Фрагмент для ознакомления
2
Проведение комплексной психологической диагностики позволяет составить психологический портрет любого человека. С этой целью используются психодиагностические методики, направленные на исследование эмоционально-волевой и личностной сферы. Психологическая диагностика может быть проведена как по каждой методике отдельно, так и в комплексе для полного обследования личности от раннего до пожилого возраста.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что психологическая диагностика представляет собой одно из основных видов работы психолога. С ее помощью определяются проблемы определения задач работы с каждым конкретным клиентом и в дальнейшем для отслеживания результатов психокоррекционной работы
Цель исследования: изучить комплекс методик для диагностики эмоциональной сферы и регуляторной активности (интеллекта, личностных особенностей, мотивационной сферы).
Объект исследования: психодиагностические методики.
Предмет исследования: комплекс методик для диагностики эмоциональной сферы и регуляторной активности (интеллекта, личностных особенностей, мотивационной сферы).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать становление психодиагностических методов диагностики личностных особенностей
2. Охарактеризовать становление психодиагностических методов диагностики интеллекта
3. Охарактеризовать становление психодиагностических методов диагностики мотивационной сферы
4. Провести планирование констатирующего эксперимента
5. Проанализировать полученные результаты констатирующего эксперимента.
Глава 1. Теоретическое обоснование применения методик для диагностики эмоциональной сферы и регуляторной активности
1.1. Становление психодиагностических методов диагностики личностных особенностей
1.1.1. Особенности диагностики самооценки
Интерес к изучению самооценки связан с тем, что она является одной из центральных в развитии личности. Благодаря её развитию человек способен осознать сам себя, уровень своих физических и психологических сил, оценить совершённые поступки, выстраивать отношения с окружающим миром. Именно поэтому психологами разрабатывается большая батарея методов, которые позволят изучить полноценно феномен.
Если говорить о том, какие аспекты выделяются при диагностике самооценки, то лучше всего будет обратиться к исследованиям В.В. Столина, который выделяет следующие элементы, которые обязательно должны содержаться в психодиагностической методике:
– проблема социальной желательности;
– стратегия самоподачи;
– различия в субъективной значимости измерений «Я-концепции»;
– защита личностного самоотношения;
– многоплановость представлений о себе [12].
Известно, что при выполнении любой деятельности возникают различные сложности диагностика самооценки не исключение, поэтому постараемся охарактеризовать основные сложности, которые могут возникнуть при проведении психодиагностического обследования [10]:
1. При исследовании самооценки человека диагносту необходимо осуществлять подбор диагностических средств, адекватных возрасту обследуемого лица и уровню его интеллектуального развития, т.к. важно осознавать, что число и характер осознаваемых характеристик отражают степень когнитивной сложности мышления самого человека и свидетельствуют об уровне развития самосознания.
2. Высокая вероятность получения социально желательных ответов. При диагностике необходимо учитывать, что социально желательные ответы могут либо свидетельствовать об осознанной фальсификации ответов, либо отражать истинное стремление человека видеть в себе социально ценные качества. Важно помнить, что человек обычно вытесняет из сознания неприятные свойства.
3. В процессе диагностики индивидуальных особенностей самооценки у человека могут актуализироваться механизмы психологической защиты. Особую ценность в этом случае играет чувство безопасности, доверительности в ситуации обследования.
4. Различия в субъективной значимости измерений «Я-концепции». Одни и те же по содержанию знания о себе могут иметь различный личностный смысл и разную значимость у разных обследуемых, т.е. использование универсальных параметров при оценке особенностей «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям.
Сложность теоретической проблемы, безусловно, сказывается на разработке конкретного психодиагностического инструментария. При этом нужно помнить, что очень многие разработки отстают от наработанных теоретических идей вследствие необходимости трудоемкой работы по апробации и проверке психодиагностических техник. В связи с неоднозначным пониманием сущности самосознания, в психодиагностике самосознания используются самые разные техники и методические приемы: основные традиционные классы методик, а также новые подходы.
Чтобы сориентироваться в огромном количестве психодиагностических процедур самосознания, приведём две наиболее известные их классификации.
А. Анастази предлагает следующую классификацию методик, объектом которых является самосознание [цит. по 16].:
1) контрольный список прилагательных Г. Гоха;
2) классификация В. Стефенсона;
3) семантический дифференциал Г. Осгуда;
4) текст ролевых конструктов Дж. Келли.
В отечественной литературе одна из наиболее серьезных попыток анализа диагностических методик самосознания и их классификации принадлежит В.В. Столину, который описывает типы методик применительно к анализу самосознания:
1. Стандартизированные самоотчеты (шкала «Я-концепции» Теннесси; шкала самоуважения Розенберга; шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса; контрольные списки);
2. Нестандартизованные самоотчеты (Тест двадцати утверждений на самоотношение М. Куна);
3. Идеографические техники, основанные на использовании психосемантических закономерностей;
4. Техники репертуарных решеток Дж. Келли;
5. Проективные техники (экспрессивная проективная методика рисования человека К. Маховера, тематический апперцептивный тест Х. Мюррея, символические задания на выявление социального Я B. Long, R. Ziller, R. Henderson).
Важнейшей интегральной характеристикой самосознания является свойство личности, получившее название «локус контроля». Локус контроля связывает чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я». Существует несколько методик, направленных на измерение локуса контроля: оригинальная шкала Дж. Роттера; методика исследования уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкин, А.М. Эткинд); опросник субъективной локализации контроля (С.Р. Пантелеев, С.Р. Столин).
Методик, которые позволяют изучить самооценку на основании различных показателей, к настоящему времени разработано большое количество. Далее мы рассмотрим самые надёжные методики диагностики самооценки для разных возрастных периодов [2, 7, 10, 16]:
1. Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) – позволяет выявить систему представлений ребёнка о самом себе, о том как, по его мнению, его оценивают другие и как эти представления соотносятся между собой. Методику можно проводить как индивидуально, так и фронтально. Однако, при индивидуальной работе есть возможность задавать ребёнку дополнительные вопросы, позволяющие вывить причину которая влияет на формирование представлений о себе, на основании ответов возможно построить дальнейшую работу по коррекции возникших трудностей.
2. Методика Дембо-Рубинштейн помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В данной методике обследуемому дается возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
3. Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального "Я" и тех качеств, которые существуют в реальности. Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение, в основе которой лежит способ ранжирования. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны.
4. Методика «Три оценки» (автор А. И. Липкина). Используется для изучения самооценки детей младшего школьного возраста. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология, - 2012. - С. 4-11.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: МГУ, 2008. - 564 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Смысл; ИЦ Академия, 2012. - 414 с.
4. Бабаев, Д.Б. Развитие творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения / Д.Б.Бабаев // Центральное Азия: основные направление и перспективы развития в условиях глобализации. Материалы международной научной конференции. - Бишкек, - 2008. - 554-555.
5. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368c.
6. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
7. Басюк, В.С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии / В.С. Басюк // Вестник Бурятского государственного университета. -2012. - № 5. - С. 15-28.
8. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Яконцепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 54-65.
9. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
10. Варшава, Б.Е. Психологический словарь / Б.Е. Варшава, Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Тропа Троянова, 2008. – 225 с.
11. Дементий, Л.И. Классические и современные методы диагностики самосознания личности: учебно-методическое пособие / Л.И.Дементий. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. – 76 с.
12. Едронова, В. Н. Система методов в научных исследованиях [Текст] / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
13. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев– СПб.: «Питер», 2-е издание, 2017. - 512с
14. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
15. Матюшкина, М. Д. Методы педагогического исследования : Учебное пособие / М. Д. Марцинковская. – СПб.: Питер, - 2012. - 178 с.
16. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. – 816 с.
17. Морозова Е.В. Диагностика способностей детей дошкольного возраста / Е.В. Морозова // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2014. - №1.
18. Немов Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2005 - 294 с.
19. Психологический словарь : справочник / под ред. В. В. Юрчук. – Минск : Элайда, 2010. – 704 с.
20. Рубинштейн С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2009. - 679 с.
21. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. - 575 c.
22. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
23. Энциклопедия психологических тестов / ред. Хохликова В. – М.: ИНФРА-М, 2014 г. – 323с.