Фрагмент для ознакомления
2
Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих чад. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и педагогов.
Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка являются игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В формировании разностороннего развития личности ребенка игровым технологиям отводится важнейшее место. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Актуальность и значимость исследования заключается в том, что использование игровых технологий в обучении и воспитании помогает всестороннему развитию ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни.
Объект исследования - процесс всестороннего развития ребенка средствами игровых технологий.
Предмет исследования – игровые технологии как средство развития дошкольников.
Цель работы – изучить методические рекомендации по использованию игровых технологий в дошкольном образовании.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по данной проблеме;
2) охарактеризовать сущность понятия «игровые технологии» и их значение в воспитании и обучении;
3) исследовать уровень сформированности игровой деятельности старших дошкольников;
4) дать методические рекомендации по использованию игровых технологий в условиях дошкольного образования.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности игровой деятельности, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики игровой деятельности в целом.
В исследовании использовались следующие методы:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• наблюдение, беседа, тестирование;
• статистическая обработка данных.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе … Выборку исследования составили 15 старших дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ для повышения эффективности организации игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы игровых технологий и их значение в воспитании и обучении
1.1. Игра как образовательная технология
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.П. Горчаковой – Сибирской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению категории «педагогическая технология» [17].
Наиболее привычное понятие «технология» имеет отношение к производственному процессу и определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [6].
Педагогическую технологию Б.Т. Лихачев определяет, как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационнометодический инструментарий педагогического процесса [13].
В.С. Зайцев под педагогическими технологиями понимает строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех 7 педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога [9].
И. П. Волков представляют педагогические технологии в виде описания процесса достижения планируемых результатов обучения [6].
Таким образом, педагогические технологии – это совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии. Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые технологии [17].
Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий. Она является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в процессе изучения учебных предметов.
По определению Г.К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [21].
В настоящее время игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся.
Понятие «игровые педагогические технологии» вклю¬чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.
1.2. Игра как образовательная технология
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В качестве основного принципа дошкольный образовательный стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры».
Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы показывает, что в современной науке нет целостной теории игры, существует ряд ее концепций в разных отраслях науки. В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира, изучаются аксиологические основания игры и этнокультурная ценность игрового феномена. В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения. В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. – 157 с.
3. Валитова, И. Е. Детская психология : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей / И. Е. Валитова, И. В. Шматкова. – Минск : Народная асвета, 2017. – 445 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 220 с.
5. Двоеглазова М.Ю. Профессиональная компетентность педагога как условие успешного внедрения ФГОС дошкольного образования // Дошкольное детство: доступность и качество образования в условиях стандартизации: Материалы Всероссийской научно-практ. Конференции, 29-30 января 2015 г. [Текст] / Под ред. Н.В. Брызжевой. Тула: ИП- киппро ТО, 2015г.
6. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
7. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. – 216 с.
8. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3 - 5 лет : разработки занятий [Текст] / ; Сост. Р. А. Жукова. - Волгоград : Корифей, 2006 (Волгоград : ООО "Панорама"). - 112 с.
9. Комарова Н. В. Развивающие игры как средство развития личности [Текст] / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 190-192.
10. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. – 419 с.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
12. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
13. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
14. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
15. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
16. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию дидактических игр как средства экологического воспитания дошкольников [электронный ресурс]: Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_dlia_vospitatieliei_dou_po_ispol_zovaniiu_didak (дата обращения 01.12.2021).
17. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146
18. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
19. Нойсс В. Л. Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики [электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/08/ranniy-i-doshkolnyy-vozrast-osnovnye-harakteristiki - 01.12.2021.
20. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 271 с.
21. Селевко, Г. К. Технологии развивающего образования / Г. К. Селевко. - М. : НИИ шк. технологий, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 185 с.
22. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие [для студентов сред. пед. учеб. заведений] / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 334 с.
23. Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 302 с.
24. Чернышова, И. А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста / И. А. Чернышова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 237-240.
25. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.