
37. Зурнаджян М.В., Рудых С.А. Правовой статус совета федерации. Политические партии в Российской Федерации // В сборнике: противодействие экстремизму, терроризму, коррупции: теория и практика. материалы Национальной научно-практической конференции. Армавир, 2019. С. 70-74.
38. Какителашвили М.М. Мониторинг правовой модели многопартийности в государствах - участниках СНГ // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 16-24.
39. Максимов А.А. Проблемы формирования имиджа политической партии на примере московского областного регионального отделения всероссийской политической партии "Единая россия" // В сборнике: Сборник трудов факультета управления. Электронное издание. Москва, 2021. С. 32-37.
40. Осипов А.В. Политические партии как проблемный кластер консолидации политической власти современной россии // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 9 (78). С. 2563-2571.
41. Политические партии в российском региональном политическом процессе / Бейдина Т.Е., Зимина Н.В., Новикова А.В. // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27. № 5. С. 63-67.
42. Сергеева Е.В., Приданкина Т.С. К вопросу о региональных политических партиях и их необходимости в современных политических условиях // Молодой ученый. 2021. № 22 (364). С. 419-421.
43. Сизов В.О., Кузнецов В.Н. Роль современных политических партий и общественных объединений в формировании политических процессов России // В сборнике: Инновационный потенциал молодежи – 2021. сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества. Составитель и ответственный редактор доцент Михайлова И.В., 2021. С. 214-216.
44. Шапошникова Е.А., Егоров В.Г. Инкорпорирование учений муаммара аль-каддафи о политических партиях и парламентаризме в отечественную политическую практику // Постсоветский материк. 2022. № 1 (33). С. 4-12.
45. Mubarakzyanova G.M. Political parties in the UK // В сборнике: студенческая наука - аграрному производству. Материалы 79 студенческой (региональной) научной конференции. Казань, 2021. С. 95-101.