Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Гуманизация педагогического процесса предусматривает личностно-ориентированную модель развития и воспитания ребенка. Разработка и внедрение современных личностно-ориентированных программ в дошкольном образовании основаны, прежде всего, на теории самоценности дошкольного детства (А.В. Запорожец), личностно-деятельностном подходе, который характеризуется развитием доверия ребенка к миру, формированием личностных принципов, развитие индивидуальности ребенка (А. Г. Асмолов, Л. М. Кларина, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. В. Сериков, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова и др.), поэтому центральной линией является содействие формированию ребенка как личности, обогащая (усиливая) психическое развитие ребенка через конкретные детские занятия.
Психическое развитие личности дошкольника рассматривается в целостности всех индивидуальных проявлений. Для того чтобы обеспечить условия для оптимального развития личности ребенка, необходимо своевременно диагностировать личностные особенности дошкольников.
Для этого требуются диагностические инструменты, которые наилучшим образом соответствуют возрастным возможностям дошкольников. Следует отметить, что проективные методы диагностики достаточно эффективны в дошкольном возрасте, это определяется тем, что они позволяют изучить основные, глубинные структуры психики ребенка, которые трудно диагностировать другими методами, точно соответствуют возрастным возможностям дошкольников, позволяют действуйте не прямо, а косвенно.
Концептуальные положения конкретного психологического направления определяют цели и содержание проективных методов психологии. В отечественной психологии на современном этапе проективные методы рассматриваются в рамках деятельностного подхода, концепции личностного смысла и направлены на раскрытие целостности личности ребенка.
На современном этапе обращает на себя внимание то, что в практике детских практических психологов наблюдается механическое, без необходимой адаптации и модификации, использование психологических инструментов, предназначенных для других выборочных групп, в психодиагностической работе с дошкольниками, что не является законным.
Таким образом, теоретическая и практическая актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
- недостаточная теоретическая и экспериментальная проработка проблемы возможностей использования проективных методов в изучении личности дошкольников;
- необходимость поиска и адаптации психологических инструментов, обеспечивающих адекватное изучение личностных особенностей дошкольников;
- наличие недостаточной подготовленности исследователей к проведению проективной психодиагностики личности дошкольников.
Объект исследования: особенности личности дошкольников.
Предмет исследования: возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников.
Цель исследования: выявить возможности применения проективных методов в процессе психодиагностического изучения личности дошкольников.
Задачи исследования.
1. Осуществить анализ проблемы использования проективных методов в изучении личности дошкольника в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить специфические особенности и возможности проективных методов в процессе изучения особенностей личности в дошкольном возрасте.
3. Разработать комплекс проективных методик, модифицированных и адаптированных применительно к дошкольному возрасту, и экспериментально его проверить в процессе изучения личности дошкольников 4-7 лет.
Анализ проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, формулировка цели и задач исследования определили гипотезы исследования.
Гипотезы исследования.
Использование проективных методов в процессе изучения личности дошкольников будет эффективным, если применять комплекс психодиагностических методик, адаптированных и модифицированных применительно к дошкольному возрасту, позволяющий представить целостно характеристику особенностей личности дошкольников и детско-родительские отношения;
Методологической основой исследования являются положения деятельностного подхода к исследованию психических явлений (JI.A. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
культурно-исторического, системного подходов к психическому развитию ребёнка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
личностно-ориентированного подхода к ребёнку и построения развивающей среды в дошкольном учреждении, ключевые положения концепции дошкольного воспитания, подразумевающие охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов работы с детьми, радикальное изменение характера подготовки психологических и педагогических кадров (Л.М.Кларина, В.А.Петровский, В.В.Сериков, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, Г.А. Цукерман и др.).
Методы исследования: В работе использован комплекс методов:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
наблюдение,
проективные методы,
математико-статистического и качественного анализа материалов исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОНР
1.1. Общее понятие о нарушении речи
Детство - самый важный период в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы психического развития личности, познавательных процессов и деятельности. Самым основным достижением дошкольника является речь, которая формируется в младенчестве и продолжает свое развитие из-за усложнения деятельности ребенка, общения со взрослыми. Речь детей приобретает функцию общения, но именно в этом возрасте она наиболее уязвима, может нарушаться и иметь патологии под воздействием неблагоприятных факторов. Ожегов в своем словаре дает такое понятие: "Речь - это способность говорить, говорение". Лингвистический словарь описывает речь как конкретное говорение, происходящее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее произношение) или письменную форму. Речь понимается как сам процесс говорения (речевая деятельность) и его результат (речевые произведения, записанные по памяти или письменно). В большой психологической энциклопедии можно найти такое толкование: "Речь - это исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком в процессе материальной преобразующей деятельности людей. Она включает в себя процессы генерации и восприятия сообщений в целях общения или (в конкретном случае) в целях регулирования и контроля собственной деятельности". Л. С. Выготский придавал большое значение речи в развитии мышления и формировании личности. Л.С. Выготский, который писал: "Развитие устной речи, вероятно, является наиболее удобным явлением для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сравнить подход к этим явлениям, характерный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи - это, прежде всего, история того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта" [13]. А.Н. Леонтьев считал речь "своеобразным, специфическим человеческим способом формирования и формулирования мыслей посредством языка" [34], Л.А. Орбели - "... одна из форм общения людей, обеспечивающая формирование, передачу и восприятие информации...", Л.С. Выгодский как "психическое явление, как самостоятельная высшая психическая функция, как культурная форма поведения". В.А. Ковшиков и П.П. Глухов рассматривают речь как "психический феномен, как самостоятельную высшую психическую функцию, как культурную форму поведения". тип реализации речевой деятельности" [27]. Современные исследователи, говоря "речь", имеют в виду именно речевую деятельность, которая включает в себя речевые действия (с "означаемым" – предметом высказывания — и "означающим" – языковой формой выражения) и операции (сравнение, отбор языковых и семантических элементов, замены и т.д.). (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев) [34].
Речь является существенным элементом деятельности человека, позволяющим познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим. Благодаря речи индивидуальное сознание человека не ограничивается личным опытом, а обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. В современном мире с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи, что в свою очередь мешает полноценному общению ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
Как говорилось раннее такие нарушения тормозят развитие познавательных процессов, оказывают негативное влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка. Рассмотрим само понятие «нарушение речи».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994, 237 с.
2. Бадалян, Л. О. Детская неврология : учебное пособие по дисциплине "Неврология" по специальности 060103.65 "Педиатрия" / Л. О. Бадалян. - 5-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2019. - 605 с.
3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. С.67-80.
4. Берштейн И.З. Интеллектуальные возможности детей, страдающих речевой патологией // Шестая научная сессия по дефектологии: Тез. докл. М., 1971.С.36-42.
5. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб.: Изд-во «Риккер», 1908. 175с.
6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Изд-во «Питер», 2000. 528с.
7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 160 с.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 173 с.
9. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. Спб., 1993. С.45
10. Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией: Авторефер. дисс… канд. пед. наук. М., 1986. 16 с.
11. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г.А. Спб., 1994. С. 98.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., Педагогика, 1961. 472 с.
13. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М.: Изд-во эксп. дефект. инст-та, 1936.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. Соч. в 6 т. М., 1996. Т.2. 416 с.
15. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 58-67.
16. Глозман Ж.М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 148.
17. Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослым: Автореф. Дисс…. Канд. Пед. наук. М., 1989. 16 с.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 370 с.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ М.: Просвещение, 1990. С. 13-25.
20. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Возрастная и педагогическая психология. М.: МГУ, 1992. С. 173-190.
21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
22. Захаров А.И. Семейное воспитание личности и его дефекты // В кн.: Социальная психология личности.- Л., 1974.-С. 112-118.
23. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. Мю, 1976. 168 с.
24. Карпова Н.Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 160 с.
25. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрамма. М.: Класс, 1993. 224 с.
26. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 608 с.
27. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 318, [1] с
28. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. 144 с.
29. Копытин А.И. Основы арттерапии. Спб.: Лань, 1999. 256 с.
30. Леви В. Искусство быть другим. Спб.: Питер, 1993. 189 с.
31. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических ситуациях (автономная детская речь). М., 1936. 203 с.
32. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 133 с.
33. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей. М.: Учпедгиз, 1951. 120 с.
34. Леонтьев А.Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. 36 с.
35. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 210-229.
36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
37. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286с.
38. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.
39. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: Коррекция, 1995. 207 с.