Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях быстроразвивающегося общества и влияния других культур очень важно передать подрастающему поколению знания о народной культуре нашей страны. От того, как будет сформирована личность каждого отдельного человека, зависит развитие общества в целом. При утрате межпоколенческой связи теряется возможность естественной передачи информации от старшего поколения к младшему. Без осознания особенностей культуры и истории своей страны у младших школьников происходит формирование нечеткой ценностной структуры общества. В связи с этим происходит заимствование несвойственных для культуры нашей страны ценностей, традиций и обычаев. Подобные тенденции являются характерными для младшего школьного возраста, а это значит, что народная культура имеет особое значение для духовно-нравственного воспитания именно для учащихся начальной школы.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное воспитание рассматривается как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» .
Исследователи рассматривают духовно-нравственное воспитание как «один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях и определяющих их поведение, поступки» .
Воспитание школьника является длительным процессом, в ходе которого ценностные установки национальной культуры усваиваются постепенно, ориентируясь на то, что будет доступным для понимания и усвоения в определенный период развития . Но базовые ценности должны быть заложены именно в младшем школьном возрасте, так как в процессе взросления человек принимает решения на основе тех ценностей, что были усвоены им в детстве. Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в области воспитания и социализации детей, а также определяется как задача, имеющая первостепенную важность .
На наш взгляд, именно на уроках изобразительного искусства учителю предоставляется больше всего возможностей для осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников. В программах по изобразительному искусству выделяется отдельный раздел по изучению народной культуры, что позволяет более детально познакомить детей с данной областью знаний. Познавая особенности народного творчества своего региона, дети знакомятся с обычаями и культурой своего народа, что благоприятно сказывается на воспитании духовно-нравственных качеств личности.
Культура оказывает колоссальное влияние на всю жизнь человека, а соблюдение канонов традиций нашей культуры – залог развития у ребенка чувства собственного достоинства, гордости за нашу страну, нацию, дает возможность осознать собственную роль и роль нашего народа в мире. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Объект: развитие представлений о народной культуре у младших школьников.
Предмет: формирование представлений о русской народной культуре на уроках ИЗО.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• Рассмотреть понятие народной культуры.
• Проанализировать способы формирования народной культуры младших школьников.
• Изучить формы народной культуры.
• Исследовать особенности народной культуры как материал в обучении и воспитании подрастающего поколения в младшей школе.
• Разработать урок по ИЗО.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Развитие представлений о народной культуре у младших школьников
1.1. Понятие о народной культуре
В настоящее время народная художественная культура является основополагающим фактором в культурной политике России. В различные исторические периоды отношение государства к народной художественной культуре было разное: от активного содействия до абсолютного отвержения.
Народная культура изучается разными научными дисциплинами: историей, этнографией, философией культуры, искусствознанием и др. В научной литературе обнаруживаются разные, неоднозначные подходы к данному явлению.
Весьма неопределенным до сих пор является понятие «народная культура», хотя исследования феноменов, увязываемых с ним, ведутся уже несколько столетий. В энциклопедическом словаре толкование термина начинается со слов «собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени» . При этом вводимая далее в статье апелляция к народу как носителю этого типа культуры ставит новые вопросы о том, кого считать народом? Есть ли люди, которые не включается в эту массу? В каких случаях принадлежность народу может отрицаться?
Сложившаяся практика употребления термина народная культура в культурологических и смежных с ними исследованиях дает возможность наблюдать две ведущие закономерности: когда его значение синонимично этнической культуре (ср. традиционная народная культура) и традиционной культуре – ср.: «Народная культура (правильнее называть ее традиционной)» . Обе закономерности так или иначе выводят осмысление народной культуры в плоскость исторического прошлого, времени расцвета традиции как своеобразного культурного параметра, которым определяется содержание аграрной цивилизации. Если же этот феномен осмысляется по отношению к настоящему, то объектами анализа становятся явления, вытесненные «на периферию культурного сознания» , т. е. не укладывающиеся в мейстримное движение цивилизации.
Именно это и кажется нам спорным: почему культурная парадигма, которой определяется содержание развивающейся (постиндустриальной) или предшествующей (индустриальной) цивилизации, не наделяется статусом народной?
Почему «народное» прочно связывается с земледельческим укладом жизни (архаизирующейся ныне крестьянской культурой) и не применяется, например, к потребительскому выбору или виртуальной реализации современников?
Социально-информационный подход предполагает разграничение культур по характеру знаковой информации, вычленяемой, интерпретируемой и порождаемой их представителями.
На этом основании нам кажется возможным выделение, с одной стороны, элитарной культуры (культуры высоких порядков – высокоинтеллектуального, высокодуховного, высокохудожественного), а с другой – народной культуры, обращенной к «низовому уровню»: простой, не требующей высокой образованности, со слабо проявляемой индивидуальностью.
Исследования показывают, что феномены народной культуры более широко и ярко проявляются среди людей «не испорченных» образованием. Поэтому сегодня в научных работах выборка информантов (носителей народной культуры) нередко задается такими социальными параметрами, как невысокий уровень образования (или необразованность) и занятость в рабочем (трудовом) секторе. Прежде эти качества характеризовали целые общественные сословия и классы, в которых жила и развивалась народная культура.
1.2. Духовно-нравственный потенциал народной художественной культуры
В XX в. присутствовало деление на «правильные» формы и жанры, способствующие утверждению идей социализма и несоответствующие создаваемому менталитету народа. Исследованиями народной культуры могли заниматься представители определенного научного направления (филологи, историки, этнографы, искусствоведы), в педагогике ей уделялось крайне мало внимания. Ситуация усугублялась за счет насильственного отторжения по идеологическим причинам национальных традиций, праздников и обрядов, различных форм традиционных творческих видов деятельности обширных слоев населения .
Сегодня народная художественная культура – наша действительность, которая оказывает большое влияние на политику, экономику, социальные аспекты, этническую, духовную жизнь в современном обществе. Многие специалисты рассматривают ее как наиболее эффективное средство противостояния различным агрессивным формам нынешней массовой культуры, национальному шовинизму, стандартизации и американизации культуры разных народов России .
Народная художественная культура рассматривается нами как определенный этап в развитии культуры, как самостоятельная, исторически обусловленная культурная система, имеющая свои формы, механизмы, социализацию. Нельзя рассматривать народную художественную культуру как установленную однажды определенность. Это процессы и результаты творчества разных социальных групп, постоянное накопление, фиксация, обогащение, видоизменение, разнообразие форм, жанров, элементов .
Народная художественная культура включает ряд прикладных категорий, таких как декоративно-прикладное искусство, фольклор, музыкальное исполнительство, хореографическое творчество, которые на сегодняшний день тесно связаны с педагогическим творчеством .
Если передачей традиций до недавнего времени занималась в основном семья, то сейчас в этот процесс включается школа, система дополнительного образования, специальные внешкольные культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Ведется поиск механизмов целенаправленного вовлечения детей в культурную жизнь общества, в художественную творческую деятельность, разрабатываются методы преодоления безразличия к своим традициям .
Народная культура играет огромную роль в процессе совершенствования системы воспитательной и образовательной работы, повышения уровня нравственного, эстетического развития подрастающего поколения. Эта роль может быть успешно реализована, при условии, если педагоги сформируют в ребенке потребности работы с материалами народной художественной культуры – инструментальной музыкой, традиционными обрядами, танцами, декоративно-прикладным искусством . Особую актуальность приобретают задачи развития творческих способностей обучаемых и особенно одаренных детей на основе педагогического потенциала русской народной культуры .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, А. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода : автореф. дис… канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена : 19.11.2008 / Адамова Анна Геннадьевна. – Москва, 2008. – 24 с.
2. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании: дис. ... канд. фил. наук. – Краснодар, 2010
3. Гаврилова А.О. Педагогический потенциал русской народной культуры как основа развития творческих способностей подростка: дис. ... канд. пед. наук. – Воронеж, 2018
4. Гаврилова А.О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: www.science-education.ru/120-16022
5. Гаврилова А.О. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–19. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37944
6. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. – 2011. – № 3 (26). – Т. 2. – С. 110–115.
7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2009. – 29 с.
8. Еремина Н.В. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2014.
9. Каргин А.С., Хренов Н.А. Традиционная культура на рубеже XX – XXI веков (о целях и задачах альманаха «Традиционная культура») // Традиционная культура: научный альманах. 2000. № 1. С. 5–9
10. Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения : Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 22–26.
11. Мартьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А. И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 21–29.
12. Михайлова Н.Г. Народная культура // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред., сост. и автор проекта С.А. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2: М–Я. С. 70–71
13. Позднякова О.М. Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя׃ дис. ... канд. пед. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2008.
14. Соколова, И. И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И. И. Соколова // Начальная школа. – 2007. – № N 6. – С. 82–85.
15. Теплова А.Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребёнка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013
16. Флиер А.Я. Культурология 20 – 11: авторский сборник эссе и статей. М.: Согласие, 2011
17. Ха Дык Нгок. Народная художественная культура как фактор воспитания: на материале государства Вьетнам: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Мурманск, 2005
18. Чистякова М.А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2007