Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный период развития Российской Федерации характеризуется социальной напряженностью, а так же не прекращающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, что ставит под угрозу внутреннюю безопасность нашей страны.
Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории, характеризуемого кризисом основных институтов социализации.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к индивидуальности окружающих все больше распространяются в детской среде, наиболее остро данные проблемы проявляются в подростковом возрасте.
Основным новообразованием подросткового возраста принято считать «Я-концепцию», поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования толерантного поведения у старшеклассников.
Толерантность включает в себя уважение ценностей и смыслов, значимых для другого человека, а так же и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств, что необходимо для успешной и эффективной социализации человека.
Проблема формирования толерантности у старшеклассников является достаточно изученной в социально-педагогической и психолого- педагогической теории.
Но, несмотря на достаточную изученность данной проблемы в рамках теоретических учений, остро встает вопрос о практической реализации методик и технологий формирования толерантного поведения старшеклассников, вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, занимающихся социально-педагогической деятельностью в рамках данного направления, а так же недостаточного количества времени, уделяемого на деятельность по формированию толерантного поведения.
Цель исследования: изучить формирование толерантного поведения у подростков, посредством внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: содержание процесса формирования толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
-Рассмотреть этимологию понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе.
-Охарактеризовать особенности формирования толерантного поведения у старшеклассников.
-Проанализировать опыт формирования толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Особенности формирования толерантного поведения подростков
1.1.Толерантное поведение подростков
Возраст подростка считается наиболее эффективным для формирования навыков толерантности, так как соответствует периоду подросткового периода, когда происходит развитие самосознания, развитие необходимости в самоутверждении, самовыражении.
Подростковый возраст считается важным временем в психосоциальном развитии человека. Подросток при вступлении в совершеннолетнюю жизнь, создает собственную идентичность, осваивает всевозможные общественные роли.
Его последующая жизненная позиция находится в зависимости от того, как он будет относится, к миру в целом, к себе и к другим.
Решающее значение в данном возрасте имеет процесс персонализации. Персонализация, рассматриваемая как необходимость быть личностью, гарантирует энергичность включения старшеклассника в всевозможные связи, социальную практику и детерминированной данными связями, социальными отношениями, складывающимися активно, за пределами зависимости от воли человека.
Именно в старшем школьном возрасте происходит деятельный поиск государственной идентичности, и в большинстве случаев как раз старшеклассники оказываются в истории общественной изоляции в классе, являясь объектом воздействия.
Значит, в случае если дети не показывают толерантность в отношении представителей других культур, появляется угроза развития маргинальности, которой характерны недоступность стремления ставить консруктивные связи с группой большинства и внутриличностные инциденты конфликты.
У подростков отмечается желание к проявлению толерантных побуждений в поведении, в частности, в межгрупповых механизмах разделения на собственных и посторонних:
-общественной категоризации
-групповой идентификации
-общественном сопоставление
- межгрупповой дискриминации
-стереотипизации
-атрибуции
У множества подростков актуализированы такие черты интолерантности, как: враждебность в отношении чужих, непринятие оригинальности другого, конформизм и закрытость референтных групп.
В силу этого поиск подходов, средств и способов формирования толерантности молодых людей в системе воспитательной работы выступает как очень важная теоретико-практическая задача.[1]
В условиях современного общества важной педагогической задачей в согласовании с концепцией модернизации образования выступает образование человека, стремящегося и способного конвертировать общественные обстоятельства методом заключения комплекса задач, связанных с потребностью проявления межэтнической толерантности на базе ценностных ориентиров мира и жизни человека, согласующихся с приоритетными ценностями гражданского общества, нацеленными на сохранение целостности и сплоченности народов РФ. [2]
В связи с этим актуализируется потребность формирования межэтнической толерантности старшеклассников.
Толерантность старшеклассников - это интегральная черта личности, которая считается объектом формирования. Исходя из этого, сущностными чертами исследования толерантности старшеклассников выступают:
1) содержание понятия «толерантность старшеклассников»;
2) функции толерантности;
3) конструкция толерантности и ее составляющие.
Понятие «толерантность подростков» открывается в возможности принимать неизбежность сосуществования различий на базе осознания и принятия множественности и обилия бытия, убежденности в собственных позициях. [3]
Она выражается в готовности индивида к интенсивным осмысленным действиям, ориентированным на выстраивание конструктивного взаимодействия с объектами, владеющими признаками новизны и гарантирует стабильность уникальности человека, активное приспособление и гармоническое развитие личности в социуме.
Выделяют следующие функции толерантности старшеклассников:
-стабильность
-побуждающая функция
-адаптационная функция
-оценочно-прогностическая функция
- интегрирующая функция
Образование толерантности старшеклассника как специально организованного в педагогической среде процесса, направленного на составление у них способностей независящего мышления, критичного осмысления и выработки суждений, основанных на нравственных ценностях, основывается на базе выделения содержательных данных структурных компонент толерантности, таких как:
-когнитивно-оценочный
-мотивационно-ценностный
-эмоционально-волевой
-поведенческий
Элементами когнитивно-оценочного компонента толерантности старшеклассников считаются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Э. Ф. Истории карапушек. Сборник сказочных историй. Практикум для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения "Истории карапушек. Как жить в мире с собой и другими?" / Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова. - М.: Национальное образование, 2020. - 201 c.
2. Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 112 c.
3. Бондырева, С. К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2017. - 240 c.
4.Бышевский, А. Ш. Внутрисосудистое свертывание крови, коагулоактивность тромбоцитов и толерантность к тромбину / А.Ш. Бышевский, И.А. Карпова, В.А. Полякова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 541 c.
5.Вагабова, Зарема und Гусаева Каринэ Этноконфессиональная толерантность в современном Дагестане: моногр. / Вагабова Зарема und Гусаева Каринэ. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 136 c.
6. Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся: моногр. / О.Я. Воробьева. - М.: Глобус, Панорама, 2019. - 160 c.
7. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. - М.: Школьная Пресса, 2016. - 112 c.
8. Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2019. - 416 c.
9. Денисовский, Г. М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов / Г.М. Денисовский, П.М. Козырева. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2018. - 112 c.
10.Дударев, М. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности. Методическое пособие / М.И. Дударев, И.Ю. Демьянюк, Д.И. Полторак. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 192 c.
11.Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2018. - 288 c.