Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования определяется важностью изучения нарушений фразовой речи у дошкольников 3-4 лет. Среди многих теоретически и методически значимых проблем особое место занимает развитие фразовой речи у детей. Только овладев законами построения различных типов предложений, ребенок может успешно общаться и познавать действительность.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения фразовой речи. Его развитие у детей с речевыми нарушениями зафиксировано в исследованиях М.В. Богданов-Березовский, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Э. Левина, Н.А. Никашина, В.К. Орфинская, О.В.Правдина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др. По мнению авторов, работа по развитию фразового языка должна строиться с учетом его развития в онтогенезе.
Поскольку одним из основных факторов формирования личности в дошкольном возрасте является речевое развитие ребенка, известно, что степень развития этой сферы психики определяет степень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, его потребностей и интересов, уровень знаний, умений и навыков.
Развитие фразовой речи, ее объема и качества, соответствующее обновление слов в процессе речи — все это важнейшие составляющие речевого онтогенеза дошкольника. В этом контексте все большее значение приобретает профилактическое воспитание и воспитание слаборечевых детей дошкольного возраста и непосредственно логопедическая работа с слаборечевыми детьми дошкольного возраста, в частности общеязыкового недоразвития в дошкольном образовательном учреждении. важность.
Образовательный уровень владения языком ребенка, особенно его фонетико-фонематического и лексико-грамматического аспектов, определяет степень овладения учебной деятельностью, школьными знаниями, навыками и умениями согласно требованиям программы. Поскольку речь тесно связана с мышлением, согласно выводам Л. С. Выготского, ребенок с общим недоразвитием речи, нарушающий процесс формулирования выражения или высказывания, не выполняет в полной мере мыслительно-познавательной функции, что отрицательно сказывается на овладение чтением и письмом в начальной школе.
В связи с этим, формирование устной речи детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе рассматривается в числе важнейших задач.
Своеобразие формирования фразовой речи продемонстрировано в изысканиях М. В. Богданова-Березовского, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, О. В. Правдиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской, Б. М. Гриншпуна и прочих.
Л. Н. Ефименкова указывает, что формирование фразовой речи должно основываться на накоплении словаря, доступного для понимания и воспроизведения, а детей необходимо учить включать отработанную фразу в диалог или рассказ. По ее мнению, особое внимание следует уделять формированию фразовой речи при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими отставание в речевом развитии. Это необходимо как для полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
По разным причинам у детей 3-4 лет, посещающих детский сад общеобразовательного типа, часто возникают недостатки фразовой речи. При отсутствии своевременной целенаправленной коррекционной работы могут наблюдаться более поздние проявления задержки овладения связной речью. Своевременное выявление недостатков фразовой речи у дошкольников и оказание им необходимой помощи является актуальной задачей.
Цель: определить содержание коррекционной работы по преодолению недостатков фразовой речи у дошкольников 3-4лет.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме развития фразовой речи у дошкольников 3-4лет.
2. Выявить и описать недостатки фразовой речи дошкольников 3-4лет.
3. Определить содержание коррекционной работы по преодолению недостатков фразовой речи у дошкольников 3-4лет.
Объект исследования: фразовая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по преодолению недостатков фразовой речи у дошкольников 3-4лет.
Гипотеза исследования: развития фразовой речи у детей 3-4лет будет проходить успешнее, если процессе использовать различные методы и средства.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
Практическая значимость исследования заключается в том, что было определено содержание коррекционной работы по преодолению недостатков фразовой речи у дошкольников 3-4лет. Предложенные направления коррекционной работы могут быть использованы логопедами и воспитателями работающие с дошкольниками.
Структура и содержание: работа состоит из введения, одной главы, заключении, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Особенности развития фразовой речи у детей младшего дошкольного возраста
Изучение дефицита фразовой речи у дошкольников является актуальным вопросом на сегодняшний день. К этому вопросу обращались исследователи в области логопедии и педагогики Б.М. Гринспун, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.
Формирование речевого предложения у дошкольников играет огромную роль. Представляя собой высказывание, фразовая речь является основной единицей речи как орудием мысли и общения. Овладение родным языком происходит преимущественно во фразовой речи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
2. Алифанова, Е.А. Фразовый конструктор. Развивающая игротека / Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова. – М.: Книголюб, 2013. – 16 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
5. Вопросы порождения речи и обучения языку [Эл.ресурс] / под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябова. – М.: МГУ, 1967. – C. 67-94 – Режим доступа: http://www.twirpx.com
6. Ворошнина, Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни / Л.В. Ворошина // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – С. 104-108.
7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Изд. центр “Академия”, 2001. – 312 с.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – №5. – С. 56-79.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М. – 2007. – 472 с.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.
12. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Эл. ресурс] / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2. – 1994. ¬– С. 56-73. – Режим доступа: http://pedlib.ru
13. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу [Эл. ресурс] / В.П. Глухов // Дефектология. – 1989. – №1. С. 13-24. – Режим доступа: http://pedlib.ru
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
15. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. – М.: Сфера, 2005. – 175 с.
16. Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н.В. Ёлкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – 76 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: [Дети с общим недоразвитием речи]: Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
18. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с.
19. Жукова, О.С. Как помочь ребенку? / В.П. Балабанова, О.С. Жукова. – СПб.: Нева, 2004. – 146 с.
20. Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 192 с.
21. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы / В.В. Коноваленко. – М.: Гном, 2013. – 48 с.
22. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Эл. ресурс] / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com
23. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 224 с.
24. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников / И.Н. Лебедева. – СПб.: Речь, 2009. – 231 с.
25. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина М.: Альянс, 2013. – 367 с.
26. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. ¬– М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
27. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста / Л. М. Гурович, Г.М. Лямина. – М.: Айрис-дидактика, 2005. – 96 с.
28. Методика исследования речи: мет. пос. / сост. В.И. Нодельман – изд. 3-е, испр. Иркутск: Изд-во Вост. – Сиб.гос.акад.обр-ия, 2010. – 40 с.
29. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001. – № 2. – С. 56-64.
30. Новикова-Иванцова, Т.Н. От слова к фразе / Т.Н. Новикова-Иванцова. – М.: 2010. – 57 с.
31. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 304 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
33. Садыкова, И.А.Русская интонация: учебное пособие по фонетике для иностранных студентов и стажёров филологических специальностей / И.А. Садыкова. – Казань. – 2015. – 64 с.
34. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 79 с.
35. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 72 с.
36. Советский энциклопедический словарь [Эл.ресурс] / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров [пред.]. – М.: Советская энциклопедия, 1981. 1639 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com
37. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М. ¬– 2002. – 224 с.
38. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – СПб.: Речь, 2009. – 212 с.
39. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо 2011. – 134 с.
40. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2013. – 192 с.
41. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание – 2004. – № 11. – С. 8-12.
42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Творческий центр, 2010. – 240 с.
43. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.
44. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
45. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников / И.А. Чистякова. – СПб.: Каро, 2005. – 96 с.