Фрагмент для ознакомления
2
Глоссарий, составленный на основе ФГОС [29], выделяет пять видов универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, который включает в себя действия саморегуляции, познавательный, коммуникативный. Пятым видом УУД выделяют знаково-символические учебные действия, которые обеспечивают, конкретные способы преобразования учебного материала. В глоссарии даются определения личностным, регулятивным, коммуникативным видам универсальных учебных действий и критериям их сформированности. Определения термина «познавательные универсальные учебные действия» отсутствует [32].
Рассмотрим определения данного понятия авторов, работы которых посвящены изучению познавательных универсальных учебных действий. Л.И. Боженкова [1] раскрывает понятия «познавательные действия» через понятие «познание», которое характеризуется как умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Действия, входящие в состав познавательных универсальных учебных действий, не отражены в данном определений.
В работе А.Г. Асмолова представлено следующее определение: «Познавательные универсальные учебные действия – это сложные формыопосредствования познавательной деятельности; переработка и структури-рование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления» [30, С.11].
Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками [27, с. 10].
А.А. Леонтьев под умением учиться в первую очередь понимает «обучать деятельности» и отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [16, с. 5].
Современная образовательная система обеспечивает развитие личности ребенка, главным образом, с помощью формирования универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процессов образования и воспитания. Владение универсальными учебными действиями позволяет ученику самостоятельно организовывать процесс получения предметных знаний, навыков решения познавательных задач, формирование компетенций и умений, необходимых для успешного обучения в школе [3].
Разработкой концепции развития у школьников универсальных учебных действий занимались такие авторы как: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и под руководством А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова.
Для того что бы обучение в школе проходило легче и успешнее, у детей должны быть сформированы познавательные УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себе следующий комплекс компетенций (обще учебные, логические, действия постановки и решения проблем)
Обще учебные универсальные действия:
формирование познавательной цели
применение методов информациного поиска и т.д.
моделирование
Логические
анализ
синтез
обобщение и т.д.
Действия постановки и решения проблем
формулирование проблем
самостоятельное нахождение путей их решения
В программах по математике для начальной школы даются рекомендации организации учебной деятельности учащихся с учетом специфики предмета, делается акцент на познавательные УУД. Овладев различными приемами формирования познавательных умений, школьники могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Основной задачей обучения математике определено овладение учащимися логическими универсальными действиями – обобщение, анализ, синтез и т.д.
Обновленное нормативное обеспечение начального образования направляет не не только для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, но и опыта математической деятельности, возможно при условии смещения акцентов на уроке от непосредственного воспроизводства знаний в направлении формирования учебной деятельности.
Поскольку реализация компетентностного подхода согласно исследованию О.Я. Савченко, имеет личностно-деятельностное выражение [2], то построение процесса обучение на уроках математики, ориентированного на формирование у младших школьников ключевых и предметных компетентностей, должно основываться в частности на теории деятельности
Проведенный учеными С. Скворцовой, О. Оноприенко анализа характеристик результатов обучения, представленных в программе по математике, показал, что по всем содержательным линиям во всех классах преобладают де́ятельностный результаты. Это свидетельствует не только об особой функции обучения предмету, связанную преимущественно с формированием способов действий (умений и навыков), но и обуславливает необходимость применения деятельностного подхода к построению уроков математики Установлено, что доминирование деятельностной составляющей обучение позволит сформировать у учащихся опыт учебной деятельности как основы компетентности[3].
Формирование познавательных УУД навыков было и остается одним из основных задач обучения математике младших школьников, поскольку ни одна математическая задача не будет решена без применения вычислительных умений, а правильность ее решения будет зависеть от правильности исполненных вычислений.
Ряд исследователей отмечают, что для решения любой математической задачи важна оперативность знаний, используемых в нужной ситуации.
Таким образом, рассмотрение сущностных характеристик, состава познавательных универсальных учебных действий позволяет выделить ряд особенностей данного вида универсальных учебных действий.
Во – первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся.
Во – вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов.
1.2 Общая характеристика универсальных учебных действий
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была, есть и будет актуальна всегда. От ее решения зависит эффективность учебной деятельности, развитие интереса к обучению. В педагогических исследованиях чаще всего активизацию познавательной деятельности рассматривают как такую организацию восприятия учебного материала учащимися, при которой усвоение знаний происходит путем раскрытия взаимосвязей между явлениями, сравнения новой информации с известной, конкретизации, обобщения, оценки учебного материала с разных точек зрения. Также отмечается, что активизация – это деятельность, направленная на стимулирование процесса осознания учащимися их общих интересов и потребностей как единой группы, определение необходимых средств тактических действий для достижения осознанных целей.
Активность учащихся выражается через стремление мыслить, познавательную самостоятельность в процессах восприятия, воспроизведения, понимания, творческого применения. Признаками сформированности активности личности выступают: инициативность, черта деятельности, энергичность, интенсивность, отношение к деятельности, добросовестность, энтузиазм, самостоятельность, осознание действий, воля, настойчивость в достижении цели и творчество. Поэтому можно выделить определенные уровни активности учащегося в учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Аверин, В. А. Психология личности : учеб.пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 2019. – 89 с. – Текст : непосредственный.
2. Авдулова, Т. П. Семья как фактор морального развития дошкольника / Т. П. Аверин // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2018. – № 2 (2). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.09.2019).
3. Александрова, Г. В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Александрова ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2018. – 21 с. – Текст : непосредственный.
4. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. – 320 с. – Текст : непосредственный.
5. Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Андреева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. – 2013. – № 2. – С. 21-24. – Текст : непосредственный.
6. Анохина, Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина // Классный руководитель. – 2010. – № 3. – С.63-80. – Текст : непосредственный.
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2018. – 151 с. – Текст : непосредственный.
8. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – Москва : Просвещение, 2011. – 120 с. – Текст : непосредственный. 78
9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. – Москва : Педагогика, 2012. – 192 с. – Текст : непосредственный.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 398 с. – Текст : непосредственный.
11. Божович, Е. Д. Процесс учения : контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е. Д. Божович. – Москва : МПСИ, 2011. – 226 с. – Текст : непосредственный.
12. Виноградова, Н. Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. – Москва : Русский журнал, 2011. – № 2.
13. Володарская, И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / И. А. Володарская, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1. – С. 104-110. – Текст : непосредственный.
14. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе : методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – Москва : ВИТАПРЕСС, 2011. – 172 с. – Текст : непосредственный.
15. Давыдов, В. В. Определение мышления / В. В. Давыдов // Культурно-историческая психология. – 2016. – № 2. – С. 3-16. – Текст : непосредственный.
16. Данилов, Д. Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся / Д. Д. Данилов // Образовательные технологии : сб. статей. – Москва :Баласс, 2018. – С. 90-115. – Текст : непосредственный.
17. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 173 с. 80
18. Демидова, Т. Е. Профессиональная подготовка будущего учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников / Т. Е. Демидова. – Брянск, 2015. – 38 с. – Текст : непосредственный.
19. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – Москва : Народное образование, 2011. – 496 с. – Текст : непосредственный.
20. Занков, Л. В. Обучение и развитие (экспериментальнопедагогическое исследование) / Л. В. Занков. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 401 с. – Текст : непосредственный.
21. Землянская, Е. Н. Развивающий потенциал учебных проектов школьников / Е. Н. Землянская // Начальное образование. – 2014. – № 4. – С. 15-23. – Текст : непосредственный.
22. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос», 2016.
23. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк. – Волгоград, 2011. – 138 с. – Текст : непосредственный.
24. Михеева, Ю. В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю. В. Михеева // Академический вестник / Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – С. 46-54. – Текст : непосредственный.
25. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – Москва : Высшая школа, 2010. – 382 с. – Текст : непосредственный.
26. Онищенко, Э. В. Внедрение процедуры самооценки младшими школьниками как средства повышения качества образовательного процесса (к постановке проблемы) / Э. В. Онищенко // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации: сб. ст. ; гл. ред. А. Ю. Нагорный. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 207-212. – Текст : непосредственный.
27. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2018. – 208 с. – Текст : непосредственный.
28. Усова, А. В. Учись самостоятельно учиться / А. В. Усова, В. А. Беликов. – Москва : Просвещение, 2013. – 126 с. – Текст : непосредственный.
29. Фролова, Л. А. Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4 классе / Л. А. Фролова // Начальная школа плюс До и После. – 2016. – № 9. – С. 33-36. – Текст : непосредственный.
30. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 50-57. – Текст : непосредственный
31. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – Москва ; Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 2010. – 224 с. – Текст : непосредственный.
32. Чошанов, М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы / М. А. Чошанов // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 95-99. – Текст : непосредственный.
33. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2019. – 352 с. – Текст :непосредственный