Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В связи с глубокими социально-экономическими изменениями, в развитии общества происходят значительные перемены в системе образования. В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она им не потребовалась. В образовательной сфере – это вид образования, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся ровесники; имеют личные, соответствующие их потребностям и возможностям стремления и обеспечиваются необходимой помощью.
Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Самое существенное условие результативности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время система образования ещё плохо и слабо приспособлена к нуждам детей с ОВЗ, общество не готово принять детей с ОВЗ как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги и, к сожалению, даже родители.
Глобальной проблемой на сегодняшний день является притеснение доступа детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и к образовательной сфере. Как результат социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением положения детей с ОВЗ, усовершенствования их качества жизни. На сегодняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с учётом развития каждого ребёнка. На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психо-коррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования.
Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой. В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество.
Объект: Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Изучить особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Задачи:
1.Рассмотреть особенности психического развития детей с разными типами нарушений;
2.Изучить особенности психического развития детей с разными типами нарушений;
3.Исследовать особенности адаптации младших школьников с ОВЗ в школе.
Теоретико-методологическая база исследования: представлена научными работами Л. И. Акатова, Б. С. Бондаренко, А. Р. Маллера, С. Я. Рубинштейна и др.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: Методика «Изучение адаптации ребенка к школе» (автор – Э. М. Александровская); методика «Беседа о школе» (автор – Т. А. Нежнова).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы педагогами-психологами, учителями при адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (16 наименований).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. ОВЗ, понятие, классификация
Ребенок с ограниченными возможностями - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Из этих двух определений видно, что единственное различие между двумя этими определениями в том, что ребенок с ОВЗ имеет стойкое расстройство функций организма. В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. [8]
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:
1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что в некоторых случаях понятия ребенок с ограниченными возможностями и ребенок инвалид приравниваются. Для того чтобы признать ребенка с ограниченными возможностями, инвалидом, необходимо проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ проводиться для комплексной оценки состояния здоровья ребенка. Для этого используются специальные критерии и классификации, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: науч. изд. / Л. И. Акатов. – Москва : Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э. М. Александровская. – Москва, 2008. – 153 с.
3. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013. - С. 71-95
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: науч. изд. / Ф. Б. Березин. – Ленинград : ЛГУ, 1988. – 256 с.
5. Бирман, К. Л. Школьная адаптация // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – С. 999.
6. Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285. – URL https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения: 04.02.2019).
7. Бреслав, Г. Н. Эмоциональные особенности формирования личности: норма и отклонения: науч. изд. / Г. Н. Бреслав. – Москва : Педагогика, 2011. – 224 с. 47
8. Буховцева, О. В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса / О. В. Буховцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 10. – С. 96-99.
9. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников: науч. изд. / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Москва : Изд-во Владос-Пресс, 2001. – 160 с.
10. Верещагин, В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека: науч. изд. / В. Ю. Верещагин. – Владивосток, 2011. – 125 с.
11. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика,1982. – 314 с.
12. Гакаме, Ю. Д. Трудности адаптации детей к школьному обучению / Ю. Д. Гакаме, М. Э. Тавадьян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 181–185. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2017/771170.htm.
13. Георгиевский, А. Б. Эволюция адаптации (историкометодологическое исследование): науч. изд. / А. Б. Гергиевский. – Москва : Наука, 2012. – 80 с.
14. Горлова, Н. А. Об успешной адаптации к школьному обучению / Н. А. Горлова // Проблемы времени. – 2018. – № 7. – С. 4-10.
15. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. – Москва : Академкнига, 2002. – 213 с.
16. Григорьева, М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М. В. Григорьева // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 41- 45.