Фрагмент для ознакомления
2
«Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [1].
Современное Российское образование перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
«Урок – это динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания» [5]. Для того чтобы организовать современный урок ОБЖ с учетом требований ФГОС необходимы нормативные документы, на основании которых педагог строит свою работу и готовит разработку урока. Это такие документы как Конституция Российской Федерации, которая является правовым актом, обладающим высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации [6], а так же Федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановлений Правительства, Приказы Министерств. Так, например, в нормативных документах прописано, что определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, права и обязанности человека в сфере защиты жизни и здоровья, полномочия и ответственность государственных органов и структур, гарантирующих населению это право, а также принципы охраны здоровья граждан РФ. Рассмотрим некоторые нормативные документы, используемые в подготовке к урокам ОБЖ при изучении раздела основы ЗОЖ:
1. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» обеспечивает меры противодействия и профилактики ВИЧ-инфекции, обеспечивает предоставление медицинской помощи больным, по программе государственных гарантий [14].
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в нем описаны права и обязанности гражданина РФ в сфере защиты жизни и здоровья, полномочия и ответственность государственных органов и структур, принципы охраны жизни и здоровья граждан РФ [16].
3. Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ говорит о создании необходимых условия в школе для сохранения и поддержания на высоком уровне здоровья обучающихся.
4. Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет работу школьной системы для защиты и поддержания здоровья обучающихся, здесь же говорится о пропаганде и обучении навыкам здорового образа жизни, организации и создании условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, прохождении обучающимися диспансеризации, проведении санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий [14].
5. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в нем говорится о национальных интересах, о качестве жизни, укреплении здоровья населения и обеспечении стабильного демографического развития страны [18].
6. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», это мероприятия по формированию здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака [1].
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года, где подробно расписаны личностные характеристики выпускника основной школы, выполняющего правила здорового образа жизни [14].
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом № 413 от 17 мая 2012 года, где расписаны требования к результатам освоения программы базового уровня предмета «ОБЖ» раздела ЗОЖ [21].
В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен:
1. выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (начальное общее образование (НОО).
2. выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (основное общее образование (ООО).
3. осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (среднее полное общее образование (СПОО) [12].
Структурные компоненты программы для 5 – 11 классов представлены в учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и темы. При этом количество тем может изменяться в зависимости от выделенного учебного времени.
При изучении раздела основы ЗОЖ в предмете ОБЖ, как и в тематики предмета ОБЖ в целом, выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательная, включающая: изучение нового учебного материала на уроках; выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания об основах ЗОЖ, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическая, включающая: установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде влияющие на здоровый образ жизни; планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическая, целью, которой является формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы ведения.
В учебных планах общеобразовательной школы мы видим, что на предмет ОБЖ отводится минимальное количество часов:
На первой ступени обучения (1 – 4 классы), ОБЖ не изучаются отдельным предметом, а изучается интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».
На второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание предмета ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.
На третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю [7].
Так изучение предмета выглядит в идеале. Но на практике мы наблюдаем иное распределение часов предмета ОБЖ.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объеме 1 часа в неделю.
В основной школе с 5 по 7 и 9 классы преподавание учебного предмета ОБЖ осуществляется в объеме 1 часа в неделю в каждом классе за счет часов регионального компонента и компонента общеобразовательной организации. В
10 и 11 классах Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета ОБЖ.
1.2. Особенности уроков ОБЖ в системе школьного образования
Основы ЗОЖ в предмете ОБЖ общего образования - это единая непрерывная система педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности обучающихся в области безопасности жизнедеятельности личности, сохранения и укрепления своего здоровья.
Рассмотрим портрет выпускника общеобразовательной школы (5-9 классы) и количество часов на базе раздела основы ЗОЖ предмета ОБЖ.
«Портрет выпускника основной школы» (ФГОС ООО Стандарт основного общего образования (ООО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника): осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Количество часов, на изучение и формирование основ здорового образа жизни в 5-9 классах отводится определенное количество часов. Для сравнения с часами предмета ОБЖ в целом, можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1
Часы изучения предмета ОБЖ с 5 по 9 класс
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Белоногова, Л.А. Современные подходы к оценке качества образования в школе / Л.А. Белоногова – Спб., 2008.
2. Борода, Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке /Л.Я.Борода – М., 1988.
3. Вройенстийн, А.И. Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы/ А.И.Вройенстийн// Высшее образование в Европе. Т.XVII. – №3. – 1993
4. Гафнер, В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения / В.В, Гафнер // Вестник НЦБЖД. 2018. - № 4 (18). -С. 32-38. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--90akw.xn--p1ai/obzh-2-0/ (дата обращения 0.04.2022).
5. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Звонников, М.Б. Челышкова. — 4–е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2011.
6. Калинина, М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний обучающихся / М.И.Калинина, З.Г. Борчугова, Ю. Ю. Батий //сб. статей «Организация контроля знаний обучающихся в обучении математики»,– М: Просвещение, 2014.
7. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания предмета: 5-11 классы / В.с. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. - М.: ВАКО. - 2011. -176 с.
8. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс: Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа. - 2005.
9. Лашук, А.Д. Формы, методы и технологии обучения / А.Д. Лащук. – М.: Просвещение, 2012.
10. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика. - 2001. - 186 с.
11. Марков, Ю.П. Нетрадиционные формы контроля достижений студентов / Ю.П. Марков // Специалист. – 2014. – №4.- С. 47-50.
12. Матыченко, Г.Н. Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности», разработана на основе ФК и РК государственного стандарта и примерной программы основного общего образования / Г.Н. Матыченко. - Дегтярск, 2015. – 138 с.
13. Поташник, М. М. Качество образования. Проблемы и технология управления / М. М. Поташник – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 187 с.
14. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции от 27 декабря 2011).
15. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015г., 7 июня 2017 г.) Информационно правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/#friends (дата обращения 01.05.2022).
16. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). [Электронный ресурс]. http://dschool16.ru/sveden/eduStandarts (дата обращения 30.04.2022)
17. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 7 класса / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение. - 2016. - 207 с.
18. Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (в редакции от 31 декабря 2015 г.).
19. Учебный план МАОУ «СОШ № 16» на 2018-2019 учебный год. Дегтярск. Утвержден 30.08.2018. 21 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1% 82%D1%8B/543 (дата обращения 30.04.2022).
21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Феде рации от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 30.04.2022).
22. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М, 2013. – 320 с.
23. Шаталов, А.А. Мониторинг и диагностика качества образования / А.А. Шаталов, В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева, Е.А. Гвоздева, А.М. Пичугина – НИИ школьных технологий, 2013.