Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность [15].
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Основной вклад в изучении теоретических основ развития мелкой моторики внесли М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д.
Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Поэтому младшие школьники часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам [3]. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В дальнейшем уровень развития движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.
Конструирование из элементов конструктора всегда считалось действенных средством развития мелкой моторики.
Lego-конструктор является значимым средством для развития мелкой моторики младшего школьника, охватывая при этом все образовательные области Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Исходя из всего вышесказанного, наша работа посвящена развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста посредствам Lego-конструирования.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности Lego-конструирования в развитии мелкой моторики у учащихся 1 класса во внеурочной деятельности?
Исходя из противоречия проблемы, цель исследования: выявить эффективность использования Lego-конструирования как средства развития мелкой моторику учащихся 1 класса во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у младших школьников.
Предмет исследования: внеурочная деятельность средствами Lego-конструирования как средство развития мелкой моторики у первоклассников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать понятие «мелкая моторика»
Описать особенности организации внеурочной деятельности
Выявить возможности Lego-конструирования в развитии мелкой моторики
Определить уровень развития мелкой моторики у учащихся 1 класса
Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по развитию мелкой моторики учащихся 1 класса во внеурочной деятельности при помощи Lego-конструирования.
Оценить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики учащихся 1 класса во внеурочной деятельности по Lego-конструированию будет реализовано, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- использование различных мелких деталей, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- личностное развитие (развитие творческой активности, самостоятельности, наблюдательности, фантазии);
- организация рефлексии ребенком выполненной работы.
База исследования:
Основные этапы исследования:
1этап () – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария, изучение уровня развития мелкой моторики у учащихся 1 класса и представления результатов.
2 этап () – разработка и апробация серии занятии по Lego-конструированию во внеурочной деятельности, направленных на развитие мелкой моторики у учащихся 1 класса. Проведение повторной диагностики и оценка эффективности работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (организационный, формирующий, оценочный); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для высш. шк. / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
2 Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» : монография / Е. В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание, 2013. – № 4. – с. 10-16.
3 Ветошкина, Ю.А. LEGO-конструирование – что это, модная игра или серьезное занятие? / Ю. А. Ветошкина. – Москва, 2014. – 192 с.
4 Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать : монография / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 192 с.5
5 Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В.Степанов // - Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.
6 Климова, C.А. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. А, Климова, Ю. А. Чичиланова. - [Электронный ресурс] http://dovosp.ru/j_dv/wak/konstruktor-lego-kak-sredstvointegracii-obrazovatelnyx-oblastej-v-processe-obucheniya-starshix-doshkolnikov (дата обращения 08.04.2022).
7 Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг : монография / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург : УФактория, 2012. – 224 с.
8 Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л. В. Куцакова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с
9 Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 104 с.
10 Любишина, Т.Н. Внеурочная деятельность первоклассников : монография / Т. Н. Любишина // Дополнительное образование и воспитание, 2013. – № 7. – С. 23-26.
11 Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет : монография / Е. Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 5. – с. 28-35.
12 Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии школьников : монография / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Начальная школа. 2015. – № 1. – с. 60-64.
13 Пясталова, И. Н. Использование нетрадиционных технологий во внеурочной деятельности : монография / И. Н. Пясталова // Дополнительное образование и воспитание, 2012. – № 6. – С. 14-16.
14 Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 : монография /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч, 2013.– №3. – с.100-109.
15 Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов : монография / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы, 2011.– №6 . – С.36-48.
16 ФГОС Начального общего образования (1-4 Кл) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373 (в ред. от 31.12.2015) // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 07.04.2022).
17 Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду : методическое пособие / Е.В. Фешина. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 144 с.
18 Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь : монография / В.В. Цвынтарный. – Санкт-Петербург : Лань, 2011. – 16 с.
19 Шайдурова, Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие / Н. В. Шайдурова. – Москва : Сфера. – 2008. – 80 с.
20 Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время : монография / И. Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание, 2012. – № 9. – с. 13-17.