Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. И.В. Дубровина под психологической готовностью к школе понимает необходимый уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Г.М. Коджаспирова определяет интеллектуальную готовность как «достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребёнком знаниями, умениями и навыками в объёме стандартной программы детского сада». Определяющими компонентами психологической готовности ребёнка к школе являются: мотивационная (личностная); интеллектуальная; эмоционально – волевая. Мотивационная (личностная) готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Волевая готовность необходима для адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Соответственно, психологическая готовность к школе – это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешной адаптации к школьной жизни без ущерба для его здоровья. Весьма актуальной является проблема высокой школьной тревожности, которая накладывает отпечаток не только на состояние психического и физического здоровья обучающихся, но и на успешность их учебной деятельности. В России, по данным статистики, лишь у 45% дошкольников отсутствуют признаки отклонений в психике, распространенность нервно-психических расстройств, среди школьников достигает около 80%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения, у 73% детей - нарушения психических функций, у 60% - высокий уровень тревожности. Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям, тревогам, индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
3. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 253 с. 14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / 5.Л.С. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Каро, 2006. – 672 с. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
6 .Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 128 с
7.Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20
8.Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Триволта, 2001. – 380 с
9.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
10. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
11. Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с.