Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные образовательные технологии всё быстрее внедряются в нашу жизнь. Это ориентирует людей на постоянное совершенствование своих знаний, умений и компетенций. От человека требуется всё больше творчества и умений сотрудничать и коммуницировать с коллегами по учёбе и работе. Наиболее важно сегодня умение критически оценивать любую предлагаемую информацию. Это может касаться как её достоверности, так и её логики. Всё чаще мы слышим о цифровизации образования. Когда-то цифровизация сводилась лишь к автоматизации технологий и распространению интернета. Ещё есть мобильная связь, социальные сети и много чего другого.
Цифровые технологии достаточно быстро стали частью экономической, политической и культурной жизни человека. Тенденции внедрения современных цифровых технологий становятся обыденностью, но за ними нужно успевать. Одной из современных образовательных технологий на этапе цифровизации образования, является смешанное обучение. В образовательной среде необходимо рассмотреть ту роль, которую в перспективе займёт смешанное обучение. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс и технология смешанного обучения в средней школе.
Предмет исследования: реализация смешанного обучения на уроках
в средней школе.
Гипотеза исследования: если в образовательном процессе в средней школе применять технологию смешанного обучения, это будет способствовать эффективному достижению школьниками предметных образовательных результатов по учебным предметам.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам реализации смешанного обучения.
2. Рассмотреть существующие техники и приёмы, составляющие технологию смешанного обучения.
3. Рассмотреть процесс реализации смешанного обучения и анализ инструментов.
4. Предложить организационно-педагогические условия и разработка
элементов содержания смешанного обучения.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, наблюдение,
беседа, анкетирование.
Структура работы. Введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1: Теоретические основы смешанного обучения в школе
1.1. Особенности реализации смешанного обучения
Современный этап развития общества характеризуется процессами
цифровой глобализации. Это происходит во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. В научном сообществе нет ещё единых определений данного понятия. Авторы М. И. Максеенко, С. С. Смирнов и др. рассматривают процессы цифровизации в сфере образования. Они раскрывают преимущества и перспективы цифрового образования. В том числе, затрагивают проблемы новых технологий в образовательном процессе и проблемы качества современного образования. Под цифровизацией в целом понимают преобразование информации в цифровую форму. Цифровизация
подразумевает также, тренд эффективного мирового развития. Она охватывает бизнес, производство, научный сектор и социальную сферу[6].
Исследователь В.А. Плотников обозначает термин цифровизация в двух составляющих:
1. Процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки,
передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы человеческой
деятельности.
2. Современный этап развития информатизации, отличающийся
преобладающим использованием цифровых технологий генерации,
обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено
появлением и распространением новых технических средств и программных
решений.
Цифровизация понимается как переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. Автор С.С. Смирнов рассматривает это понятие
не только как перевод информации в цифровую форму, но и как комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого факторов. Цифровизация затрагивает все сферы общественной
жизни человека, В том числе и образование. Цифровизация образования предполагает переход на электронную систему обучения [13].
Применение новых цифровых технологий раскрывает для педагога новые возможности в преподавании своей дисциплины. А.М. Алексанков подразумевает под цифровизацией образования предоставление учащимся качественного программного обеспечения и информационных систем, благодаря которым они смогут иметь доступ к образовательным ресурсам всего мира, к электронным библиотекам, к результатам современных научных экспериментов и исследований [3]. Но чтобы всё это стало системой и заработало в комплексе, вначале необходимо обеспечить образовательные организации современной техникой, в частности современными компьютерами с доступом к сети Интернет. Главной целью процесса цифровизации образования является обеспечение наиболее эффективной отдачи всеми субъектами образования. Ключевые задачи цифровизации в образовании сегодня следующие [22]:
1. Использование цифровых технологий в образовательном процессе.
2. Взаимодействие всех уровней образовательной среды:
управленческой, информационной, учебной.
3. Предоставление для совместного использования цифровых ресурсов
и доступа к ним в облачных ресурсах всем участникам образовательных
отношений.
4. Обучение и непрерывное развитие в рамках повышения квалификации учителей образовательных организаций по применению цифровых технологий в образовательной деятельности.
5. Формирование комплекса цифровых образовательных ресурсов.
6. Коммуникация и обратная связь внутри цифровой образовательной среды.
7. Обеспечение роста уровня мотивации к профессионально-
ориентированному использованию цифровых технологий всеми субъектами образования.
8. Разработка и моделирование инновационных условий развития через
внедрение цифровых технологий в образовательный процесс.
9. Оказание информационных и консультационных услуг по
использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными
ресурсами.
10. Аккумуляция, систематизация и распространение информации по
использованию цифровых и облачных технологий в цифровой
образовательной среде образовательной организации.
Самая острая проблема цифровизации в образовании заключается в том, что цифровые технологии развиваются быстрее, чем современная инфраструктура образовательных организаций. Педагоги также далеко не все успевают к этим процессам адаптироваться. Необходимо сделать так, чтобы процессы образования и процессы цифровизации развивались параллельно. Раньше или позже – эти процессы всё равно станут едиными. Сегодня важно формировать у обучающихся информационные компетенции. Речь идёт о критическом мышлении, коммуникации, креативности и др. [12].
Эти процессы в стране идут достаточно интенсивно. Образовательные организации модернизируют, педагоги дополнительно обучаются, проходят различные курсы повышения квалификации. Своевременная модернизация позволяет обеспечить ту, или иную образовательную организацию современными цифровыми ресурсами, такими как электронные учебники, журналы, дневники, мультимедийные презентации, интерактивные доски,
электронные библиотеки и сервисы, системы видеоконференцсвязи,
«цифровые школы» и др. Сегодня в школах апробируют цифровые лаборатории, интерактивные парты, 3D-моделирование, прототипирование и
робототехнику [27].
Цифровой ресурс активно используется обучающимися и учителями в качестве инструмента работы. К инструментам сегодня относят:
-общие инструменты, такие как редакторы текстов, презентации;
- профессиональные педагогические инструменты: редактор тестов,
система образования информационного пространства, система учебно-методических комплексов с цифровым компонентом;
- предметные инструменты, предназначенные для эксплуатации
учителем и учащимся в образовательном процессе конкретного учебного предмета: учебный редактор ГИС, учебный пакет статистической обработки, учебная система редактирования и монтажа мультимедийных объектов, учебная система автоматизированного проектирования и др.
Ведущее качество цифровых образовательных ресурсов, отличающее его от других образовательных ресурсов, заключается в его интерактивном характере. Ещё здесь можно отметить то, что этот ресурс предусматривает активное участие обучающегося в процессе взаимодействия с педагогом. Информационные технологии, используемые на уроках, дают возможность совершенствовать исследовательские способности обучающихся и увеличивать их познавательный интерес и мотивацию к учению [2].
Ученик учится с детства отыскивать, систематизировать, оценивать и отбирать нужную ему информацию. Дети сами изучают необходимый им
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Н. В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. – М. : Буки Веди, 2016. – 280 с.
2. Абросимова, Г. А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г. А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н. В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н. В. Арсентьева, С. А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2018. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки
интересными и увлекательными [Текст] / Д. Берджес. – Москва: Альпина Паблишер.- 2015. – 238 с.
5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
6. Васин, Е. К. Смешанное обучение на основе информационных
технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной
школе [Текст] / Е. К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, No2(154) – С. 33-41.
7. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее:
академическая монография [Текст]/ Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И.
Максеенко. – М.: МедиаМир.- 2017. – 160 с.
8. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (Дата обращения 17.04.2022).
9. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (Дата обращения 17.04.2022).
10. Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель
обучения [Текст]/ О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
11. Горностаева, Ю.В. Гибкая модель смешанного обучения на уроках
химии [Текст]/ Ю. В. Горностаева // Информационные технологии для Новой школы. - Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. Том 2.– Санкт-Петербург : ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. – С. 37-41.
12. Долгова, Т. В. Смешанное обучение – инновация XXI века
[Электронный ресурс] / Т. В. Долгова // Интерактивное образование:
информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL:
http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (Дата обращения 17.04.2022).
13. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в
образовательном процессе университета [Текст]/ С. Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No3 (23). – С. 37-42.
14. Каракозов, С. Д. Техническая политика и этапы развития цифровой
образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – No 1. – С. 17-27.
15. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России/ М. С.
Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – No31. – С. 3-7. URL
https://moluch.ru/archive/217/52242/ (Дата обращения 17.04.2022).
16. Лапшин, А. О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А. О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (Дата обращения 17.04.2022).
17. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и
опасения [Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.
– No7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (Дата обращения 17.04.2022).
18. Малинина, И. А. Применение технологий смешанного обучения
иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И. А.
Малинина // Современные научные исследования и инновации. – 2013. –
No 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (Дата обращения 17.04.2022).
19. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (Дата обращения 17.04.2022).
20. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (Дата обращения 17.04.2022).
21. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (Дата обращения 17.04.2022).
22. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (Дата обращения 17.04.2022).
23. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL:
https://moodle.org/ (Дата обращения 17.04.2022).
24. Поползина, Н. С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н. С. Поползина, Г. В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL:
https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885(Дата обращения 17.04.2022).
25. Приоритетный проект в области образования «Современная
цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (Дата обращения 17.04.2022).
26. Сидоров, Г.В. Цифровой университет: применение цифровых
технологий в современных образовательных учреждениях [Электронный
ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (Дата обращения 17.04.2022).
27. Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе [Электронный ресурс] / http://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/ (Дата обращения 17.04.2022).
28. Хомякова, С. С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – No41. – С. 9-12. URL https://moluch.ru/archive/279/62867/ (Дата обращения 17.04.2022).
29. Хорн, М. Смешанное обучение: использование прорывных
инноваций для улучшения школьного образования [Текст] / М. Хорн, Х. Стейкер.–Калифорния: Jossey-Bass, 2015. – 343 с.