Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Личность: специфика, этапы формирования 6
1.2 Особенности работы классного руководителя с классным коллективом 9
Вывод к главе 1 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Результаты исследования влияния коллектива на формирование личности школьника 20
Вывод к главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 40
ПРИЛОЖЕНИЕ З 41
Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество предъявляет высокие требования к личности в процессе развития и воспитания. Школьное образование предусматривает различные дисциплины, направленные на формирование адекватной, нравственной, целеустремленной и образованной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО, Стандарт) ориентирован на становление таких личностных характеристик школьника как доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Актуальность исследования. Ребенок живет, растет и развивается, взаимодействуя с окружающим его миром. Пойдя в первый класс, ребенок расширяет свой кругозор, обзаводится новыми знакомыми, учится находить контакт с учителями. Главной задачей развития ребенка является научиться взаимодействовать с одноклассниками и находить новых друзей. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Личность развивается вместе с коллективом, который ее окружает. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Отношение коллектива к отдельной личности зависит от того, как личность проявит свои индивидуальные способности. Исходя из этого, можно говорить об актуальности темы данной курсовой работы.
Деятельность классного руководителя в коллективе оказывает большое влияние на развитие личности школьника. Создание благоприятного климата в классе является важным компонентом педагогической деятельности, поскольку психологически уверенные в себе люди представляют особую ценность для современного общества. В момент коренных изменений системы образования Российской Федерации, её модернизации и создании образовательных проектов национального характера, вопросы организации воспитания современных учащихся занимают одно из приоритетных мест.
Данная проблема сегодня оказалась в центре внимания общества. В своей работе мы охараткерезуем влияние коллектива на индивидуальное развитие ребенка.
Проблемой коллективного воспитания занимались следующие ученые: В. М. Бехтерев, П. П. Бланский, А. С. Заслужный, Ф. Ф. Королев, М. М. Пистархов, С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
Научную проблему данной работы можно сформулировать в виде следующего вопроса: Какие эффективные методы и приемы развития личности используются в школьном коллективе?
Цель работы – изучить особенности коллектива как фактора развития индивидуальности ребенка на примере учеников МБОУ СОШ № 13 г. Александров.
Предмет исследования - процесс влияния коллектива на формирование личности школьника.
Объект исследования – формирование личности в классном коллективе.
Гипотеза исследования: классный коллектив имеет влияние на формирование индивидуальности школьника и ведет к приобретению ею определенного статусного положения в коллективе.
Задачами нашего исследования являются:
1. Изучить классный коллектив как фактор, способствующий формированию личности школьника;
2. Изучить особенности работы классного руководителя с классным коллективом.
3.Провести эмпирическое исследование
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, эмпирическое исследование, анкетирование, наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
Эмпирическая база исследования - МБОУ СОШ № 13, в исследовании принимало участие 15 учащихся 7 «В» класса.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка использованной литературы. Во введении обозначается актуальность темы исследования; определяются цель, задачи и методы исследования. Основная часть работы включает теоретические и практические аспекты изучения коллектива и его влияния на развитие личности. В заключении излагаются основные выводы исследования курсовой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Личность: специфика, этапы формирования
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и формирующийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя [1, c.97].
Появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество - становится личностью. В случае если обратиться к процессу формирования человека с самого появления на свет, в таком случае можно отметить взаимозависимые линии: биологическая и социальная. Когда появляется малыш, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но вовсе нельзя сказать, что родилась индивидуальность. Будучи биологическим существом, человек в процессе собственной жизнедеятельности формирует и вырабатывает в себе множество социальных качеств и свойств, которые определяют его социальную суть. Понятие человек объединяет в себе как его биологические, так и общественные (социальные) качества и свойства.
Понятие же личность содержит в себе только лишь общественные свойства и качества человека, к которым относятся речь, понимание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Свойство являться личностью связано никак не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Данное предоставляет вероятность сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную суть человека и означает совокупность его общественных качеств также свойств, которые он формирует у себя прижизненно [5, c.56]
Проанализируем основные этапы формирования личности.
А. Н. Леонтьев утверждал, личность «рождается» два раза.
Первый раз личность рождается в дошкольном возрасте, когда формируются первоначальные древовидные отношения мотива, первоначальные подчинения естественных побуждений социальным правилам. Возможно отметить, что здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности. А. Н. Леонтьев показывает данное проявление в образце, широко известном под названием «эффект горькой конфеты».
Исследователь дает ребенку-дошкольнику по сути невозможное задание: поймать удаленную вещь, сидя в стуле. Экспериментатор выходит и продолжает наблюдать за ребенком из соседнего помещения. В следствии безуспешных стараний дошкольник встает, забирает понравившийся ему предмет и усаживается обратно. Наблюдающий входит, хвалит его и дает в вознаграждение конфету. Ребёнок никак не хочет её брать, но уже после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфетка для него оказывается «горькой».
Изучение событий демонстрирует то, что дошкольник оказался в ситуации инцидента мотивов. Один мотив - прямое намерение – взять интересующий предмет; а иной – социальный мотив – осуществить требование взрослого. В отсутствии наблюдающего верх взяло прямое намерение. Однако, когда подошел экспериментатор, то актуализировался 2-ой мотив. Отказ и плач ребёнка говорят о том, что процесс соподчинения мотивов и изучения общественных норм уже начался, хоть и не дошел еще до завершения.
Обстоятельство, что волнение ребёнка начинает развиваться социальным мотивом непосредственно в присутствии старшего, крайне замечателен. Данное является ярким доказательством общего утверждения о том, что «узлы» личности закрепляются во взаимоотношениях и только лишь уже после становятся элементами внутренней структуры личности. Можно выделить, что тут прослеживается ранняя стадия «завязывания» таких узлов. Второй раз индивидуальность рождается в подростковом возрасте и выражается в проявлении способности и стремления понимать собственные мотивы, осуществлять интенсивную работу согласно их повиновению и переподчинению. Данное умение к самовоспитанию и самосознанию отображена во втором признаке личности.
Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3), детсадовский (4—6), младший школьный возраст (6—10), средний школьный возраст (11—15), старший школьный возраст (16-17).
Развитие личности школьника наглядно представлено в Приложении Б.
Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте представлена в Приложении В.
В раннем детском возрасте формирование личности осуществляется в основном в семье, которая, в зависимости от установленной в ней стратегии воспитания, либо выступает как объединение или коллектив (при преобладании стратегии «семейного сотрудничества»), или искривляет развитие личности ребенка.
Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы преподавания и изучения русского языка, Нередкова С.С., Скиба И.Г., сборник материалов международной дистанционной научно-практической конференции, Луганск 2020-372 с.
2. Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированного педагога: Практическое пособие: Для вузов по гуманитарным направлениям / Авт.-сост.: Н. В. Быстрова и др.; Под ред. Е. В. Слизковой. – Москва: Юрайт, 2019. – 137, 1 с
3. Инновационная педагогика, Учебное пособие, Фабриков М.С., Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2020-255 с.
4. Инновационные педагогические технологии, Плаксина И.В., Дрозд К.В., Учебно-методическое пособие. — Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), 2021. — 388 с.
5. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. Ч. 2.: учебное пособие для вузов: В 2 ч. / С. А. Щенников и др.; Отв. ред.: С. А. Щенников и др. – Москва: Юрайт, 2017. – 379 с.
6. Интерактивные технологии в обучении, Педагогика нового времени, Карпенко Е.А., Райс О.И., 2020- 80 с.
7. Казанцева Е.А. Игровые технологии в образовании: учебное пособие / Е.А. Казанцева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Курганский государственный университет. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2021. - 111
8. Классное руководство: учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев [и др.]; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 342 с.
9. Креативная педагогика, методология, теория, практика, Попов В.В., Круглов Ю.Г., 2021-322с. - 6-е изд., Лаборатория знаний.
10. Общество, педагогика, психология, Теория и практика, Мурзина Ж.В., Богатырева О.Л., Чебоксары 2021-404 с.
11. Организация воспитательной работы в современной школе, Педагогические ресурсы, Ерофеева О.Г., Владимир 2021-104 с.
12. Организация досуговых мероприятий: Учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Педагогика дополнительного образования" / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко и др.; Под ред. Б. В. Куприянова. – 4. изд., стер. – Москва: Academia, 2019. – 283, 1 с.
13. Основы культуры русской речи, Москва, Берлин: Директ-Медиа, Рябкова Н.И., 2020-316 с.
14. Основы педагогики и психологии, Дивненко О.В., Москва, Берлин: Директ-Медиа 2021-297 с.
15. Педагогика, психология, общество, Актуальные исследования, Мурзина Ж.В., Чебоксары Издательский дом «Среда» 2021-349 с.
16. Педагогика, психология, общество, от теории к практике, Мурзина Ж.В., Чебоксары Издательский дом «Среда» 2021-293 с.
17. Педагогика, Учебное пособие – М.: Мир науки, Плотникова И.Е., Берлева С.Ю., Филозоп А.А., Лунина И.А., Скрыльникова М.А., 2019- 129 с.
18. Педагогика: учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 219 с.
19. Педагогическая практика, Задания, положения, рекомендации, Дубровина М.А., Словикова Е.Л., Пермь 2021-91 с.
20. Руденко, Андрей Михайлович. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие для вузов / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 173 с.
21. Седова, Н. Е. Педагогика: учебно-методическое пособие для СПО / Н. Е. Седова. — Саратов: Профобразование, 2019. — 113 c.
22. Социальная педагогика - учебное пособие, Московцева Е.А., Сушко Н.Г., Хабаровск 2021-155с.
23. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 165 с.