Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕСЛОВАР СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХУДЕТЕЙ 5,5-6 ЛЕТСОБЩИМНЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей контрольной и экспериментальной группы
В данном параграфе представлена методика проведения экспериментального исследования, даны краткие характеристики применяемых в процессе эксперимента методов исследования, описаны этапы диагностики. Приведено содержание выбранной методики исследования. Сформирована выборка испытуемых детей для эксперимента.
Целью эксперимента является исследование словаря существительных у детей 5,5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На основе анализа специальной литературы были определены научно-теоретические основы исследования особенностей лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Методика основана на следующих научно-теоретических положениях и принципах:
1. Психолингвистические представления о многомерности лексической системы, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе, а также о процессе порождения речи, согласно которым речь является сложной, иерархически организованной деятельностью.
2. Положение о влиянии парадигматических отношений в процессе речевого высказывания на механизм выбора лексемы. Среди парадигматических отношений наиболее частотными являются синонимические и антонимические. Отношения антонимии и синонимии отражают семантические отношения внутри семантического поля. Особенности организации ядра семантического поля характеризуются антонимическими отношениями, периферии семантического поля – синонимическими.
3. Представления о компонентах лексического значения слова, которые позволят выявить особенности усвоения семантической структуры слова детьми. Для выявления у детей с ОНР умения определять ядро семантического поля, и для определения характера соотношения парадигматических и синтагматических ассоциаций, в методику были включены направления работы по исследованию вербальных ассоциаций.
4. Современные научные представления о структуре речевого дефекта, согласно которым нарушение одних компонентов лексического строя речи приводит к отставанию в развитии других.
5. Лингвистические представления о деривационных отношениях, согласно которым пополнение словарного запаса осуществляется и с помощью словообразования.
Для достижения цели в констатирующем исследовании решались следующие задачи:
1. Разработка методики исследования словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи;
2. Исследование состояния словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи;
3. Анализ результатов исследования и определение индивидуальных особенностей словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи;
4. Определение путей развития словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи.
В исследовании использовались методы:
1). Организационные методы: сравнительный, комплексный.
2).Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, психодиагностические (беседа), биографический, анализ продуктов деятельности.
3). Обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
4). Интерпретационный метод: структурный метод, который позволяет установить структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками и между уровнями развития.
Констатирующее исследование проводилось с января по март 2022 г. на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 101» города Ярославля.
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.
Структура эксперимента определялась следующем последовательностью (этапами):
1. Подготовительный этап:
- Изучить и определить методы исследования словаря существительных, подбор методик исследования для детей с общим недоразвитием речи.
- Выделить количественные и качественные показатели для оценки выполнения заданий.
- Сбор анамнестических данных и всестороннее обследование детей.
2. Констатирующий этап – апробация выбранного диагностического инструментария с целью исследования особенностей развития словаря существительных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.
3. Обобщающе-интерпретационный этап – качественная и количественная оценка результатов исследования. Постановка выводов.
В основу организации констатирующего эксперимента были положены следующие принципы: развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, принцип деятельностного подхода, онтогенетический принцип, принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
Принцип развития предполагает проследить динамику дефекта. На каком этапе становления речи он появился, как развивался, сделать анализ результатов и только после этого наметить коррекционную работу, учитывая все показатели.
Принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, и наоборот, внимание, память и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания детей. Не менее важно учитывать их возрастные особенности.
Принцип деятельностного подхода предполагает, что обследование ребенка должно ориентироваться на его ведущую деятельность (школьник - учебная деятельность), а также стоит обратить внимание на личностно значимый для ребенка вид деятельности.
В основе онтогенетического принципа организации исследования лежат положения о воздействии на ребенка, учитывая последовательность появления форм и функций речи и видов деятельности его в онтогенезе.
Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта предполагает необходимость устанавливать взаимосвязь со структурой дефекта, определять вид нарушения и соотносить между собой признаки первичные и вторичные.
Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное. Однако, возвращаясь к теме исследования в ходе организации констатирующего эксперимента внимание акцентировалось на изучении словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование сформированности словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось по методике исследования словаря существительных Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Структура методики:
1. Исследование объёма активного и пассивного словаря:
1.1 Исследование пассивного словаря;
1.2 Исследование активного словаря;
2. Исследование лексической системности и структуры значения слова:
2.1 Исследование вербальных ассоциаций;
2.2 Исследование способности классифицировать предметы;
2.3 Исследование способности группировать слова;
2.4 Исследование синонимии;
2.5 Исследование антонимии;
2.6 Исследования способности объяснять значение слова;
2.7 Исследование способности добавления одного общего слова к двум словам.
В исследовании принимала участие две группы детей старшего дошкольного возраста 5,5-6 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с общим недоразвитием речи II-III уровня. Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием.
Для констатирующего эксперимента были отобраны 15 детей по готовым диагнозам ПМПК с ОНР II-III уровня (Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика испытуемых детей
№ п/п Диагноз Возраст
1 ОНР III уровня 5,6
2 ОНР III уровня 5,8
3 ОНР II уровня 6,2
4 ОНР II уровня 5,5
5 ОНР III уровня 6,1
6 ОНР II уровня 5,6
7 ОНР II уровня 5,8
8 ОНР II уровня 2,7
9 ОНР II уровня 6,3
10 ОНР II уровня 6,4
11 ОНР II уровня 5,9
12 ОНР II уровня 6,2
13 ОНР III уровня 6,0
14 ОНР II уровня 6,1
15 ОНР II уровня 5,9
Изучение медицинской документации и речевых карт детей, способствовало выявлению причин речевой патологии и развития в целом. При анализе документации были выделены ведущие параметры для оценки общего развития: как протекала беременность матери, наличие родовой патологии, раннее развитие и перенесенные заболевания детей. Показатели раннего речевого развития: гуление, лепет, первые слова и фразовая речь. Данные материала представлены в таблице 2.