Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речь является важной основой, которая составляет нервно-психическое развитие ребёнка. Её становление происходит в течении первых лет жизни ребёнка и в дальнейшем предопределяет её качество во все следующие возрастные периоды.
Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается число младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет и это не может не тревожить. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму и чтению в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого невозможно дальнейшее обучение.
Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в школу с подготовленными познавательными процессами (мышлением, памятью, восприятием, речью), с достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями. Если же ребенок приходит в школу без этого багажа, он обречен на неуспеваемость в учении. Таких детей сегодня относят к группе академического риска.
Исследования, проведенные Е.П. Конюшковой и А.В. Ястребовой указывают на четкую корреляцию между выраженностью нарушений речи и успеваемостью школьников. Младшие школьники с нерезко выраженным речевым недоразвитием (III—IV уровни ОНР) оказываются неуспевающими по одному-двум предметам. Они с трудом овладевают грамотой, при чтении и письме допускают большое количество ошибок, обусловленных недостатками их устной речи [21]. А при более выраженных речевых нарушениях усвоение ребенком общеобразовательной программы становится практически невозможным без специальной коррекционной помощи педагогов и специалистов.
Анализ специальной литературы об этапах формирования речи в раннем возрасте, об особенностях речевого развития у детей с нарушением интеллекта представлен большим количеством научных трудов таких авторов, как А.М.Лалаева, М.С. Певзнер, В.В.Ковалёв, Г.Е.Сухарева, Г.В.Чиркина, Н.С. Жукова, О.В. Елецкая, Р.Е. Левина, Е.А.Стребелева, О.Е.Грибова, Н.Н. Трауготт, Л.И.Белякова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другими.
Поиску эффективного психологического инструментария для исследования нарушений речевого развития, принципам диагностики у детей с нарушением интеллекта уделяется меньше внимания.
Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования позволил обнаружить противоречие между:
объективной значимостью проблемы организации обучения младших школьников с нарушениями речи и недостаточной разработанностью социально-психологической помощи, который позволил бы осуществить выбор эффективной программы.
Цель исследования описать особенности организации социально-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Объект – дети младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Предмет - социально-педагогической помощь детям младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Цель, объект и предмет обусловили выбор задач исследования:
1. Привести психолого-педагогическую характеристику младшим школьникам с нарушением речи;
2. Выявить социально-правовой статус младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
3. Охарактеризовать понятие «психолого-педагогическая помощь»;
4. Описать особенности психолого-педагогической помощи младшим школьникам с нарушениями в условиях образовательного учреждения.
В соответствии с задачами были выбраны следующие методы исследования:
- Накопление и сбор информации
- Анализ научной, психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования.
- Упорядочивание собранных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
1. Теоретические аспекты социально-психологической помощи младшим школьникам с нарушениями речи
1.1. Характеристика младших школьников с нарушениями речи
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий [3].
Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, его общению с окружающими. Всё это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма, а вследствие этого и другие школьные навыки и знания. Некоторые нарушения речи тормозят процесс саморегуляции, изменяют черты характера ребенка, появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. У детей c нарушениями речи наблюдаются трудности ориентировки во всех пространcтвенных направлениях, затруднения в определении формы, величины. Дети с диcлексией неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи, все это приводит к нарушению у детей сформированности читательской компетенции [7].
Конкретные причины, приводящие к поражению мозга, могут действовать в различные периоды: пренатальный (основной), натальный и постнатальный. В пренатальном периоде отмечается токсикоз, заболевания матери в первую половину беременности, хронические заболевания матери: сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, алкоголизм.
Натальный период характеризуется патологией родов (сухие затяжные или стремительные роды), асфиксией новорожденного, группой и резус– конфликтной ситуации. У данной категории детей сохранным остается слух и интеллектуальные особенности. В зону поражения попадают компоненты речевой системы, которые влияют на развитие звуковой и смысловой сторон речи. Наблюдается задержка речевого развития и позднее формирование речи, скудность словарного запаса, преобладание аграмматизмов, дефекты фонемообразования и звукопропроизношения также нарушены. Недоразвитие речи может выражаться в разной степени, как от полного отсутствия или преобладание лепета, до развернутой фразовой речи, но с преобладанием лексических и грамматических средств. Нарушение речи обусловлено расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов, которые способствуют развитию речевых компонентов.
Основываясь на коммуникативной теории, расстройствами речи являются нарушения вербальной коммуникации. Они проявляются во взаимоотношении существующей между индивидуумом и обществом, которое отражено в речевом взаимодействии [13].Генезис и структура различного рода речевых нарушений разнообразны. Причины, которые вызывают данный вид нарушений бывают следующие:
1. Частой причиной ОНР речи выступает нарушение акустико - гностических процессов. При данном виде нарушения преобладает и утрачивается способность к восприятию звуков речи. Недостаточность различения акустических признаков приводит к тому, что вторично страдает четкое произнесение звуков и воспроизведение структурного содержания слова.
2. Артикуляционные нарушения, которые возникают в следствии органических поражений и недоразвитием отделов ЦНС, которые отвечают за речевую активность, за собой влекут отклонения и функционал в строении артикуляционного аппарата. Эти нарушения проявляются в затрудненном артикулировании звуков, что в дальнейшем приводит к способности искажённого восприятия звука и неточного воспроизведения [13].
На основании выше сказанного, можно определить категорию детей с нарушениями речи - это дети, которые в структуре своего дефекта имеют нарушения в формировании речи, как языковой системы с сохранным слухом и интеллектом. У них преобладают многообразные дефекты в произношении, отмечается бедность словарного запаса, нарушен грамматический строй речи, а также страдает темп и плавность высказывания.
Особенности речевых нарушений:
Не соответствие возрастной норме;
Возникают вследствие поражения и нарушения функционирования психофизиологии речи;
Нарушения носят существенно стойкий характер;
Оказывают отрицательное влияние на развитие ВПФ ребенка;
В зависимости от характера нарушения, требуется определенная коррекционная и логопедическая работа по устранению дефектов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
1. Барабаш, А.Э. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / А.Э. Барабаш // Magister Dixit. –2014. – №1 (13). – С.179–184. – Текст : непосредственный.
2. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. – Москва : Просвещение. - 2005. - 298 с. – Текст : непосредственный.
3. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. Л.П. Сластёнина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. - ISBN 978-5-7695-5227-4 . – Текст : непосредственный.
4. Дулисова, Т.В., Каменцева О. Н. Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) / Т.В. Дулисова, О.Н. Каменцева // Школьная психологическая служба. – 2015. – URL : http: // festival. 1 september.ru (дата обращения 13.04.2022). - Текст : электронный.
5. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учебное пособие для студентов / И.В. Дубровина. - Москва, 1999. – 158с. - ISBN 5-7695-0189-8. – Текст : непосредственный.
6. Елецкая, О.В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – Москва : ТЦ Сфера, 2005.- 189 с. - ISBN 5-89144-533-6 . – Текст : непосредственный.
7. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. – Москва : Академия. – 2017. - 421 с. - ISBN 5-7695-0342-4. – Текст : непосредственный.
8. Козырева, Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками / Л.М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2016. – 127 с. - ISBN 5-7797-0577-1. – Текст : непосредственный.
9. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2003. – 71 с. - ISBN 5-89415-230-5. – Текст : непосредственный.
10. Крутько, Н.А. Совершенствование словесно-логического мышления учащихся начальных классов с речевой патологией на логопедических занятиях / Н.А. Крутько // Логопедия. - № 1, 2004. – С. 37 – 40. – Текст : непосредственный.
11. Овденко, Н. Б. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья / Н.Б. Овденко // Школьная психологическая служба. – 2016. – URL : http: // festival. 1 september.ru (дата обращения 13.04.2022). – Текст : электронный.
12. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения : письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
13. Пятница, Т.В. Речевые нарушения у детей : скорая логопедическая помощь /Т.В. Пятница. – Ростов-на-Дону : Феникс. - 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-222-18478-3 . – Текст : непосредственный.
14. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин : монография / М.Н. Русецкая. – Санкт-Петербург : . КАРО. – 2017. - 192 с. - ISBN 5-89815-859-6. – Текст : электронный.
15. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие для логопедов, учителей, психологов дошк. учреждений и шк. различ. типов / И.Н. Садовникова. – Москва : Аркти.-2005. - 255 с. - ISBN 5-89415-472-3. – Текст : непоредственный.
16. Стебенева, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий / Н.В. Стебенева, О.В. Страхова // Школьная психологическая служба. 2005. - - URL : http: // festival. 1 september.ru (дата обращения 13.04.2022). – Текст : электронный.
17. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практическое пособие / Н.П. Слободяник. – 2-е изд. – Москва : Айрис-пресс, 2004. – 250 с. - ISBN 5-8112-0926-6. – Текст : непосредственный.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.14 г. № 1598.
19. Фуреева, Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 203 с. - ISBN 978-5-222-14328-5. – Текст : непосредственный.
20. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи : пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М.Е. Хватцев. – Санкт-Петербург : Дельта+ : Каро. - 2014. - 264 с. - ISBN 5-89815-402-7. – Текст : непосредственный.
21. Худенко, Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях / Е. Д. Худенко. – Москва : - 1998. - Вып. 1. - 159 с.
22. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – Москва : АРКТИ, 1999. – 118 с. - ISBN 5-89415-076-0. – Текст : непосредственный.
23. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - Москва : Просвещение. – 1996.- 214 с. - ISBN 5-89415-001-9. – Текст : непосредственный.