Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за повышения уровня спортивных достижений, а также из-за конкуренции, которая присутствует в настоящее время на международной арене, актуальным становится постоянное совершенствование профессиональной компетенции тренерской работы.
Практика спорта высших достижений демонстрирует возрастающие требования к качеству межличностного общения в системе «спортсмен-тренер», оказывающее многофакторное влияние, как на мотивацию спортивных достижений, так и на успешность профессиональной карьеры и гармоничное развитие личности спортсменов в целом.
В современном глобализирующемся мире от тренерского состава требуется хорошая психологическая подготовка, приспособленность к перегрузкам, к стрессовым ситуациям и умения из них выходить, способность работать в команде, вести деловые переговоры, принимать самостоятельно решения, проявлять инициативность, иметь способность к инновациям.
Все вышеизложенное позволило приступить к мониторингу исследования «Проблемы общения в системе "спортсмен-тренер"».
Педагогические способности тренера - это комплекс, синтез многих способностей, которые являются условием успешной профессиональной деятельности. Способности, необходимые для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, весьма разнообразны. Среди них нельзя выделить первостепенные или второстепенные способности. Все они взаимно дополняют друг друга и определяют успешность деятельности тренера.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования. Особенности общения в системе «спортсмен-тренер».
Цели исследования. Выявить основные проблемы общения в системе «спортсмен-тренер».
Задачи исследования.
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Выявить профессиональные компетенции и опыт тренерской работы в свете современных тенденций развития спорта.
3. Раскрыть основные аспекты проблемы межличностного общения в системе «спортсмен-тренер».
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Данная курсовая работа состоит из следующих разделов: введение, основная часть (2 главы с подпунктами), заключение, список использованных источников.
Глава 1. Профессиональные компетенции и опыт тренерской работы в свете современных тенденций развития фигурного катания
1.1. Методы и составляющие творчества тренера
Мастерство тренера заключается в том, чтобы соотношение спортивной подготовки, нагрузки на тренажерах, а также специальных упражнений в зале приносило результат.
Одновременно со шлифовкой мастерства тренер должен педагогически грамотно, терпеливо, последовательно формировать у юных фигуристов стремление к лидерству, высокую мотивацию, веру в собственную силу и в возможности достигнуть большего, нацеливая их на решение задач, постепенно возрастающих по сложности.
Естественно, что воспитание этих качеств согласуется со способностями и возможностями самих спортсменов. Рассогласованность в этом может привести к необоснованно высоким притязаниям у фигуристов, к нарушению межличностных связей с окружающими, самоуверенности и конфликтам, а также к дезадаптации [18,23].
Тренер должен быть требовательной личностью. Без этого личностного качества очень трудно рассчитывать на какие-либо успехи в работе. Отсутствие же данного качества спортсменами истолковывается как неумение руководить, «мягкотелость» [3].
Желая создать о себе мнение как о твердом руководителе, незаметно для себя они переходят грань от жесткости к жестокости, что в результате становится чревато нарушением еще одного принципа межличностных отношений, а именно справедливости требований. Эта «требовательность» заранее будет обречена на неудачу.
Педагогическая компетентность как условие развития профессионализма не формируется полно на стадии профессиональной подготовки. Это сложное образование, формирующееся в процессе осуществления педагогической деятельности и наработки опыта. Вместе с тем особенности педагогической профессиональной компетентности формируют общую профессиональную компетентность и отвечают за развитие педагога как профессионала .
Э.Э. Сыманюк выражает мнение о том, что специфика профессиональной компетентности педагогов определяется особенностями труда, его отличием от других видов творческого, интеллектуального труда
Профессиональная компетентность тренера является одним из показателей результативности его деятельности. Она основывается на компонентах, предполагающих успешное выполнение функций обучения и воспитания, таких как: установка на ребенка, как основную ценность эффективного взаимодействия в системе «человек-человек»; способность действовать в гуманистической парадигме, предполагающей знание о человеке и закономерностях его становления; ориентация на видение педагогической реальности с ее основными категориями и понятиями, которыми она рассматривается в современной педагогической науке; знания предметной области и технологий обучения; владения коммуникативными навыками; способность применять исторический и инновационный, отечественный и зарубежный опыт в своей деятельности [21].
Под профессиональной компетентностью тренера понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Можно говорить о том, что профессиональная компетентность – это совокупность ключевых (относящихся к самому себе, к социальному взаимодействию), базовых (относящихся к специфике профессиональной деятельности) и специальных (отражающих специфику конкретной профессиональной сферы деятельности) компетенций, которые должны быть сформированы у тренеров.
Между тем профессиональные компетенции, составляющие основу компетентности, в педагогическом аспекте включают в себя:
– педагогическое творчество;
– педагогическое мышление;
– педагогическую культуру ;
– профессиональное здоровье ;
– этическое и психологическое конструирование [14].
Профессиональные компетенции педагогов включают также:
– умение прогнозировать ;
– умение диагностировать.
Требование профессионального стандарта педагога касается обладания педагогом информационно-коммуникативными технологиями (или ИК-компетенциями) [7].
Профессиональные компетенции выявляются на уровне профессиональной психодиагностики.
Виды деятельности и профессиональные компетенции составляют основу педагогического профессионализма.
Важно отметить, что социальную активность и мировоззрение человека взаимосвязаны, что предает деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Практический уровень мировоззрения определяют поступки человека, с учетом норм, ценностей и убеждений [3].
Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализе ситуаций и принятии профессиональных решений. Результаты профессионального творчества выступают в виде новых идей, закономерностей, законов, концепций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т. д.[6,10,15]
В. А. Кан – Калик рассматривает творческий процесс педагога как деятельность, направленную на постоянное решение учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах.
Творческий характер при этом носит и сам акт решения педагогической задачи, и процесс воплощения этого решения в общении с воспитанниками.
Творческий процесс, в профессиональной деятельности тренера как система включает в себя две подсистемы: научно-поисковую (логико-педагогическую) и субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую).
Но данное подразделение возможно только в абстракции, на практике - обе сферы активно взаимодействуют и представляют целостное образование. Обе подсистемы включают в себя определённые умения и навыки.
Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса тренера включает: творческое самочувствие; искусство общения; педагогическую импровизацию.
Творческое самочувствие – совокупность ряда продуктивных психических состояний, вызывающих и обеспечивающих активную творческую деятельность [2].
Выделяют следующие ступени творческого самочувствия:
-вдохновение как предпосылка творческого труда
-вдохновение как условие протекания творческого труда
-вдохновение как результат творческого труда, реализующийся в двух направлениях:
1. удовлетворённость сегодняшней деятельностью;
2. предпосылка творческого подъёма на последующую деятельность [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации /Г.Д. Бабушкин.– Омск, 2019.0145 с.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры /Э. Берн.- М.: Эксмо. 2021. -576 с.
3. Гомзякова И.П. Отношение родителей юных танцоров к процессу педагогического общения с тренером /И.П. Гомзякова //Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии. 2020. С.90-96.
4. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов : учебное пособие / Г. Б. Горская - Краснодар, 2008. - 220 с.
5. Дворянинов К.С. Сравнительный анализ профессионально значимых личностных качеств тренера в построении атворитета /К.С. Дворянинов, М.В. Проломова //Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях преддипломной практики. 2015. С.84.
6. Загайнов Р. М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: статьи и интервью : [метод. пособие для олимпийцев] / Р. М. Загайнов. - М. : Сов. спорт, 2016. - 105 с.
7. Йон Блюминг: откровения «зверя из Амстердама» о Кодокане и Кёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 4, с. 12-15
8. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде.– М.: ФиС, 1984.
9. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. -М.: Стрингер, 1992.
10. Кочкаева Т.Н. Теоретические основы управления качеством профессионального образования / Т.Н. Кочкаева // СГЗ. 2017. № 5. С. 145-150.
11. Лада С.С. Исследование эмпатии в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства /С.С. Лада //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.2020. №11.С.301.
12. Марищук Л.В. К вопросу общения и взаимодействия в баскетболе /Л.В. Марищук //Спорт, человек, здоровье.2021. С.267.
13. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2013. 192 с.
14. Мэскон М.Х., Альберт М.А., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами, 2002.
15. Окрушко В. Я. Анализ противоречий управления современными организациями // Проблемы современной экономики. – № 2. - 2011. – СанктПетербург: Изд-во «Научно-производственная компания «РОСТ» - С. 45-51.
16. Пейсахов, Н. М. Закономерности динамики психических явлений / Н. М4. Пейсахов. - Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 1984. - 235 с. 5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство института психотерапии. 2005. С.19-20.
17. Свищев И.Д. Профессиональное общение субъектов тренировочного занятия по дзюдо /И.Д. Свищев //Экстремальная деятельность человека. 2018. №1. С.17-21.
18. Сечко А.В. Стиль общения тренера как фактор психологической безопасности спортсмена-волейболиста в соревновательно-игровом процессе/А.В. Сечко//Психологическая безопасность образовательной среды: проблемы,
19. Соломченко М. А. Исследование моделей групповой сплоченности в спортивной деятельности / М. А. Соломченко, О. А. Горбачева //Ученые записки ОГУ. – Орел: Изд-во ОГУ им. И.С. Тургенева, 2016 г. - № 2 (71) –С. 144-152.
20. Соломченко М. А. Формирование толерантного управления при подготовке специалистов физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности: монография / М. А. Соломченко. – Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2011. – 294 с.
21. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога / Э.Э. Сыманюк, А.А. Печеркина, Е.Л. Умникова // Фундаментальные исследования. Екатеринбург: изд-во УГПУ, 2011. № 8. С. 71-74.
22. Табакова В.С. Общение «тренер-спортсмен» как элемент социального института наставничества /В.С. Табакова //Наука без границ: Синергия теорий, методов и практик.2000. С.529.
23. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов. М.: Физическая культура. 2006. 265 с.