Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дети с недостатками речи представляют собой многочисленную и полиморфную группу по диапазону речевых нарушений. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при сохранном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В настоящее время имеется немало зарубежных и отечественных трудов, в которых анализируются различные внутрисемейные социально-психологические факторы, влияющие на развитие ребенка (А. Я. Варга, 1985; А. И. Захаров, 1988; А. С. Спиваковская, 1981; S. Goldberg, 1991). В зарубежных исследованиях отмечается, что городские дети превосходят сельских детей по таким показателям речевого развития, как понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, связность речи, структура предложений, звукопроизношение и фонематическое восприятие [3].
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования фразовой речи у сельских дошкольников 4-5 лет
1.1 Понятие фразовой речи в логопедии
В лингвистике существует два основных подхода к определению понятия «фраза». С позиции первого из них (Т.А. Ладыженская), фраза – это наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. В таком понимании термин «фраза» совпадает с термином «предложение» [22, c. 41].
В рамках второго подхода (А.С. Герасимова) фраза рассматривается как самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное паузой от других таких же единиц [8, c. 29].
Фразовая речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяжённость речевых высказываний, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию.
Особую роль в развитии фразовой речи играют грамматические средства. Грамматический строй языка охватывает собою: законы и правила образования слов; законы и правила изменения слов; законы и правила соединения слов, образования на основе этих соединений элементарных синтаксических единиц - словосочетаний; законы и правила построения предложений; законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации. Синтаксис русского языка – часть грамматики русского языка, указывающая правила соединения слов в словосочетания и предложения. Простые и сложные предложения являются единицами синтаксиса.
По определению Л.М. Райской, предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью [32,c. 112].
Основным признаком предложения многие исследователи считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).
По мнению Е.С. Кубряковой, важнейшим средством выражения отношений между членами предложения является форма слова. С помощью флексии оформляется связь всех изменяемых слов, выступающих в роли зависимых компонентов словосочетаний [20].
Таким образом, говоря о фразовой речи, мы будем рассматривать продукт речевой деятельности, составляющими которого являются – предложения. Характеристикой связности при этом является грамматическая оформленность продукта речевой деятельности.
Исследование недостатков фразовой речи у дошкольников считается важной проблемой в настоящее время. Данным вопросом занимались различные в области логопедии и педагогики Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, В.К. Орфинская, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская, и др. [31]
Вопросами формирования фразовой речи детей дошкольного возраста и факторов ее развития занимались В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Г.М. Лямина [8, 18]. Исследователи утверждают, что при нормальном речевом развитии к пяти годам речь ребенка состоит из распространенных и сложных фраз.
Сложности и проблемы освоения фразовой речи у сельских дошкольников 4-5 лет
Формирование фразовой речи дошкольника 4-5 лет зачастую сопровождается множеством трудностей, которые мешают и затрудняют дальнейшее речевое развитие ребенка. Для исключения этого необходимы разработки дифференцированной диагностики, дающие возможность увидеть механизмы нарушения фразы.
Определенные специфические трудности в формировании фразовой речи, имеющиеся у детей с общим недоразвитием речи. Ограничены в объеме словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. По исследованиям В. Тищенко, И. Марченко, М. Шеремет известно, что у детей с нарушениями речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, рассказ) характерны нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «невмотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень пользования фразовой речью.
В. К. Воробьева и С. М. Шаховская отмечают, что фразовая речь дошкольников может быть несовершенной по своей структурно семантической организации, у них проявляются значительные трудности в программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в единое структурное целое, в отборе материала с той или иной целью. Характерным для дошкольников также является нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Чаще всего оно выражается в элизии членов предложения (преимущественно глаголов), в необычном порядке слов, проявляется даже в повторении предложений [2]. Достаточно сложными для детей являются предложения осложненной синтаксической структуры. Спонтанное развитие речи детей часто протекает замедленно и своеобразно, в результате чего различные звенья речевой системы длительное время остаются сформировавшимися [8].
Основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи является - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно выражать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Развитие фразовой речи у детей происходит с учетом этапов коррекции нарушений звукопроизношения и на материале звуков, правильно произносимых ребенком с целью формирования речевых средств связного высказывания и усовершенствования навыка диалогической и моно логической речи в процессе предметно- практической деятельности и на специальных занятиях.
Глава 2. Опытно – экспериментальное изучение особенностей фразовой речи сельских дошкольников 4-5 лет
2.1. Программа экспериментальной работы
Экспериментальная часть работы была проведена с сельских дошкольников 4-5 лет на базе …. В исследовании принимали участие 10 детей сельских дошкольников 4-5 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента было оценка состояния фразовой речи.
Как уже было указано, методика диагностики фразовой речи должна содержать следующие компоненты:
Методики:
1. Беседа по прочитанному адаптированному рассказу К. Ушинского «Васька» с опорой на серию 3 картинок.
2. Выполнение диагностических заданий (согласование прилагательных в форме единственного и множественного числа с существительными мужского, женского и среднего рода, употребление словосочетаний или фраз с предлогами «НА, ПОД, В, ЗА» по картинкам).
3. Исследование психоречевого развития: диагностика уровня развития оперативной памяти, функция которой состоит в том, чтобы в процессе порождения высказывания (предложения) удерживать уже соединенные между собой слова.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
Результаты констатирующего этапа исследования
1. Беседа по прочитанному адаптированному рассказу К. Ушинского «Васька» с опорой на серию 3 картинок (Диагностика речевого чутья).
Результаты показали, что в группе сельских дошкольников самостоятельно текст не распознали без экзаменатора, 30% испытуемых смогли распознать текст, а 70% -не понимали суть задания и не предпринимали попыток его выполнить, а если приступали к заданию – не выполняли его.
Следовательно, значительная часть сельских дошкольников не выявило понимание сущности понятия «текст», не понимают сути связности в предложениях. Само непонимание сути монологического высказывания (в данном случае, текста) однозначно указывает на то, что данный компонент фразовой речи развит в недостаточной для реализации коммуникативной функции мере.
2. Диагностика сформированности умений опережающего синтеза на основе рассказа по серии сюжетных картинок.
Приводим ответы отдельных у сельских дошкольников 4-5 лет:
1. «Мальчик играет с мячиком на площадке. Затем играет с друзьями ». (Роман М.)
2. «Мальчик собирает огурцы».
У сельских дошкольников речь была скудна на дополнительные описательные детали (в данном случае, эпитеты), смысловые блоки строились по схеме существительное-глагол, зачастую пропускались предлоги, в частности предлоги места. Именно поэтому в группе сельских дошкольников 70% продемонстрировали низкий уровень развитости умений опережающего синтеза высказываний. Подчеркнем, что у детей с нормой подобных проблем практически не наблюдалось (исключение – искажение падежных окончаний).
Таким образом, данный компонент фразовой речи у сельских дошкольников также сформирован на необычайно низком уровне.
3. Диагностика уровня развития оперативной памяти (пересказ знакомого рассказа):
Ответы у сельских дошкольников 4-5 лет:
1. «Подружилась пчелка и филка. Фиалка жи на поле, а пчела в улье ». (Евгений Г.)
2. «Пчелка и фиалка были подругами. Пчелка брала у нее пыль ». (Анна П)
Как видим, у сельских дошкольников смысловая связь утрачена, они не смогли определить, о чем шла речь в рассказе настолько, чтоб потом это воспроизвести в нужном порядке.
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию фразовой речи у сельских дошкольников 4-5 лет
Целью как конечным результатом, который необходимо достичь в формировании фразовой речи является формирование умений высказываться в форме описания и пересказа.
Для осуществления поставленной цели, направленной на формирование готовности, необходимо решение следующих задач:
1) Совершенствование и дальнейшее развитие навыков строить монологическую речь, уже полученных в дошкольном возрасте (совершенствование речевых навыков аудирования высказываний - описаний; обогащение словаря детей лексикой, которая точно и выразительно передает признаки описываемых предметов, явлений, действий, обогащение синтаксического строения детской речи синтаксическими конструкциями, с помощью которых образуются описанию контексты; активизация в устной речи детей лексико-грамматических средств, характерных для монологического высказывания - для оптимального воспроизведения свойств и качеств объектов и действий).
2) Формирование у детей начальных умений строить высказывания: (формировать умение аудирования (восприятия и понимания) описаний, наблюдение за спецификой языкового материала; формировать у детей первоначальные элементарные знания об описании как функционально-смысловом типе речи, о его структуре; учить детей объективировать описание как метаязыковую единицу; развивать у сельских дошкольников умение рефлексировать созданные ими высказывания как высшую единицу речи, как особый его тип).
Согласно определенным задачам формирование фразовой речи осуществляется, во-первых, опорой на языковой эмпирический, неосознанный опыт ребенка, который является показателем содержания языкового дошкольного образования, во-вторых, логическим его продолжением и постепенным усложнением содержания обучения монологической речи для адаптации к школе, которое предусматривало вооружение начальными знаниями, что является показателем поступательного расширения и постепенного усложнения учебного материала, изучение его на более высоком - осознанном уровне (детям предоставляются элементарные знания о том, что такое описание, каковы его виды, с каких частей состоит описание, что должно отражаться в каждой из частей описания), и формирование на основе этих знаний речевых умений - осознанных и произвольных действий ребенка (детей учили строить монологические высказывания, осмысленно отбирая из собственного речевого арсенала те словосочетания, предложения и контексты, которые являются составными элементами описания, опираться при этом на эксплицитные знания об описании; контролировать собственную речь, определяя правильность подбора синтаксических конструкций в соответствующий вида описания).
Для реализации определенных задач в реальном процессе обучения описания детей 6-летнего возраста мы разработали содержание в соответствии с описанной методологией формирования готовности к связному высказыванию. Оно формируется по следующим блокам:
Блок №1 - коммуникативный - языковой содержание для формирования у детей навыков и умений строить монологические высказывания в устной форме. Специфика этого содержания заключается в том, что это не просто перечень синтаксических конструкций, а именно те словосочетания и предложения, образующие описание. Это содержание чисто коммуникативной работы. Он конкретизирует в лексико-синтаксическом и стилистическом отношениях задания и содержит все разновидности словосочетаний и предложений, присущих описанию действий, явлений, предметов. Каждое из предложенных словосочетаний передает реальные отношения между явлениями и предметами объективной действительности, представленные в языке как грамматически-смысловые отношения между компонентами. Различаются основные типы отношений по таким значениям: атрибутивные, объектные, субъектные, обстоятельственные, которые могут иметь различные подтипы. Использование ребенком каждого из видов словосочетаний является показателем богатства развития его индивидуального речи и мышления, его способности в дальнейшем воспринимать и четко осознавать учебные тексты школьных предметов. Этот языковой смысл мы использовали в формировании навыков и умений строить монологическое высказывание с целью обеспечения эффективной коммуникации у детей с ОНР.
Заключение
Вывод по первой главе
Фразовая речь имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Фразовая речь основная единица орудия мышления и общения. Овладение родным языком протекает через развитие фразовой речи.
На этапе дошкольного образования происходит развитие речи: от ее элементарных представлении до возникновения сложных предложений. Из этого следует что фразовая речь – это отрезок речи, высказывание, включающее в себя одно или несколько предложений, имеющее синтаксическую структуру, смысловую значимость и интонационную оформленность.
Речевая деятельность носит многоаспектный характер, которая требует одной системы, методической и организационной преемственности в решении воспитательно – коррекционных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений, - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Ахутина, Т. В. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 1999. — 134 с. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
3. Баширова Р. Р. Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста / Р. Р. Баширова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 1 (79) Часть 2. — С. 68—72. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/formirovanie-frazovoj-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 23.04.2022. ). doi: 10.23670/IRJ.2019.79.1.041
4. Баширова Р.Р. Формирование фразовой речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р.Р. Баширова // Социальная сеть работников.-2016.-URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/04/15/formirovanie-frazovoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo (дата обращения: 15.04.2016)
5. Баширова Р.Р. Формирование фразовой речи детей младшего дошкольного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 1-2 (79). - С. 68-72.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 382 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М. – 2007. – 472 с.
8. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М. : Айрис – пресс, 2003. – 160 с.
9. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.
10. Глазунова, С. Н. Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Глазунова, О. Ю. Кобылкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 585-587. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70134/ (дата обращения: 23.04.2022).
11. Иванова Е.П. Развитие связной речи дошкольников с нарушением речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-narusheniem-rechi (дата обращения: 23.04.2022).
12. Иванова Т.А., Морозова С.В., Реука Я.Д. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30818 (дата обращения: 23.04.2022).
13. Ковригина Л. В., Крупина А. А. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186059. htm.
14. Ковригина Л. В., Крупина А. А. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V7. – С. 31–37. – URL: http://e-koncept.ru/2018/186059.htm.
15. Конева Е. В., Русанова Л. С. Речевое развитие детей дошкольного возраста городской и сельской местности // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - № 1 (35). - С. 81–87.
16. Ко¬рот¬ко¬ва Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
17. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Эл. ресурс] / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.
18. Кубрякова, Е.С. Когнитивная лингвистика / Е. С. Кубрякова. – М. : Прогресс, 2010.– 277 с.
19. Кузьмина, Н. И., Рождественская, В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. – М. : Педагогика, 1977. – 168 с.
20. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2010.- 280 с.
21. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: монография / науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1975. — 256 с.
22. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методич. рек. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – С. 5-14.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.
24. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 224 с.
25. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2005. — 312 с.
26. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. ¬– М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с
27. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. -2-е изд., стереотип. М.: Изд-во РГГУ, - 2017. -311 с.
28. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. - М.: РГГУ, 2013. - 311с.
29. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 416 с.
30. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
31. Новикова-Иванцова, Т.Н. От слова к фразе / Т.Н. Новикова-Иванцова. – М.: 2010. – 57 с
32. Петрова Е.В. Сельский социум как этнокультурное пространство первичной социализации ребёнка-дошкольника (теоретический аспект) // Вестник Екатерининского института. - 2010. - № 4 (12). - С. 20-22.
33. Петухова О.Л., Мурашова И.Ю. Речевое развитие дошкольников сельского детского сада // Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 110-летию пед. образования в Иркут. обл. / [под ред. Е. Л. Инденбаум]. – Иркутск: Изд-во ИГУ. - 2019. - С. 133-136.
34. Советский энциклопедический словарь [Эл.ресурс] / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Советская энциклопедия, 1981. 1639 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com
35. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб. - метод. пособие, - 2-е изд. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2002. – 224 с.
36. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М. ¬– 2002. – 224 с.
37. Тягина А.Н. Особенности развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы ДОО / А.Н. Тягина, Р.А. Фахрутдинова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 28 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 116-118. – Электронная копия доступна на сайте ЦАН Интерактив плюс. URL: http://interactive-plus.ru/ru/article/350992/discussion_platform
38. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Творческий центр, 2010. – 240 с.
39. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение , 1989. – 203 с.
40. Харитонова, Е. А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи : дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия) / Е. А. Харитонова. – Минск, 1997. – 205 с.