Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у младших школьников всегда являлось актуальной задачей для системы образования. Совершенно очевидно, что в первую очередь здесь всегда подразумеваются уроки русского языка и литературного чтения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования регламентирует начальной школе следующее.
Младшие школьники должны обладать различными речевыми навыками, в том числе, сознательным построением речевого высказывания в соответствии с задачами общения и написания текстов в устной и письменной форме. Те навыки, которые ребёнок приобретёт в начальной школе, будут всегда служить ему языковой основой, которая формирует развитую языковую личность. Связанная речь – это высшая форма речевой деятельности. Она неразрывно связана с миром мыслей и слов. Большинство специалистов среди лингвистов, психологов, социологов, педагогов, сегодня обеспокоены снижением общего уровня речевой культуры учащихся начальной школы. В этом заключается актуальность работы.
Глава 1: Теоретические основы развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Особенности развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения в процессе обучения пересказу
Такое понятие как устная речь чрезвычайно актуально для каждого субъекта обучения. Речь вообще – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией. Она всегда духовно обогащает человека. Речью называют общение с помощью языка [12].
Исследователь Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид человеческой деятельности. Речь также идёт о реализации мышления, основанного на использовании средств языка, т.е. слов, фраз, предложений и др. Каждый педагог сегодня должен проводить систематическую работу по формированию языковой компетенции у младших школьников. Большое значение приобретает методически скоординированная работа педагогов по развитию речи у детей. Основным способом подобной организации является работа по развитию связной устной речи на уроках литературного чтения. Специалисты сегодня часто признают, что овладение связной устной речью младшими школьниками затруднено рядом причин. Это не всегда правильная речь в семье, или недостаточный словарный запас ребёнка [4].
Причин здесь может быть достаточно много. И несмотря на большое количество исследований в этой области, задача формирования и развития связной устной речи не находит своего однозначного решения. С помощью речи, люди общаются между собой и обмениваются информацией, с помощью речи человек обогащается духовно, при условии, что он этим хорошо и правильно владеет. Для речи характерен ряд следующих функций:
1. Каждое слово, или предложение имеет определенный
контекст.
2. Сообщения – это передача информации, знаний и опыта.
3. Словесные выражения – это воспроизведение с помощью интонации, ударения и построения.
4. Речевые воздействия – это побуждение к выполнению задач и проявлению активности.
Опираясь на мнение известного советского психолога Л.С. Выготского, можно сделать вывод, что при овладении речью, ребенок переходит от части, к целому. Овладевая постепенно каждым словом, ребёнок переходит к комбинациям из двух или трех слов, затем к простой фразе и позже, к сложным предложениям. Заключительным этапом становится связная устная речь, состоящая из серии подробных предложений. Характеристика связной устной речи и особенности ее развития, содержатся в ряде работ современной лингвистической, психологической и специальной методической литературе [24].
Современный федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, регламентирует наличие у детей двух видов образовательного результата, предметный и метапредметный. Как правило, предметный образовательный результат относят к содержанию учебных дисциплин. Когда необходимо формировать у ребёнка знания, умения и навыки. Здесь речь не идёт о том, что мы вновь возвращаемся к традиционной образовательной модели. Поскольку вновь упоминаются знания, умения и навыки. Речь идёт об индивидуальном подходе к ребёнку и соответственно, каждый из детей должен овладеть всем комплексом знаний. умения и навыков в рамках изучения предмета литературное чтение. Понятие навык сегодня часто заменяют понятием – компетенция. Языковая компетенция – это тот основной результат, который необходимо формировать в рамках ФГОС НОО. Но есть ещё так называемый метапредметный результат, в рамках которого необходимо сформировать у ребёнка четыре вида универсальных учебных действий. Это следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные коммуникативные. Как видим, здесь тоже речь идёт о коммуникативных универсальных учебных действиях. Педагоги часто формирование УУД относят к воспитательной работе. Этого исключать нельзя, но тем не менее, большинство исследователей говорят о том, что не стоит полностью отделять формирование предметных результатов, от метапредметных. В современной образовательной среде одинаково регламентированы как урочная деятельность, так и внеурочная, но это не значит, что во время урочной деятельности педагоги занимаются лишь обучающим процессом. Это также не означает, что в рамках внеурочной деятельности педагоги занимаются лишь воспитанием. Как в урочной, так и во внеурочной деятельности идёт формирование и реализация триединой образовательной цели – обучающей, воспитывающей и развивающей.
Системно-деятельностный подход подразумевает также реализацию личностно ориентированного подхода. Педагогу в подобных случаях необходимо самому определять, какие конкретно современные образовательные технологии он сможет использовать в своей образовательной практике, чтобы обеспечить реализацию индивидуального подхода к каждому ребёнку. В частности в ФГОС прописаны такие образовательные технологии как проектная и исследовательская.
Особенности развития устной речи у обучающихся начальной школы, были изучены О.С. Ушаковой, Т.А. Ладыженской, А.Н. Леонтьевым и др. Связная устная речь представляет собой логическое сочетание предложений, обеспечивающих общность и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что связная речь – это адекватная речевая формулировка мыслей говорящего или писателя, с точки зрения ее разборчивости для слушателя или читателя. Как считал исследователь А.В. Текучев, устная речь считается связной, если она организована по законам логики и грамматики. Устная речь , содержит в себе единое целое, имеет собственную тематику, обладает относительной
автономностью и полнотой [9].
1.2. Основные методы и приёмы развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
Педагоги, при работе на уроках литературного чтения, чаще всего используют выборочный пересказ, или выборочное чтение. Пересказать выборочно – это значит, выбрать из текста ту его часть, которая соответствует узкому вопросу или узкой теме. Выборочный пересказ бывает следующих типов:
- пересказ по вопросу или заданию;
- пересказ по иллюстрации.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана. Во втором классе – это делается коллективно, а в третьем – самостоятельно. Рассказы выбираются такие, где сравнительно легко выделяются сюжетные линии. С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая первоклассников. Значительную трудность представляют собой выборки из разных мест рассказа. Рассказы выбираются таким образом, где сравнительно легко выделяются сюжетные линии. Работа над пересказом одного эпизода не затрудняет младших школьников. Выборочный пересказ о герое для них гораздо сложнее. В подобных случаях методисты рекомендуют использовать алгоритмы, которые имеют формы памяток для детей. Выглядит это примерно следующим образом.
1. Перечитать произведение про себя и отметить галочкой текст, который относится к данному герою, или событию.
2. Определить, о чём нужно говорить в каждом отрывке.
3. Расположить отрывки по порядку и проставить порядковые номера.
4. Продумать последовательность своего рассказа, перечитав отмеченные отрывки.
5. Определить, какое отношение и чувства вызывает тот, или иной персонаж.
6. Составить рассказ, вначале мысленно, затем вслух.
7. Проверить по тексту, не пропущено ли, что важное.
8. Рассказать всё полностью по коллективно составленному плану.
Пересказывать можно по иллюстрации. Необходимо, к примеру, пересказать из рассказа сцену, или картину, которой соответствует иллюстрация. В обучении пересказу описаний особенно полезны иллюстрации – пейзажи. Помогают также предметные картинки. Работа на уроках чтения над повествовательными, описательными и объяснительными текстами с целью их воспроизведения предъявляет разные требования к мыслительной деятельности младших школьников. Пересказы одних текстов связаны с обобщающей деятельностью мышления, пересказы других текстов – с выделением деталей, конкретизацией прочитанного [21].
Воспроизведение этих текстов предъявляет определённые требования к устной речи школьников. Воспроизведение описаний осуществляется обычно близко к тексту. Как показала практика, лучшими оказываются пересказы эмоционально-образных текстов. Содержание каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям.
1. Каждый текст должен обогатить ребёнка каким-то новым знанием, должен чему-то его научить.
2. Содержание текста должно представлять определённый интерес для ребёнка и вызвать к себе определённое отношение. Чтобы у ребёнка возникла потребность прочитать текст и усвоить его содержание – это содержание должно быть для него доступным. Оно должно найти какой-либо отклик в его опыте и вместе с тем обладать определенной степенью новизны. Пересказы текста являются активным средством развития речи и мышления учащихся. Работа над пересказом должна выстраиваться в определённой системе, которая предусматривает постоянное усложнение заданий. Каждый последующий пересказ должен представлять собой задание, на одну ступень более трудную, чем предшествующее. Пересказ на уроках литературного чтения зависит от ряда следующих условий:
1. От задачи, которую необходимо решить в процессе чтения и подготовке пересказа.
2. От степени активности, с которой учащийся включён в процесс решения поставленной задачи.
3. От особенностей текста, который подлежит воспроизведению и пересказу. Пересказу обучать необходимо последовательно от урока к уроку. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь является ключом к всестороннему обучению и развитию.
Для младшего школьника развитие связной устной речи имеет первостепенное значение. Именно речь является решающим фактором успешного овладения всеми школьными предметами. Типы устной речи бывают самыми разнообразными. Лингвисты выделяют три типа речи: описание, повествование, рассуждение [16].
1. Повествование. Функционально-смысловой тип текста такого текста содержит рассказ о событиях в их временной последовательности. Вопросы, характерные для данного типа речи могут быть следующими:
-какова последовательность действий или событий?
-что происходило сначала и что происходило после? И др.
Повествовательный текст строится по единой композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
2. Описание. Функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
-каков предмет описания?
-как он выглядит?
-какие признаки для него характерны? И др.
Описательный текст выстраивается по следующей композиционной схеме: общее впечатление, признаки предмета, человека, явления или животного. Описание может заканчиваться общим впечатлением.
3. Рассуждение. Как функционально-смысловой тип текста, принципиально отличается от описания и повествования.
Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении заключается в следующем. Необходимо обосновать то или иное выдвигаемое положение и объяснить причины того или иного явления, события. Это может быть доказательством, объяснением, или размышлением. Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
-почему?
-в чем причина данного явления?
-что из этого следует?
-Каковы следствия данного явления? И др.
Связная устная речь – это сложная форма речевой деятельности, которая включает в себя все достижения ребенка при его общем развитии и овладении родным языком. С течением времени педагог может оценить не только уровень его речевого развития, но и логику его суждения, богатство идей и др. Здесь необходимо отметить, что способности детей в этой деятельности чрезвычайно разнообразны. Замечено, что те дети, у которых преобладает образный тип мышления, всегда быстрее и лучше ориентируются в различного рода текстах, чем те дети, у которых преобладает формально-логический тип мышления [2].
Глава 2. Организационно-педагогические условия уровня развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения в процессе обучения пересказу
2.1.Диагностика уровня развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
В учебно-воспитательном процессе большая роль отводится изучению
формирования связной речи у детей. Именно связная речь ребёнка отражает общий уровень его развития. Связанная речь, как наиболее сложная форма речевой деятельности, означает способность развернуто, логически, последовательно и грамматически правильно мыслить. Логически точное и
правильное воспроизведение учебных материалов, умение давать подробные
ответы на поставленные вопросы учителем или сверстниками,
самостоятельная формулировка своих суждений – всё это требует
достаточного высокого уровня сформированности связной речи младшего школьника. В ходе диагностики связной устной речи обучающихся младшей
школы, была использована текстовая методика диагностики устной речи
младших школьников Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной. Целью диагностики являлось выявление уровня развития связной речи у учащихся первого класса. В диагностике приняли учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы, в количестве 12-ти человек. Младшим школьникам было предложено выполнение двух заданий.
1.Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок.
2.Пересказать пересказать текст рассказа «Галка и голуби». Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком.
При выборе сюжетных картинок для составления рассказа был учтён ряд требований:
1. Содержание рисунка должно быть интересным и понятным,
способствующим позитивному отношению к окружающему.
2. Изображения персонажей, животных и других предметов должны
быть реалистичными.
3. Доступность содержания и изображения.
Оценивая уровень развития связной устной речи детей, упор был сделан на критерии речи, которые были выделены известным педагогом М.Р. Львовым. Уровни развития связной устной речи были сформулированы следующим образом:
1. Низкий уровень. Рассказ не соответствует ситуации. Имеет место потеря смысловых связей и искажение смысла рассказа. В своей речи ребенок использует простые и не сложные предложения. Требуется помощь педагога.
2. Средний уровень. При рассказе допускалось незначительное
искажение ситуации. Имеет место неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Картинки частично выкладываются с помощью педагога.
3.Высокий уровень. Рассказ соответствует ситуации. Присутствуют все смысловые звенья и расположены в правильной последовательности.
Сюжетные картинки разложены самостоятельно. Правильно составлен
рассказ. В речи ребенка прослеживается содержательность. Результаты диагностики отражены в Таблице 1.
2.2. Реализация организационно-педагогических условий, направленных на развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
Более сложным видом упражнений для формирования связной речи при освоении предмета литературное чтение, являются устные рассказы. Эта
работа поможет школьникам понять, что содержание рассказа должно
передаваться последовательно и логично. Очень важно, правильно обучить детей устному рассказу. Вначале это происходит коллективно, затем, по собственно составленному плану, обучающийся воспроизводит устный рассказ самостоятельно.
Тематика устных рассказов определяется программой чтения. Работу в классе можно проводить по следующему плану:
1.Сообщение темы и цель работы.
2.Чтение вслух сюжетного плана, выданного учителем.
3. Продумывание рассказа в целом каждым учеником.
Комплексы упражнений по развитию связной речи могут быть самые разнообразные. В зависимости от возраста детей. Задания могут содержать от 2-х и более заданий. В нашем случае для детей-первоклассников в упражнении было использовано два задания. В целом, комплекс упражнений по развитию связной устной речи детей включают следующие
виды заданий:
1. Составление предложений по представленным словам.
2. Составление текста по представленным предложениям.
Данные задания направлены на развитие связной речи. С помощью данных упражнений, речь школьника выстраивается последовательно и логично. Использование подобных упражнений возможно в вводной части урока или перед разбором текста, поскольку на это уходит не так много времени. Как правило. дети легко справляются с подобными заданиями.
3.Определение границ предложений.
Такая задача поможет закрепить опыт логичного построения текста. Такое упражнение рекомендуется использовать в водной части урока. Тем самым можно заложить фундамент для сознательного использования синтаксических структур.
4. Ответить на вопросы, прочитав текст. С помощью данного упражнения, речь ребёнка выстраивается последовательно, логично и точно. Это упражнение можно использовать в основной части урока, или в качестве дополнительного задания. Данный вид деятельности поможет ребенку содержательно формулировать свою речь и выстроить свой ответ четко и внятно. Подобные упражнения, могут использоваться при смене вида деятельности.
5.Составление рассказа по вопросам. Здесь можно составить рассказ с началом, или придумыванием начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки и др. подобные упражнения могут быть включены в различные этапы занятий. Это можно реализовать на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления новых знаний. Подобные комплексы упражнений можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе на уроках литературного чтения, на уроках в группе продленного дня и дома при занятии с родителями. С помощью подобного комплекса упражнений, развитие последовательной устной речи младших
школьников будет успешным и интенсивным.
С каждой группой упражнений количество сформированных навыков связанной речи школьников увеличивается. Сложность упражнений постепенно увеличивается и может быть увеличено количество заданий. При составлении комплекса упражнений должны быть учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Упражнения, направленные на развитие связной устной речи младших школьников, могут быть включены во все разделы курса литературного чтения в 1-4 классах. Педагоги уверены, что подобного рода задания и упражнения призваны формировать основные грамматические понятия разделов и тем учебной программы. В комплексное понятие связной устной речи включена оценка содержательности рассказа, его логичность, точности и ясность, языковая правильность речи, коммуникативная целесообразность и выразительность. Лучше всего дети выполняют задания, в которых предлагается пересказать, прочитанный учителем, текст. Дети отвечают выразительно. У некоторых детей наблюдается использование выразительных слов и словосочетаний. Пересказ построен целесообразно и ясно. Для успешного формирования связной устной речи младших школьников, необходимо использовать на уроках литературного чтения различные задания, которые будут дополнять, расширять основной материал учебника. Дети любят работать над заданиями, где используется план.
Заключение
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без
совершенствования такого важного инструмента познания и мышления, как
речь. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее
человек не смог бы общаться, речь передает огромное количество
информации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования говорит о том, что младшие
школьники должны обладать различными речевыми навыками, в том числе
«сознательное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
общения и написания текстов в устной и письменной форме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий.
Теория и практика обучения языкам [Текст] /Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР.- 2009. - 448с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2009. -157 c.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
Заведений - 3-е изд. [Текст] /М.М. Алексеева, В.И.Яшина.— М.: Издательский центр Академия - 2000. - 400 с.
4. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] / Е.В. Архипова.- М.: Начальная школа. - 2000. - No4. - С.35-39.
5. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших
школьников [Текст] / Ю.О. Бронникова.- М.: Начальная школа. – 2003. - No10. -С.41-44.
6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская. - М.: Начальная школа.- 2003. - No4. -С.47-51.
7. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 14 (73). - С. 289-292. - URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 15.04.2022).
8. Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших
школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Л.В Горина. - М.: Знание. - 2010. – 76с.
9. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших
школьников [Текст] / О.Ю. Елькина. - М.: Педагогика, 2004. – 23-28c.
10. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение [Текст] / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 224с.
11. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова.// Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 133-138. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 15.04.2022).
12. Киселёва, Е. А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 15.04.2022).
13. Леднева, И.Ю. Вариант практического подхода к организации
преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС
//Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и
перспективы: сборник научных статей третей Всероссийской интернет-
конференции [Текст] / И.Ю. Леднёва, Н.В. Чупыгина., Е.А. Тулякова., И.В. Серафимович. Под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ.- 2013. - 90-94c.
14. Никитина, Е.Е. Обучение младших школьников творческим
работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки [Текст] / Е.Е. Никитина. - М.: Начальная школа, 2007. – 5с.
15. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших
школьников родному языку[Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова - М.: Молодой ученый, 2016. - 809-813с.
16. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального
языкового образования [Текст] / Т.Г. Рамзаева.- М.: Начальная школа, 2003. - 14-23с.
17. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку
в детском саду./ О.И. Соловьёва.- М.: Молодой ученый, 2006. – 128с.
18. Толстова, В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 565-567. - URL: https://moluch.ru/archive/66/10935/ (дата обращения: 15.04.2022).
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева.- М.: Просвещение, 2001. – 56с.
20. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. / Е.И. тихеева.- М.: Просвещение. - 2000. – 34с.
21. Ушакова, О.С. Методика развития связной речи детей младшего
школьного возраста. Пособие для педагогов [Текст] / О.С. Ушакова.- M.: Владос, 2010г. – 67с.
22. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 49-55с.
23. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова.-М.: Аркти.- 2000. – 214с.
24. Щеголева, Г. С. Уроки развития связной речи в начальной
школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов [Текст] / Г.С. Щеголева.- Спб.: Современник, 2001. — 158 с.
25. Юртаев, С. В. Методика языкового образования и речевого
развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.