Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ…………………………....6
1.1 Экологическое образование: понятие, цель, задачи, компоненты………...6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей пятого года жизни……7
ГЛАВА 2 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК В. СУТЕЕВА…………………..11
2.1 Формы, методы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации…….11
2.2 Создание проекта «Сказочный мир животных В. Сутеева» как условие ознакомления с дикими животными детей пятого года жизни посредством сказок писателя……………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания подрастающего поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Для того чтобы эти требования стали нормой поведения для каждого человека, необходимо целенаправленно воспитывать с детства чувство ответственности за состояние окружающей среды, уделять больше внимания экологическому воспитанию детей с первых лет их жизни.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Но в научно-методической литературе чаще встречаются понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» стал появляться в литературе по дошкольной педагогике сравнительно недавно. В последние годы внимание ученых к изучению этой проблемы значительно возросло. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., в которых рассматриваются различные аспекты экологического воспитания и образования детей в образовательной среде. На сегодняшний день в РФ существует множество программ экологического воспитания и образования, т.к. эта проблема крайне актуальна.
Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, обладающего особым видением мира как объекта своей постоянной заботы. Формирование экологического сознания является важнейшей задачей ДОУ в настоящее время. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются уникальным единством знания и переживания, что позволяет говорить о возможности формирования у них надежного фундамента ответственного отношения к природе.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. В дошкольном учреждении должны быть созданы все условия, необходимые для приобщения дошкольников к природе: в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - небольшой сад, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, на которой можно знакомить детей с различными явлениями природы, с живыми и неживыми объектами, проводить наблюдения, организовывать игры и т. д.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментальная деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, экологическая тропа и экологические каникулы. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Наиболее ценным материалом в решении этой задачи могут быть произведения, в частности, сказки В. Сутеева. При каких условиях сказки В. Сутеева могут способствовать ознакомлению детей пятого года жизни с дикими животными - этот вопрос и является проблемой, которую мы будем стремиться решить в ходе нашего исследования по теме «Сказки В. Сутеева как средство ознакомления с дикими животными детей пятого года жизни».
Объект исследования: процесс экологического образования детей пятого года жизни.
Предмет исследования: методы и приемы реализации экологического образования детей пятого года жизни.
Гипотеза исследования: экологическое образование детей пятого года жизни будет более эффективным при следующих условиях:
- педагог знает цели и задачи экологического образования, при организации работы с дошкольниками по данному направлению руководствуется принципами отбора учебного материала экологического содержания;
- в работе с детьми по формированию у них экологических знаний, навыков и умений используются различные методы и приемы, формы организации воспитательного процесса, и вся работа ведется в системе;
- осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
- созданы необходимые условия для экологического образования дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать возможности использования сказок В. Сутеева в качестве средства ознакомления с дикими животными детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования дошкольников.
2. Раскрыть основные понятия, связанные с проблемой экологического образования старших дошкольников: обозначить цель, задачи, компоненты.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику детям пятого года жизни.
4. Определить наиболее эффективные формы, методы и средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
5. Создать проект «Сказочный мир животных В. Сутеева» как условие ознакомления детей пятого года жизни с дикими животными посредством сказок писателя.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- моделирование,
- сравнение и обобщение данных исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001. № 7.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.
3. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39.
4. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурноэкологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
5. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
6. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. – 2007. № 3. с.66.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада М., Просвещение, 2013.
8. Бочарова Н. И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Орел, 1988.
9. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин М.: Просвещение, 2004. с. 111-113.
10. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с.306. 66
11. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Мн.: Нар. асвета, 1972. 12. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 7.
13. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. с.528.
14. Долгова Т.Л., Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.с. 208.
15. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. с. 256.
16. Ердаков Л.И., Чубыкина Н.Л. Экология. / Л.И.Ердаков, Н.Л.Чубыкина. Новосибирск: Книжица., 1996. 232с.
17. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». М., 1986. № 5.
18. Захлебный А. Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. 1983. №3.
19. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой / Под ред. Е.И. Тихеевой - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2010. - 188 с.
20. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте./ Т.А Серебрякова. - Н.Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
21. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.Экология. / Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина; М.: «Школа-Пресс», 1996. 464с.
22. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. с. 304.
23. Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. М. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. N 7 с. 21 – 27.