Фрагмент для ознакомления
2
1. Внимательно слушай слова. Взрослый называет определенные слова, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук «л». Например: кошка, лампа, ландыш, корова, сыр, слон, любовь, чайник. Затем также выделяем звук «р».
2. Знание имен. Взрослый придумывает имена со звуком «л», «ль»: Лаврентий, Лена, Люда, Леша, Лариса, и звуком «р», «рь»: Гриша, Рома, Андрей, Рая.
3. Назови продукты. Таким же образом, с теми же звуками.
4. проговаривать поговорки, скороговорки, отгадывать загадки, читать ребенку разные тексты.
Подобные упражнения можно проделывать с ребенком на любые звуки.
Работу над фонацией рекомендуют начинать с глухих щелевых согласных, которые практически не вызывают трудностей. Выполнение этих упражнений можно осуществлять статически (без дополнительных движений конечностей) или динамически (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д.). Основная задача этого периода - тренировка длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей детей и клинического диагноза.
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами (задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и др.). Приступая к коррекции, необходимо провести проверку на способность к воспроизведению звуков по подражанию. Это выявляет наиболее доступные для данного ребенка с ДЦП звуки, что в свою очередь сокращает сроки логопедического воздействия и энергетические затраты со стороны детей и взрослых.
Подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут занимать довольно длительный период, пока у детей с ДЦП не выработается кинестетический стереотип. [9, с.155]
Последовательность постановки звуков зависит от степени активизации мягкого неба. С учетом этого ученые расположили фонемы в следующем порядке: м, и, ф, в, п, б, т, д, с, з, ц, к. г, х, ш, ж, ч, щ, р. Традиционная методика постановки согласных звуков довольно широко описана в специальной литературе.
При психогенной афонии, гипотонусной дисфонии традиционно рекомендуют произношение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых. Далее отрабатывают гласные звуки.
При ринофонии и узелках голосовых складок занятия начинают с гласных. Как промежуточный вариант рекомендуют придыхательную фонацию, занятия начинают при мысленном произнесении звуков или шёпоте. Фонационные упражнения постепенно усложняют: от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе.
Основное внимание обращают на технику распределения дыхания во время речи: следует избегать утечки воздуха во время упражнений. Вначале тренировку выдоха следует проводить при произношении одних и тех же коротких простых пословиц и поговорок, далее переходить к сложным. При работе со сложными пословицами следует произносить первую часть пословицы или поговорки, затем добрать воздух и завершить высказывание. После этого в тренинг включают рифмизированную стихотворную речь, чтение прозаических текстов, проводят работу над диалогом.
При выборе речевого материала следует ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися, тексты должны отвечать возрастным особенностям детей, что во многом облегчит процесс автоматизации. Важный раздел в работе над голосом и произношением - формирование и развитие слухового контроля. [10, с.22]
Нередко несформированный пассивный фонематический слух служит причиной неэффективности логопедического воздействия. Поэтому совершенствованию и развитию слухового восприятия следует уделять пристальное внимание, так как в дальнейшем именно слуховой и мышечный контроль позволяет проводить корректировку звучания голоса и нормализацию произносительной стороны речи.
На первом этапе формируют навык выделения патологического звучания у других пациентов, далее можно обсуждать недостатки голоса самого тренирующегося. Способность анализировать собственные ошибки голосоведения позволяет сократить сроки восстановления голоса.
«Негативная практика» - также эффективный метод обучения. Суть заключается в сознательном подчеркивании нежелательных голосовых навыков. Сначала логопед демонстрирует на себе элементы правильной и патологической фонации, а затем под контролем логопеда обучаемый ощущает разницу при формировании нормального и патологичного голоса. Эта методика эффективна при ринофонии, гипертонусной дисфонии. Не менее важна подготовка голосового аппарата к звучанию. [8, с.64]
В работе над резонированием можно выделить следующие направления коррекционной работы:
-настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений;
-укрепление резонаторно-артикуляционной системы;
-совершенствование системы резонирования звучания. [4, с.211]
Занятия по развитию резонаторно-артикуляционной системы следует начинать с массажа или самомассажа. Массаж способствует активизации процесса кровообращения, обмена веществ, улучшает иннервацию. Массируя мышцы, участвующие в процессе речеобразования, достигаем расслабления или повышения тонуса в зависимости от приёма проведения процедуры. При гипертонусных дисфониях рекомендуют сочетание гигиенического и вибрационного массажа. Вибрационный массаж сопровождают произнесением сонорных звуков, звонких щелевых согласных и гласных в зависимости от области массируемого участка тела.
Для выведения звука в «маску» и активизации верхнего резонатора проводят упражнения с сонорными звуками «м» и «н». При произношении этих звуков следует добиваться ощущений вибрации крыльев носа, верхней губы и альвеолярного отростка.
При недостаточной активности грудного резонирования рекомендуют голосовые упражнения с произношением гласных звуков «о» или «у», которые усиливают искусственно вызванной вибрацией. Для этого можно использовать вибраторы, применяемые при проведении гигиенического массажа или механические воздействия: толчкообразные постукивания рукой по грудной клетке. Подобные приёмы способствуют включению грудного резонатора в процесс фонации. [13, с.60]
На этапе автоматизации в работу включают простые и сложные скороговорки.
Постановка голоса - процесс строго индивидуальный, поэтому исключает трафаретные требования. Начинать голосовые тренировки можно только после согласования с врачом-фониатром, тесный контакт логопеда и врача способствует выбору оптимальных нагрузок для обучаемых. Важный момент при работе над голосом - определение тональности звучания. Следует избегать слишком низкого или чрезмерно высокого звука. Интенсивность должна быть умеренной и не вызывать напряжения у пациентов, кроме того, голос должен быть ровным по звучанию в пределах фразы и достаточно выносливым для спонтанного общения.
Следующий этап работы над голосом - расширение диапазона звучания, которое осуществляют по следующим направлениям:
- развитие силы голоса;
- развитие высоты голоса;
- развитие тембра голоса;
- совершенствование интонационной стороны речи.
При выборе упражнений для реализации конкретных задач подбирают упражнения, несколько более сложные, чем мог бы выполнить ребёнок, но не настолько трудные, что он и не пытался бы их выполнять. Иерархию сложности упражнений определяет их значение в решении конкретной задачи обучения, для этого используют предметные, вербальные, смысловые опоры, обеспечивая этим контроль и самоконтроль.
Эффективности обучения достигают реализацией принципов этапности и концентричности в подаче материала, при этом обязательно учитывают ведущий канал сенсорного восприятия.
Поскольку не все дети с ДЦП одинаково воспринимают информацию: одни лучше глазом («визуалисты»), другие - через слуховой канал («аудисты»), третьи - через тактильные ощущения («кинестетический тип»), в процессе коррекционной работы учитывают именно этот фактор, помогающий индивидуализировать процесс формирования и закрепления навыка. [6, с.49]
Разработана методика дифференцированной биологической обратной связи в зависимости от этапа коррекционной работы, клинических особенностей и ведущего канала сенсорной модальности. Применяют однопараметрическую или многопараметрическую биологическую обратную связь с использованием слухового, зрительного или кинестетического канала.
Продолжительность голосовых тренировок должна быть строго дозирована, следует избегать переутомления. На первых занятиях длительность их не превышает 2-3 минут с 5-10-минутным перерывом,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. – М.: Просвещение, 2013. – 150 с.
2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2014. - №2, с.43-52.
3. Барабанов Р. Е. Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 150-154.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2014. - 320 с.
5. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]: методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 – 98 с.
6. Кударинова А.С., Садвакасова Н.А Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 2-1. – С. 46-49;
7. Лаврова, Е. В. Нарушение голоса: учеб. пособие для студентов / Е. В. Орлова, – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.
8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 2012. - 159 с.
9. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. - М., 2014. - с. 155 – 175.
10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 2011. - 208 с.
11. Орлова, О. С. Нарушение голоса: учеб. пособие для студентов / О. С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 220 с.
12. Панченко, И. И. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы [Текст] / И. И. Панченко, Л. А. Щербакова // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. – М.: Просвещение, 2015. – с. 17–42.
13. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М., 2013. - 224 с.
14. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. - М., 2014. - 144 с.
15. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. – М.: Медицина, 2012, – 328 с.