Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования: развитие у детей самостоятельности не теряет свою актуальность в настоящее время. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Согласно п.3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности [24, с. 14]. Самостоятельность закладывается на границе раннего и младшего дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности, проводимый в режимных моментах ДОО, оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности младших дошкольников [25, с. 270]. Поиск наиболее эффективных путей и средств формирования в режимных процессах ДОО у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности и инициативности как личностных качеств, обеспечивающих развитие активной жизненной позиции, овладение знаниями и решение первоочередных жизненных задач, определяет актуальность исследования избранной проблемы.
Исследования психологов доказывают, что в период младшего дошкольного детства открываются благоприятные возможности для воспитания основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Как правило, в дошкольном возрасте очень важно воспитывать самостоятельность, а также учитывать качества личности, которые являются индивидуальными для каждого, так как указанные моменты играют главную роль в процессе социального становления личности. Как правило, за становлением ответственности дошкольника позволяет наблюдать именно проявление самостоятельности, которая воспитывается исключительно в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего воспитания. Важно помнить, что будет правильным развивать самостоятельность именно в той деятельности, в которой ребенок чувствует себя уверенно, поэтому можно сказать, что выполнение посильных действий, а также самообслуживание являются отличным средством, которое помогает развивать детскую самостоятельность [15, с. 89].
Анализ исследований свидетельствует о недостаточном раскрытии психолого-педагогических условий воспитания самостоятельности именно у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: заключается в выявлении условий, при которых организация режимных процессов младших дошкольников будет способствовать развитию самостоятельности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности младших дошкольников.
Предмет исследования: организация режимных процессов младших дошкольников, как средство развития самостоятельности.
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование условий, при которых организация режимных процессов младших дошкольников будет способствовать развитию самостоятельности.
Гипотеза исследования: организация режимных процессов младших дошкольников будет способствовать развитию самостоятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать основные теоретические подходы к развитию самостоятельности у младших дошкольников;
- составить методические рекомендации для педагогов и родителей по организации режимных процессов у младших дошкольников для развития самостоятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение.
Теоретическая значимость: материалы могут быть использованы педагогами ДОО, а так же – преподавателями и студентами педагогических колледжей, в рамках учебной практики.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития самостоятельности младших дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность». Режимные процессы младших дошкольников
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время очень актуально и ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова, Ю.Н. Дмитриева); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).
Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что дети с раннего детства стремятся к самостоятельности. И эта всем известная фраза «Я сам» часто звучащая из уст малыша, означает начало становления личности. В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человек хочет выразить себя, свое «я» [19, с.325].
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особенное место в этом занимает детский сад. Дошкольный период это время взросления детей, в котором развиваются важнейшие качества личности [22, с. 31].
В своем исследовании мы будем придерживаться следующей трактовки понятия самостоятельность.
Самостоятельность – это сложное качество, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Приведем пример, когда слышим от детей «захотел и сделал», «как придумал, так и будет», «Я сам одеваюсь», «Я сам застилаю постель» и тому подобное – это и будет самостоятельность.
Рассматривая процесс развития самостоятельности важно отметить его этапы:
-Это когда действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Этот этап называют этапом подражания, он помогает сформировать определенный фонд умений, способов действий. Очень важно, чтобы ребенок прошел этот этап вместе со старшими ребятами, где он видит раскрывающие способы организации совместной игры или работы, распределение ролей или обязанностей, формы контроля и поощрения, разрешения конфликтов, помощь другу. Здесь важно учитывать, чтобы ребята имели определенный опыт деятельности.
- Этап частичной самостоятельности, когда ребенок в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находит способы их осуществления.
- Этап полной самостоятельности, когда ребенок самостоятельно выполняет определенную работу в любимых, знакомых видах деятельности [4, с. 25].
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
1. совокупность средств, знаний и умений;
2. побуждение к действию.
Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной установкой.
Самостоятельность – не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:
– способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;
– способность обособлять свои позиции;
– способность к независимой реализации структурных блоков деятельности;
– планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других;
– соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности [12, с. 40].
По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность – это человек:
– существующий отдельно от других, независимый;
– решительный, обладающий собственной инициативой;
– выполняемый действие без помощи.
Знаменитый педагог, Леонтьев А.Н. понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию [14, с. 92].
Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова Е.А. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е.А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. –С. 52-58.
2. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
3. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2014. – №1. – С. 24-32.
4. Власова З.И. Индивидуальные варианты воспитания самостоятельности у детей в дошкольном возрасте / З.И. Власова // Психолог в детском саду. – 2015. – №4. – С. 25-35.
5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им. Герцина. – Санкт-Петербург: Изд-во Детство-ПРЕСС, 2020. – 192 с.
6. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. [Текст] // Журнал «Виноград». - 2010 - №37.- 20-23 с.
7. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. [Текст] / Л.Н. Галигузова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 354 с.
9. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
10. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
11. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
12. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности / Л.И.Каплан. – Москва, 2020. – С. 40-41.
13. Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
14. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
15. Люблинская А.А. Ранние формы самостоятельности у детей / А.А. Люблинская. – Санкт-Петербург: Изд-во Арден, 2018. – 115 с.
16. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
17. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
18. Развитие самостоятельности детей через режимные моменты / Е. В. Корнеева, В. И. Кизицкая, Л. Н. Колосова [и др.]. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). -Краснодар : Новация, 2019. - С. 23-25.
19. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский ; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – Москва : Педагогика, 1979. – 560 с.
20. Теплюк С. Истоки самостоятельности[Текст] / С. Теплюк //Дошкольное воспитание. 2005 -№32. - С.67-70.
21. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
22. Шойимова Ш.С. Психолого-педагогические особенности воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста / Ш.С. Шойимова // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 831-834.
23. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
24. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд.- М.: Академия, 2007. - 384 с.
26. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №8. – С. 29-30.