Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Актуальность исследования основывается на том, что дошкольный период – самый плодотворный период в формировании детей. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция ЗПР должны осуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с органической недостаточностью, в том числе и с ЗПР, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в сензитивный период, в свою очередь, замедляют психическое развитие в целом и отягощают дефект при ЗПР.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
В формировании разностороннего развития личности ребенка игровой деятельности отводится важнейшее место. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Особое значение игра приобретает в коррекционном педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. В игре дети отражают свои представления и знания об окружающем мире.
Изучением игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития занимались такие исследователи как Е.С. Слепович, Л.В. Кузнецова, Н.Ю. Борякова и др. Из их работ нам известно, что у детей с задержкой психического развития не сформированы все компоненты игровой деятельности.
Цель исследования: изучить уровень сформированности игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается, в предположении о том, что у детей с задержкой психического развития не сформированы все компоненты игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) сделать анализ научно-методической литературы по проблеме изучения игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития;
2) подобрать диагностические методики и инструментарий и выявить уровень сформированности игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития;
3) провести качественный и количественный анализ данных;
4) сформулировать выводы.
Теоретико-методологические основы исследования.
– теория оспецифических особенностях отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с ЗПР (Н.Ю. Борякова, А. Бооркес Де Бустаманте, Б. Диас Гонсалес, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. А. Коробейников, А. Д. Кошелева, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова и другие).
– изучение теории игры в воспитании дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
– определение особенности, места и значения игровой деятельности у детей с задержкой психического развития в педагогическом процессе (В.Р. Беспалова, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.)
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) анализ документации детей исследуемой группы;
3) экспериментальное исследование;
4) количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть полезны педагогам и воспитателям в работе по развитию игровой деятельности у детей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Эмпирическая база исследования:
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (31 источник), приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Понятие об игровой деятельности в психолого-педагогической литературе
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В качестве основного принципа дошкольный образовательный стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры».
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова, А.Н.Леонтьев. Все эти исследования относятся к ХIХ - первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
Игровая деятельность рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра в наибольшей степени способствует развитию, его психических процессов.
Игровая деятельность - это эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижение игровой задачи.
По исследованиям А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Я. Михайленко, игровая деятельность не является изобретением ребенка, а задается ему взрослым, ролью которого является обучение малыша игре, знакомство ребенка со сложившимися в обществе способами игровых действий. Например, взрослый учит ребенка, как использовать игрушку, предметызаместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.) [7].
В процессе общения со взрослыми ребенок осваивает технику самых разных игр, а затем производит обобщение игровых способов и их перенос на другие игровые ситуации. Таким образом, игра приобретает форму непосредственно творчества ребенка, что и объясняет ее развивающий эффект.
Игровая деятельность в своей организации строится так же, как и любая другая деятельность человека. Одна из главных целей игровой деятельности - развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, его личностных качеств в определенном возрасте. Содержание всей деятельности задается в самом ее начале [6]. Определяясь темой, содержание игры намечается в виде какихлибо игровых действий и отношений, а также соответствующих правил. Игровой замысел представляет ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Все это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности ребенка, особенности его опыта. Замысел реализуется в игровых действиях, которые всегда включает в себя обучающую задачу.
С помощью игровой деятельности формируется произвольность всех психических процессов. В игре развиваются произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игровая деятельность помогает ребенку лучше сосредоточиться и больше запомнить, по сравнению с прямым заданием взрослого, направленным на развитие произвольности внимания и памяти. Именно в игре раньше и легче всего ребенком выделяется сознательная цель. Ребенок самостоятельно дает себе установку сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. -- М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с. - ISBN 5-254-00344-8
2. Винникова, E.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М. : Уч. пособие, 2004. – 239 с.
3. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические труды / Л.С. Выготский. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 324 с.
5. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Н.А. Деревянкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
6. Дошкольная педагогика : Пер. со 2-го испр. и доп. изд. / / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - Ташкент : Укитувчи, 1991-. Ч. 1: Содержание воспитания в детском саду / [Курочкина Н. А. и др.]. - Ташкент : Укитувчи, 1991. – 254 с. - ISBN 5-645-01176-7
7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 365 с., Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. - 96 с.
8. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
10. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
11. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - М.: Феникс, 2007. - 188 с.
12. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с. - ISBN 5-7695-0408-0
13. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л.Ю. Николаева, Е.А. Николаева // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 25-29.
14. Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / [В. И. Лубовский, Л. И. Перслени, П. Б. Шошин и др.]; Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
15. Основы дошкольной педагогики / [А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Л. А. Венгер и др.]; Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - 271 с.
16. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
17. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 96 с.
18. Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156
19. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие [для студентов сред. пед. учеб. заведений] / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 334 с. - ISBN 5-7695-0149-9.
20. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с. - ISBN 5-691-00256-2