Фрагмент для ознакомления
2
Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Учеными установлено, что дети с ОНР испытывают трудности в усвоении программного материала и чаще других оказываются неуспевающими по родному языку (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушены все компоненты языковой системы. Одной из характерных особенностей проявления дефекта при ОНР является своеобразие формирования лексической системы [2].
Известно, что в процессе развития словаря у школьников формируются навыки составления простых предложений, связанных высказываний, что ведёт в дальнейшем к развитию самостоятельной связной речи у детей. Следовательно, достаточный словарный запас и умение грамотно его использовать – необходимые условия для полноценного овладения языком как средством общения.
Современные исследования показывают, что школьники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в переводе слов из пассивного словаря в активный. У данной категории детей имеют место сложности в понимании семантического значения многих слов, наблюдается не соответствующее контексту употребление даже знакомых слов. Словарь прилагательных таких детей очень беден, для них характерно многозначное употребление одного и того же слова, рассогласование падежных окончаний, трудности в употреблении притяжательных и относительных прилагательных, затруднения в использовании сравнительных степеней при употреблении качественных прилагательных.
Цель работы – изучение словарного запаса детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – особенности становления лексикона детей школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – состояние пассивного словарного запаса детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития словаря детей младшего школьного возраста.
Подобрать методики и с их помощью провести изучение лексического запаса детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Проанализировать полученные данные.
База исследования: школа №347 г.Москва.
В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста (от 5 до 7 лет) с онр.
Структура курсовой работы: работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 104с.
3. Вахтеров В. П. Избраʜʜые педагогичесᴋᴎе сочинения / В.П. Вахтеров. М.: Педагогика, 2007. – 400 с.
4. Власенко И. Т. Особенности мышления взрослых и детей с нарушениями речи. /Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.: ил.
5. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у школьников с ЗПР и ОНР: Дис. канд. псих. наук – М., 1995. – 164 с.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 2006. – 165с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
8. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – С. 58-69.
9. Глухов В. П. Особенности формирования речи детей с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2001. – 194 с.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 56 с.
11. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//Дефектология. – 2005. - № 6. – С. 7-16.
12. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
13. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60.
14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2001. –258 с.
15. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 2007. – 136с.
17. Жинкин Н.И. Язык. – Речь. – Творчество. (Избранные труды) – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
18. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда.-Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
19. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у школьников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 2000. – 154с.
20. Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2005. – 74с.
21. Жураковская, Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я.В. Жураковская // Логопед сегодня. – 2012. – №1. – С. 53-58.
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
23. Золова, Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.
24. Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В. И. Селиверстовой. -Москва, 2009.-184с.
25. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. – 296 с.
26. Капышева Н.А. Формирование речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок//Логопедия. – 2003. - № 1-2. – С. 44-50.
27. Коновалова, С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у школьников с общим недоразвитием речи различного генеза / С. Н. Коновалова // Логопед сегодня. – 2010. – №3. – С. 16-17
28. Лавреньева, А.И. Этап становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Усвоение ребенком родного (русского) языка / А. И. Лаврентьева// – СПб.: Образование, 1996. – с. 57 – 69.
29. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у школьников. – СПб.: Союз, 2009. – 183с.
30. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68
31. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. /Ред.-сост. Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005.- 244 с.: ил.
32. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
33. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
34. Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей школьного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: 1984. – С. 79 - 83.
35. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб, и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –513 с