Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время чрезвычайно актуальной остается проблема формирования универсальных логических действий младших школьников.
Действий, которые способствуют достижению высокой успешности каждого ученика в усвоении учебного содержания, созданию предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, достижению совершенного нового уровня общения и формированию осознанности и критичности учебных действий. Таким образом, актуальность формирования универсальных логических действий определена:
– новыми социальными запросами периода становления постиндустриального информационного общества в России, которое базируется на знаниях и высоком ииновационном потенциале;
– требованиями современного общества в высоком уровне обобщенных профессиональных знаний, готовность к быстрому отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии и непрерывном образовании;
– новыми целями школьного образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как умение учиться;
– потребностью в разработке новой модели обучения младших школьников, способствующей формированию универсальных логических действий младших школьников.
Феномен универсальные учебные действия интерпретируется неоднозначно и имеет разные аспекты рассмотрения. Данный феномен рассматривался с позиций культурно — исторического и системно-деятельностного подхода к развитию личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.); планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); педагогики развития (Л. В. Занков); культурно — исторической смысловой педагогики вариативного развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург), личностно ориентированного образования (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.). Подходы системного осмысления общеучебных умений и навыков представлены в исследованиях Ю. К. Бабанского, С. Г. Воровщикова, Г. Г. Герцова, Н. П. Гузика, Ю. А. Конаржевского, Н. А. Лошкаревой, А. В. Усовой, Т. И. Шамовой. Ряд диссертационных исследований последних лет также посвящены проблемам формирования и развития универсальных учебных действий школьников, так диссертационное исследование Э. В. Миндзаевой затрагивает проблему развития универсальных учебных действий в курсе информатики 5–6 классов; исследование Л. А. Теплоуховой затрагивается аспект формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии; И. Е. Сисюкина в своем исследование затрагивает вопросы формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности; Г. Л. Маршанова в своей работе останавливается на аспекте индивидуализации и дифференциации обучения химии старшеклассниками в процессе формирования познавательных универсальных действий. Все исследования раскрывают определение, смысловое содержание, классификацию и функции универсальных учебных действий, но, несмотря на это, наиболее слабо рассмотрен вопрос формирования именно универсальных логических действий младших школьников. Исходя из результатов международных исследований PISA, был сделан совсем не утешительный вывод о том, что российские школьники не готовы к успешной адаптации в обществе, одна из причин неспособность отбирать и использовать адекватные способы размышления, анализа, синтеза, обоснования. При переходе учащихся начальных классов в пятый класс наблюдаются жалобы учителей основной школы о том, что ученики не умеют работать, не умеют учиться.
С учетом важности формирования логических УУД в деятельности учителя и неразработанности данного вопроса в педагогической теории и была определена тема курсового исследования: «УКАЗАТЬ « Комплект лабораторного оборудования "Весовые измерения" как средство формирования логических УУД у учащихся 3 класса на уроках математики»
Решение данной проблемы определяет цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения творческих заданий.
Объект исследования: процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования лабораторного оборудования
Цель исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятий « логические УУД», «творческие задания».
2. Раскрыть особенности использования творческих заданий в младшем школьном возрасте.
2. Выявить уровни сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Реализовать педагогические условия по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе использования лабораторного оборудования.
4. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий посредством использования творческих заданий будет проходить наиболее эффективно если:
- творческие задания будут разнотипными и разнообразными по содержанию;
- творческие задания, будут предполагать постепенный, последовательный переход к самостоятельности суждений учащихся и различаться по объему и уровню сложности их выполнения.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» г. Череповец. В исследовании принимали участие учащиеся 3-го класса в количестве 10 человек. УМК «Школа России».
Этапы исследования.
Исследование проходило в 3 этапа:
I. Подготовительный (сентябрь 2019): анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработка методики проведения экспериментальной работы, подбор диагностического инструментария.
II. Констатирующий эксперимент (октябрь 2019): выявление уровня сформированности логических УУД у младших школьников.
III. Формирующий эксперимент (ноябрь 2019): реализация педагогических условий, способствующих формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников средствами творческих заданий.
Практическая значимость заключается в разработке и практическом обосновании педагогических условий, направленных на формирование логических УУД младших школьников. Представленные творческие задания могут быть использованы в учебном процессе учителями начальных классов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Текст иллюстрирован рисунками.
Глава 1 Формирование универсальных учебных действий
Задачи главы:
В первой главе определены базовые понятия исследования, дано теоретическое обоснование проблемы, раскрыты педагогические условия, способствующие формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения творческих заданий.
Глава 2. Лабораторное оборудование «Весовые измерения»
Задачи главы:
Вторая глава содержит опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования. В заключении содержатся основные выводы и обобщения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Интернет ресурс: https://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-7741
2. Интернет ресурс: https://vuzlit.com/426479/metodicheskie_rekomendatsii _formirovaniyu_logicheskih
3. Интернет ресурс: https://infourok.ru/formirovanie-uud-v-nachalnoj-shkole-6059313.html
4. Интернет ресурс: https://proshkolu.ru/user/grigoryeva3939/blog/562038/
5. Асмолов А.Г.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018
6. Аристова Т.В., Бойко Е.Н., Карпеева И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе: учебно-методическое пособие.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2017.
7. Буданова О.В. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов: учебное пособие.- М.: Перспектива, 2018.-23
8. Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 39–43. – ISSN 0027-7371.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [рук. проекта : Н. Д. Никандров и др.] : под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 152 с. : ил., табл. – (Стандарты второго поколения) (ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)). – Библиогр.: с. 148–150. – ISBN 978-5-09-030429-0.
10. Кудрова, Лариса. Образовательный курс для вашего методобъединения. Как формировать универсальные учебные действия на уроках / Л. Кудрова // Управление начальной школой. – 2020. – № 1. – С. 50–58. – ISSN 2071-2251.
11. Мусина, А. А. Логические рассуждения младших школьников – основа метапредметности / А. А. Мусина // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 21–24. – ISSN 0027-7371.
12. . Пичугин, С. С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С. С. Пичугин // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 42–49. – ISSN 0027-7371.
13. Конобеева, Татьяна Анатольевна. Формирование познавательных универсальных учебных действий / Т. А. Конобеева, И. В. Потапов, Л. В. Хаймович // Метапредметные результаты обучения в начальной школе : метод. рекомендации для учителей нач. кл. / [авт.: Т. А. Конобеева и др.]. – М., 2015. – С. 55–63. – ISBN 978-5-98594-538-6.
14. Комплекс заданий с использованием комплекта лабораторного оборудования "Весовые измерения" интернет ресурс https://studexpo.net/89689/pedagogika/kompleks_zadaniy_ispolzovaniem_komplekta_laboratornogo_oborudovaniya_vesovye_izmereniya_napravlennyy_
15. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. Интернет ресурс: http://shool-3jasni.narod.ru/fgos111.htm