Фрагмент для ознакомления
2
Наука о девиантном поведении зародилась в начале 20 века и взяла свое начало из социологии. Изначально девиантология называлась социологией девиации, что говорит нам о глубоком общественном контексте изучаемого явления. С именем социолога из Франции Эмиля Дюркгейма связано формирование основного терминологического аппарата девиантологии [14].
Исследования Дюркгейма и его современников были сосредоточены в основном на изучении поведения преступников, поскольку изначально девиация рассматривалась в контексте противоправного поведения. Параллельно с этим рассматривался феномен суицидальной личности, чье поведение тоже было отнесено к разряду девиаций.
Эти направления изучения поведения человека и по сей день остаются среди приоритетных в девиантологии, сотрудничающей с такими науками, как криминалистика, судебная экспертиза, психиатрия, военное дело и др.
Ситуация с практическими исследованиями девиантного поведения на данный момент такова, что они ведутся в разных науках, и перед самими направлением девиантологии стоит задача интегрировать их результаты в единую дисциплину и четко сформулировать ее методологический аппарат, который был бы универсален для всех дисциплин, касающихся вопросов девиации.
Следует отметить, что у девиантологии Дюркгейма были и предшественники. Среди них особенно важную роль играет Чезаре Ломброзо, который еще в девятнадцатом веке попытался для облегчения работы криминалиста создать портрет потенциального преступника [14]. Очевидно, что исследование его было во много умозрительным, и часть тезисов была порождена заблуждениями, но нельзя не отметить просветительскую роль его работ, которые заложили фундамент изучения отклонения в поведении человека.
Среди более поздних теорий наиболее популярными остаются биолого-антропологические теории девиации (Ф. Галь); теория «конституциональной предрасположенности» человека к преступлениям (Э. Кречмер, Э. Хуттон), сторонники которой пытались установить связь между преступлением и типом строения тела и характером человека.
Тематика девиаций была расширена и выведена за рамки противоправного поведения в ходе развития психоаналитических теорий за рубежом. Самой видной фигурой направления стал Зигмунд Фрейд, одним из первых осветивший проблему сексуальной и поведенческой девиации, не выходящей за рамки правового поведения. С этого момента девиантность обретает более широкий смысл, охватывая и отклонения обычного человека, не попадающего в сферу интересов криминалистики.
Фрейд связывает девиантное поведение с неудовлетворенными желаниями и инстинктами человека, хранящимися в его подсознании и ищущими для себя какое-то опосредованное выражение. Сексуальное девиантное поведение он позиционирует как спровоцированное травматичным опытом или проблемами формирования личностной и поло-ролевой идентичности в отношениях с родительскими фигурами [13, 105].
На пост-фрейдистском пространстве исследования девиаций приобрели новый ракурс и стали активно рассматриваться в контексте влияния на личность социальной среды. Ряд зарубежных учёных (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.) уходят от фрейдисткого понимания отклонений в поведении как следствия внутриличностного конфликта между инстинктами и запретами, и приходят к мысли о глубокой детерминированности девиантности социальной средой, окружающей человека.
Они акцентируют внимание на том, что само понятие девиантности существует только на основе принятия за эталон каких-то социальных норм поведения. Соответственно, ученый здесь определяет девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества, и раз общественные отношения рассматриваются как основной критерий и сфера реализации поведения индивида, то он иже должны быть рассмотрены, как стимул и среда отклоняющегося развития.
Таким образом, в 70-е годы в сфере криминалистики возникла теория моделирования девиантной личности условиями социального неравенства, которые диктует ей общество (И. Тейлор, Дж. Янг, П. Уолтон).
Для психоаналитиков поведение несовершеннолетних девиантов детерминировано прошлым опытом, инстинктами, вытесненными в подсознание. Данная идея была развита и конкретизирована в более узком контексте А. Бассом, Л. Берковцем, Д. Зильманом, Дж. Доллардом в теориях «агрессии и фрустрации».
В рамках теории «умственной отсталости и душевных расстройств» была предпринята попытка связать интеллект и психическое состояние человека с его антисоциальными действиями. «Патопсихологическая теория» (Р. Горафало, и др.), нашедшая отклик во многих странах, доказывает, что насильственные преступления совершаются «людьми-психотиками» с характерным для них отрывом от социальной реальности.
Как развитие идей бихевиоризма следует считать «социально-когнитивную» теорию (А. Бандура, Дж. Доллард, И. Миллер, Дж. Уолп и др.), получившую название «поведенческого моделирования», «теорию эмоциональных проблем» (К. Бартол Ф. Монахэм, Р. Курцберг М. Левин и др.), «теорию мыслительных моделей» (С. Иохельсон и др.).
Однако все эти теории, взятые по отдельности, не способны раскрыть причины возникновения и функционирования девиантного поведения несовершеннолетних из-за излишней биологизации и психологизации социальных процессов и явлений. Они также свидетельствуют о том, что только биологическими или психологическими основаниями, какими бы передовыми они ни были, проблемы роста девиации и ее профилактики решить нельзя [10, 56].
Некоторые зарубежные учёные, такие, как О. Ланге, Е. Гейер, Ж. Пинатель, склонялись к выводу о наследственной предрасположенности к преступности, полагая, что определённые психические свойства, передающиеся по наследству, могут быть основой для отклоняющегося поведения.
Э. Эриксон делал акцент на эго-психологию, влияние культуры и социума на становление личности.
А. Адлер подчёркивал роль семьи в формировании личностных качеств индивидуума.
К. Лоренц объяснял человеческую агрессивность инстинктами. Одновременно он признавал возможность регуляции поведения человека и роль моральной ответственности людей за воспитание. Другие же исследователи, опирающиеся на труды К. Лоренца, утверждают, что человек не в силах осуществить контроль над своей агрессией как проявлением инстинкта.
Дж. Доллард разработал фрустрационный подход, основой которого является утверждение о том, что агрессия не предопределена биологически, а представляет собой реакцию на преодоление препятствий, удовлетворение потребностей, ситуацию, где человек лишён каких-то существенных для него вещей, это попытка достичь эмоционального равновесия и удовольствия.
Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон придерживаются мнения, что поведение человека полностью определяет его окружающая среда, его поведение модифицируют окружающие и лидеры социальных групп.
Возвращаясь к исследованиям Э. Дюркгейма, необходимо отметить, что он выделял девиацию не только как отклонение в развитии индивида, но и как движущую силу развития общества, вариант мимикрии человека под влиянием изменяющихся социальных отношений. Ученый отмечал несомненную ценность девиантного поведения для индивида, как адаптивной реакции [15, 94].
Д. Мате и Т. Сайкс разработали теорию «нейтрализации», которая определила новый взгляд на явление девиантного поведения. По мнению этих ученых человек с девиацией в полной мере осознает и принимает социальные нормы, но нарушает их ради собственной выгоды, и в этот момент подключаются защитные механизмы психики, позволяющие человеку перенести ответственность за это нарушение норм с себя на окружающих.
Зачастую эта теория широко применяется в системе работы с подростками, потому что в силу возраста, большой социальной конформности, избегания ответственности, они наиболее склонны к формированию таких механизмов отрицания собственной вины за совершение противоправных и аморальных действий.
Кроме того, с современной девиантологии большое внимание уделяется феномену неформальных групп, диктующих своим членам ценностные установки, отличные от общепринятых.
Здесь так же рассматривается вопрос конформности человека с девиантным поведением, и наравне с ним другой вопрос – насколько контролируемым является влияние социальной группы на индивида и его поведение. К этому направлению психологических и социологических исследований можно в некотором смысле отнести и исследования сект, других религиозных организаций.
Подводя итог, можно отметить ключевые моменты в изучении девиации зарубежными исследователями.
Девиантное поведение, по их мнению, детерминировано множеством факторов, среди них наследственность, социальная среда, инстинктивные стремления индивида и личностные его особенности [6, 72].
В настоящий момент социальная детерминанта является ведущей в понимании девиантного поведения, поскольку соответствие ожиданиям
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учеб.метод. комплекс. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
2. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб. : Питер, 2004. — 496 с.
3. Васильченко Г.С. Частная сексопатология. М.: Медицина, 1983. — 352 с.
4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с.
5. Демидова Л.Ю., Дворянчиков Н.В. Проблема расстройств сексуального предпочтения по материалам зарубежных исследований // Юридическая психология. 2011. № 4. С. 36 - 40
6. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. СПб.: Речь. 2006. — 224 с.
7. Еникеева Д.Д. Сексуальная жизнь в норме и патологии. Донецк: Сталкер, 1997. — 400 с.
8. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986. — 424 с.
9. Косырев В.Н. Клиническая психология. Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 451с.
10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
11. Лапшина Н.Д. Курс социологии в кратком изложении. Учебное пособие для студентов. Челябинск, 2001 - 35 с.
12. Лебина Н. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. — 488 с.
13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Изд. 2-е, доп. и перераб.—Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
14. Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/70291/. Дата обращения: 06.03.2018
15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
16. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
17. Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Сексуальная агрессия: норма и социальная патология. М.: КРЕДО, 2008. – 200 с.
18. Морозов С. Секс и ранг. Древние программы современного человека. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1615735/. Дата обращения: 06.03.2018
19. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. — 282 с.
20. Старович З. Судебная сексология. М.: Юридическая литература, 1991. – 326 с.
21. Сыромятников И.В. Психология девиантного поведения. Современный Гуманитарный Университет, 2000. – 113 с.
22. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южно-Российский Гуманитарный Институт, 2006. — 140 с.