Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи, поэтому современное общество всё больше обращает внимание на проблему речевых патологий у дошкольников.
Изучением общего недоразвития речи занимались Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали также такие исследователи, как В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, А.Д.Салахова, М.Е.Хватцев, и др.
Разработка эффективных методов преодоления проявлений ОНР, в том числе и нарушения фонематических функций, является одной из актуальнейших задач современной логопедии.
Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.
Особым видом игровой деятельности детей является дидактическая игра. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.
Игровые технологии на логопедических занятиях активизируют знания детей, стимулируют речевую активность и, как следствие, формируют положительное отношение к обучению. Современные игровые технологии в логопедии содействуют развитию грамматического строя речи, расширяют и активизируют словарный запас, улучшают психические процессы, помогают воспитать инициативность и ответственность.
Таким образом, актуальность использования игровых технологий в логопедической работе по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня очевидна. Вопросами изучения развития речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи, как Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др. Изучению словаря детей с ОНР посвящены работы Ж.В. Антиповой, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой [2].
Концептуальные положения об использовании игровых упражнений при развитии словаря мы находим в работах А.К. Бондаренко, И.А. Горохова, О.Ю. Филимонова, Т.С. Швайко и др. Разработкой игровых технологий и их использованием в работе с детьми с ОНР занимались такие авторы, как Г.А. Быстрова, Т.А. Куликовская, Е.В. Мурюкина, Е.А. Никитина, Н.В. Нищева, В.Н. Чернякова [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1 Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СанктПетербург : Детство-Пресс, 2017. − 128 с.
2 Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. 3 Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/
4 Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. – Москва : Сфера, 2018. – 335 с.
5 Артеменко, О. Н. Формирование диалогической речи у детей с ОНР / О. Н. Артеменко, Н. И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 8. – С. 42-43. – URL.: https://expeducation.ru/pdf/2011/8/2011_08_38.pdf
6 Балакина, А. С. Много дел : технология обучения составлению рассказа детей 5-6 лет с ОНР / А. С. Балакина // Логопед. – 2018. – № 4. – С. 36-39.
7 Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития ; (на примере глагол. лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространен. предложений) / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. – Москва : В. Секачев, 2018. – 201 с.
8 Бутон, Ш. Развитие речи / Ш. Бутон ; пер. с фр. Е. Протасова // Психолингвистика : сб. ст. зарубеж. психолингвистов, посвящ. проблемам анализа речевой деятельности / сост. А. М. Шахнаровича. – Москва : Прогресс, 2014. – С. З07-324.
9 Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 34-40.
10 Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи : метод. пособие / Г. А. Волкова, М. А. Илюк. – СанктПетербург : Детство-Пресс, 2016. – 70 с.
11 Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : вопр. дифференциал. диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. – 144 с.
12 Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова ; под науч. ред. И. Ю. Левченко. – Москва : Нац. книж. центр, 2018. – 96 с.
13 Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / Т. В. Волосовец. – Москва: Ин-т общегуманитар. исслед., 2017. – 256 с.
14 Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. – 471 с.
15 Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Пр. Министерства образования и науки ДНР от 07 августа 2020 г. № 120-НП, [Текст], стр.9
16 Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. Е. Громова ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – Москва, 2013. – 234 с.
17 Елисеева, М. Б. Лексикон ребенка раннего возраста / М. Б Елисеева // Речь ребенка: ранние этапы / под ред. С. Н. Цейтлина. – Санкт-Петербург : Балтика, 2010. – С. 15-31.
18 Елисеева, М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 1. – С. 4-14.
19 Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва : АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
20 Жукова, Н. С. Логопедия : преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2016. – 320 с.
21 Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : кн. для логопедов : учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2011. – 316 с.
22 Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / А. В. Захарова ; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 1975. – 23 с.
23 Козловская, Г. Ю. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития : учеб.-метод. комплекс / Л. В. Ковригина ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2011. – 169 с.
24 Лалаева, Р. И. К вопросу о ранней диагностике нарушений речевого развития у детей / Р. И. Лалаева. Н. В. Серебрякова // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 13-15 окт. 2013 г., Санкт-Петербург. Ч. 1 / Рос. гос. пед. ун-т им.А. И. Герцена ; отв. ред. В. З. Кантор. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2013. – С. 148-153.
25 Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Москва : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
26 Лапковская, В. П. Речевые развлечения в детском саду : сб. сценариев для работы с детьми 5-7 лет с ОНР / В. П. Лапковская, Н. П. Володькова. – Москва : Мозаика- Синтез, 2018. – 56 с.
27 Лебедева, Л. В. Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Лебедева // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 1. – С. 26-28.
28 Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, 85 Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1968. – С. 67-165.
29 Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2016. – 677 с.
30 Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие для вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2016. – 191 с.
31 Манакова, Е. Н. В помощь логопеду :дидактич. пособия и игры / Е. Н. Манакова, Н. И. Фоменко // Ребенок в детском саду. – 2019. – № 2. – С. 32-35.
32 Михайлова, Е. А. Особенности глагольной лексики и навыков образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / 86 Е. А. Михайлова, Л. В. Милютина, О. Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2019. – № 8. – С. 22-27.
33 Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей : дидактич. материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников : популяр.пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Гринго, 2016. – 61 с.
34 Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А. С. Динмухамедова, Б. Б. Габдулхаева, С. Ж. Кабиева [и др.] // Вестник НГПУ. – 2013. – № 2 (12). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-leksicheskogo-stroyarechi-u-detey-s-onr
35 Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 448 с.
36 Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей : практ. логопедия / Н. А. Седых. – Москва : АСТ-Сталкер, 2016. – 279 с. 87
37 Смирнова, Т. Н. Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи / Т. Н. Смирнова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (9). – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf
Тихонова, Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи / Г. А Тихонова // Логопед в детском саду. – 2010. – № 6/7. – С. 76-81.