Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам в качестве цели обучения выступает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности.
Актуальность темы работы заключается в том, что, во-первых, изучение иностранного языка сегодня признается очень важным, особенно английского языка, что связано с глобализацией английского языка в России и во все мире. Во-вторых, работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности, такие как говорение, чтение, письмо, аудирование, перевод и т.д. Актуальность работы можно объяснить также тем, что в настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
На сегодняшний день отмечается появление большого количества различных информационно-коммуникационных технологий и их широкое применение в процессе образования. При дальнейшем рассмотрении для данного термина используется сокращение ИКТ. Множество обучающих программ, различные способы представления и восприятия информации – всё это входит в их число и является необходимым элементом обучения в современном мире. Более того, их использование на уроках является обязательным требованием, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, существует ряд проблем: не все школы имеют необходимое техническое оснащение; во многих школах количество компьютеров не соответствует количеству учащихся; недостаточный уровень ИКТ-компетентности учителей; их неготовность и порой нежелание использовать современные технологии обучения.
Объектом исследования является формирование лексических навыков у учащихся начальных классов.
Предмет исследования – использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования – обосновать использование информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике английского языка учащихся начальных классов на основе разработанного комплекса заданий.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности учащихся младшей школы.
2. Рассмотреть общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе;
3. Определить цели и содержание обучения лексике английского языка на начальном этапе;
4. Рассмотреть определение «Информационно-коммуникационные технологии», их классификации и виды;
5. Описать принципы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка;
6. Разработать комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий для учащихся 4 классов.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, таких как Е. Боума, Н.Д. Гальскова, Т.И. Капитонова, И.С. Кладова, Л.И. Колесников, М.П.А. Ллач, И.В. Никишина, О.И. Плешкова, Н.М. Родина, Дж. Скривенер, Е.Н. Соловова, Л.А. Терехина, О.В. Чикишева, Дж. Хармер, А.Н. Щукин и другие.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
-Теоретические – анализ научной и методической литературы по теме исследования;
-Эмпирические – моделирование учебного процесса (разработка комплекса упражнений).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно даёт материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует разработке таких теоретических проблем, как использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, средства обучению лексике в начальных классах.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий при обучении лексике на уроках английского языка в 4 классах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе
1.1 Психологические особенности учащихся начальных классов
В различных психолого-педагогических трудах можно обнаружить точку зрения, что в детях наблюдается природная расположенность к языкам, эмоциональная готовность к овладению иностранными языками. Эту готовность психологи и педагоги называют сензитивностью. Сензитивность детей, по мнению большинства психологов и педагогов, тесно связана с явлением готовности ребенка к школе, т.е. психологической и физиологической готовностью детей к обучению, необходимым уровнем их развития для усвоения различных учебных дисциплин, включая иностранный язык.
Как известно, начало младшего школьного возраста определяется моментом начала обучения ребенка, т.е. его поступления в школу. Под начальным периодом обучения сегодня понимается возраст от 6-7 до 10-11 лет, т.е. 1-4 классы школы. Этот период характеризуется, прежде всего, усиленным физическим и психофизиологическим развитием детей [4].
Если раньше считалось, что сензитивный возраст детей – это период от 4 до 8 лет, когда дети характеризуются большой любознательностью, потребностью в познании, гибким усвоением языкового материала, то сегодня исследователи подтверждают уменьшение сензитивного возраста современных детей [27].
Психологи и педагоги сегодня подтверждают, что раннее обучение иностранному языку создает большие возможности для возникновения интереса к языку, к культуре изучаемого языка, следовательно, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Сензитивный период усвоения иностранного языка в школе повышает возможности педагогов не упустить преимущества данного возраста.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте постепенно становится учебная деятельность, которая развивает память, внимание, мышление, восприятие и воображение школьников. Однако игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольников, до сих пор остается в силе в младшем школьном возрасте. Дети не теряют интереса к игровым занятиям.
Можно сделать вывод, что младшие школьники характеризуются многообразием видов деятельности, которые пересекаются между собой. В связи с этим в учебную деятельность школьников начальных классов необходимо включать игровую, познавательную и учебную деятельность в равных пропорциях, что приведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому предмету.
Младшие школьники открыты и восприимчивы. К сожалению, их природная открытость происходит только в среде родной культуры. Однако темпы современной жизни требуют постоянного совершенствования лингвистических и лингвокультурных знаний. Поэтому с самого начала младшие школьники должны приобщаться к иностранному языку сквозь призму культуры изучаемого языка.
Доминирующей функцией в анализируемом школьном возрасте обладает мышление, поскольку в младшем школьном возрасте мыслительные процессы активно развиваются и перестраиваются на нужный лад. В этом возрасте наблюдается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, поскольку именно в рамках школьного обучения словесно-логическое мышление получает максимальное развитие. Следует отметить, что школьники только первые два года работают с наглядными материалами, а в последующие годы обучения в школе объем наглядности заметно сокращается [28].
Несомненно, в структуре мышления младших школьников довольно долго сохраняется наглядно-образное мышление, что, с нашей точки зрения, оптимально использовать во время формирования лексического навыка. Сочетание наглядно-образного мышления с развивающимся абстрактным мышлением создает оптимальные условия для изучения иностранного языка в школе [27].
Что касается особенностей памяти младшего школьника, то в возрасте 1-4 классов у учащихся довольно сильно развита долговременная память, в отличие от оперативной памяти, которая развита намного хуже. Следовательно, вся информация, которую запоминает учащийся начальных классов, запоминается им надолго. Однако основная проблема состоит в том, что в этом возрасте школьник еще не может извлекать выученную им информацию из памяти, тем более целенаправленно ее использовать и осознанно применять в процессе иноязычной коммуникации. Эта проблема решается, с точки зрения Г.И. Шайметовой, посредством создания у учащихся младших классов строго определенных установок, которые мотивируют школьников на запоминание того или иного учебного материала [25, с. 32].
Особую роль при составлении методики преподавания иностранного языка для формирования лексического навыка в младших классах играет учет физического развития детей. Согласно Л.А. Чаусенко, необходимо учитывать следующие физические характеристики учащихся младших классов:
совершенствование головного мозга и нервной системы;
неразвитость отделов головного мозга, отвечающих за регуляцию и контроль психической деятельности;
развитие и окостенение конечностей, позвоночника;
усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц;
общее развитие двигательного аппарата, как следствие – стремление к беганию, прыжкам и т.д.;
интенсивное развитие нервно-психической деятельности, что приводит к высокой возбудимости детей, большой подвижности и, как следствие, высокой утомляемости;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абылова, Г. Ж. Роль и место мультимедиа в образовании / Г. Ж. Абылова // Internatio nal scientific review. – 2016. – №15 (25). – С. 28-29.
2. Анискина, А. И. Применение ИКТ на уроках в школе / А. И. Анискина // Новые технологии в образовании. – 2015. – С. 111-114.
3. Английский язык. 4 класс : учеб. Для общеобразоват. организацй / [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. – 9-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2019. – 184 с. – (Английский в фокусе).
4. Бадарч, Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Д. Бадарч. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
5. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). М. : Буки-Веди, 2012. - С. 152-154.
6. Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - М. : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
7. Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С. Г. Григорьев. – М.: [Б. и.], 2005. – 231 с.
8. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
9. Денилханова, Х. Я. Цели внедрения средств ИКТ в образование / Х. Я. Денилханова, П. Р. Мурадова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №2. – С. 104-107
10. Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
11. Еремин, Ю.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. - СПб. : ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
12. Жежерова, В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
13. Ивенин, Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку / Ф. В. Ивенин // Среднее профессиональное образование. 2014. - №7. - С. 38-39.
14. Киселёв, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г. М. Киселев. – М. : Дашков и К’, 2014. – 304 с.
15. Маковецкая, Л. С. Применение интерактивной доски в рамках внедрения ИКТ в школах / Л. С. Маковецкая // Проблемный и ноосферный подходы в реализации методов современного образования для устойчивого развития цивилизации. Материалы конференции. – 2016. – С. 56-59.
16. Манако, А. Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А. Ф. Манако, А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. – 2014. – №1. – С. 487-521.
17. Михеева, Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. / Н. Ф. Михеева. - М. : РУДН, 2010. - 73 с.
18. Орехова, Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. 2015. - №4. - С. 290-300.
19. Петрова, Н. П. Интеграция ИКТ в учебный процесс вуза / Н П. Петроа, С. И. Тамбиева. – Ростов н/Д. : ЮЖНИЦ, 2014. – 168 с.
20. Раицкая, Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе / Л. К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. - №18(33). – М. : МГИМО-Университета, 2004. – с. 112-116.
21. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.
22. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2014. - 239 с.
23. Тарасенко, М. И. Возможности использования компьютерных презентаций в обучении лексике английского языка на начальном этапе / М. И. Тарасенко // Ступень в педагогическую науку. Материалы I Международного форума работников образования: сборник научных трудов. – 2013. – С. 79-85.
24. Ткачева, Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / Т. А. Ткачева // Наука, техника и образование. 2014. -№2(2). - С. 88-91.
25. Шайметова, Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / Г. И. Шайметова // ФЭН-Наука. 2011. - №3. - С. 37-38.
26. Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н. Л. Шибко. - СПб.: Златоуст, 2015. - 336 с.
27. Чаусенко, Л.А. Возрастные особенности младших школьников. 2015. / Л. А. Чаусенко. - URL: http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennostimladshih-shkolnikov-532982 (дата обращения 14.04.2022).
28. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
29. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition / J. Harmen. – Longman ELT, 2001. – 386 c.