Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что обучение школьников 7–9 классов алгебре в условиях общеобразовательной школы должноы осуществляться в соответствии с ФГОС и рекомендованным программам Министерства образования РФ.
Однако различные авторы создают УМК, которые структурированы по-разному, а потому создают некую путаницу в правильности и логической последовательности изложения материала. Ярким примером такой проблемы является изучение темы «Функции» в современных УМК по алгебре для этого этапа обучения.
Цель работы – провести анализ содержания обучения функциям в 7–9 классах.
Объект исследования – изучение функций в 7–9 классах.
Предмет исследования – содержание обучения функциям в 7–9 классах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1) провести анализ линии функции в учебно-методических комплексах;
2) дифференцировать особенности обучения функциям в 7–9 классах;
3) описать технологию применения деятельностного подхода при изучении функций.
Методы исследования:
– анализ научной и учебной литературы;
– описательный;
– классификация;
– обобщение;
– сравнительный;
– контент-анализ.
Эмпирическая база исследования: Учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ «Алгебра. 7–9 классы» Ю.Н. Макарычева (2013), Учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ «Алгебра. 7–9 классы» Ш.А. Алимова (2011), Учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ «Алгебра. 7–9 классы» А.Г. Мордковича.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИНИИ ФУНКЦИИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ
Для проведения анализа темы «Функции» в курсовой работе рассмотрено 3 УМК по алгебре 7–9 классы.
Автором первого УМК, который будет рассмотрен в курсовой работе, является Ю.Н. Макарычев, который с соавторами разработал 3 учебника для каждой ступени обучения алгебре в 7–9 классах [Макарычев, 2013].
Особенностью рассмотрения функций в УМК Ю.Н. Макарычева можно назвать следующее:
– сочетание теоретических сведений и практических задач, которые подкрепляют теорию;
– наличие вводного текста к главе «Функции», который предваряет рассмотрение темы на очередной ступени обучения и дает возможность школьникам понять, в каком русле будет проходить обучение по данной теме;
– доминирование практических примеров над теоретическими сведениями;
– наличие исторической справки по теме в приложении к учебнику;
– наличие специального параграфа в главе «Функции» каждого учебника, который нужно читать только тем школьникам, которые хотят углубленно изучить данную тему;
– наличие задач повышенной сложности для тех, кто хочет более глубоко понять практическое применение темы «Функции»;
– графическая демонстрация функций – к каждому примеру, где необходима иллюстрация, прикрепляется график, по которому школьники должны работать;
– выделение определений специальными средствами, чтобы они бросались в глаза при просмотре учебника.
Таким образом, можно сказать, что УМК Ю.Н. Макарычева более рассчитан на практическое изучение темы «Функции» и возможность заниматься по теме в углубленном режиме, что подтверждается наличием специального параграфа для внеурочной работы и заданий повышенной сложности.
В качестве стандартного упражнения, которое дается школьникам в курсе изучения функций, можно привести следующий:
Поезд, двигаясь со скоростью 70 км/ч, проходит за t ч расстояние 8 км. Задайте формулой зависимость s от t. Найдите значение функции, соответствующее значению аргумента, равному 2,4; 3,8.
Задания повышенной сложности, которые представлены в данной теме в УМК Ю.Н. Макарычева, выглядят следующим образом:
Постройте график функции: а) y = |x| – 3; б) y = 4 – |x|.
Практически все пункты параграфов учебников из УМК Ю.Н. Макарычева «Алгебра. 7–9 классы» построены по одному стандартному по принципу: разбор примеров – основное определение – разбор примеров – упражнения для самостоятельного решения и домашнего задания.
Автором второго УМК, который рассмотрен в данной курсовой работе, является Ш.А. Алимов [Алимов, 2011].
Особенностями рассмотрения функций в УМК Ш.А. Алимова можно назвать следующие:
– примерное равное сочетание теоретической и практической подачи информации;
– последовательное изложение материала в сочетании текста и изображения, которое иллюстрирует теорию и решение примеров;
– краткость изложения материала, среднее количество примеров для решения в ходе изучения темы;
– отсутствие самоконтроля в конце главы, посвященной функциям;
– наличие заданий дл внеурочной работы;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимов, Ш.А. Алгебра. 7–9 классы. Учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. – М.: Просвещение, 2011. – 840 с.
2. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова. – Донецк: ДОУ, 2002. – 504 с.
3. Купавцев, А.В. Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования / А.В. Купавцев // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия «Естественные науки». – 2006. – № 4. – С. 106–121.
4. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7–9 классы. Учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2013. – 988 с.
5. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7–9 классы. Учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Просвещение, 2020. – 860 с.
6. Приходченко, Е.И. Деятельностный подход в обучении / Е.И. Приходченко, А.С. Кузьмичева, Н.И. Мотузенко // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 2. – С. 22–27.
7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 1989. – 460 с.