Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Реформирование, нововведения и изменения, произошедшие в стране за последние годы и образовавшиеся в связи с этим проблемы, которые касаются сферы воспитания детей, предопределили переосмысление сути патриотического воспитания, его места и роли в обществе. В последние годы исследователи все больше внимания уделяют разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с разными сторонами действительности и воспитанием их на основе любви к Родине.
Важнейшим условием амплификации детского развития является приобщение ребенка к культуре своего народа как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Известный академик Д.С. Лихачев отмечал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству» [34, с. 72].
Суть формирования представлений о малой родине в детском саду – это формирование у детей дошкольного возраста тех чувств, которые являются основополагающими в развитии и становлении ребенка как личности, это любовь и уважение к своей семье, к родному дому, к природе, к культуре и истории своей родины, все то, что создавалось многими поколениями трудом родных и близких людей.
Актуальность формирования представлений о малой Родине, о своем регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493) говорится о том, что необходимо совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по 5 патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан [44].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») в пункте 2.6 указывается, что в образовательной области «Познавательное развитие» предполагается формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве [45].
Рассмотрение данной проблемы в представленных документах говорит о том, что в настоящее время проблема формирования представлений о Родине является государственно важной, начиная со ступени дошкольного образования.
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, и в специально созданных условиях. Важность отбора доступной детям информации об окружающем мире обосновывается необходимостью ее систематизации, необходимостью формирования у детей положительного отношения к полученным знаниям и организации деятельности по ее закреплению. Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагоги дошкольных образовательных учреждений должны овладеть соответствующими методами и приемами.
В настоящее время в педагогике появились новые подходы к проблеме формирования представлений о родном крае, в частности, работы С.А. Козловой [26] в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью, Э.К. Сусловой [41] в рамках воспитания культуры межнационального общения. Тему формирования представлений о родном крае разрабатывали также Н.В. Алешина [3], С.Г. Назарова [40], А.Л. Захарчук [19] и др. В данных исследованиях раскрываются отдельные стороны ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной, рассматриваются методы и приемы работы, которые отображают региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет разработанной единой последовательной системы работы с детьми. В каждом городе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, которые формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста представлений о Родине и отсутствием разработанной единой последовательной системы работы с детьми.
Выявленное противоречие определило проблему данного исследования, которая заключается в определении содержания и форм формирования представлений о Родине у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, проверить на практике содержание и формы организации работы по формированию представлений о Родине у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание и формы организации работы по формированию представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом будет проходить эффективно если:
• будут организована непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом;
• обучение будет организовано в игровой форме;
• полученные представления о родном городе будут закрепляться в практической деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
1. изучить сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2. выявить особенности формирования представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста;
3. подобрать формы и методы, способствующие формированию представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста;
4. провести диагностику уровня развития патриотических чувств старших дошкольников;
5. описать содержание и формы организации работы по формированию представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста;
6. провести сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: в процессе исследования мы опирались на:
• исследования разнообразных вопросов нравственно-патриотического воспитания дошкольников, широко представленные в работах учёных, педагогов и психологов, таких как М.Л. Афанасьевой, Т.В. Ермаковой, С.А. Козловой, Е.А. Левановой, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламовой;
• современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города С.А. Козловой, И.А. Колесниковой, А.Л. Захарчук, С.В. Князьевской, Т.С. Комаровой и др.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ педагогической и методической литературы, изучение, сравнение и обобщение педагогического опыта;
2) эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: ???
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан и успешно реализован тематический план работы педагога по формированию представления о Родине детей старшего дошкольного возраста;
- выбраны методики исследования уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о Родине.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» всегда были актуальны и привлекали к себе внимание ученых из различных областей: психологии, педагогики, философии, истории и т.д. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики рассматривалось в качестве необходимой составной части воспитательного процесса. Нужно отметить, что решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период её развития, что является условием изменения подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в различные периоды развития страны.
Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, своему Отечеству, а «патриот» (от греческого patris — земляк) – как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи».
Патриотизм (греч. patris — родина) — нравственно-политическое начало, общественное чувство, сущностью которого являются любовь и преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины [4].
Нельзя оставить без внимания слова К.Д. Ушинского, патриотизм, по его мнению, является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. Ушинский К.Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями [46].
По определению Т. Б. Паршиной и Т. П. Корнеевой, патриотизм – это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявления великодушия и толерантности в отношении других народов [14]. В данном определении авторами особо выделяется эмоциональный компонент патриотизма, включающий различные чувства (любовь в Родине, гордость) и качества личности (великодушие, толерантность), при этом недостаточно внимания уделено другим аспектам патриотизма.
И.Ф. Харламов в своем определении понятия патриотизма представлял его как взаимосвязанную совокупность моральных черт поведения и чувств. Предполагалась безвозмездная любовь к Родине. Непрерывный труд во благо Родины, уважение традиций народа. Бережное отношение к историческим памятникам и традициям родной страны, симпатия к близким сердцу местам, стремление к защите и повышению чести и достоинства своей родной стороны. Готовность, по необходимости, встать на защиту интересов и традиций Родины, уважение к обычаям и культуре других стран и народов, стремление сотрудничать с ними [48, с. 289].
Патриотизм выражает отношение человека к Родине, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.
Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.
Обратимся к понятию «патриотическое воспитание».
Под патриотическим воспитанием в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. понимается «процесс содействия нравственному развитию человека, формированию у него нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика, нравственного поведения» [13]. Этот процесс основывает чувство веры, ответственности, гражданственности, долга, терпения, милосердия, готовность к преодолению жизненных испытаний, способности к различению добра и зла, готовности служить людям и отечеству и т.д.
Патриотическое воспитание – это «комплекс целей, задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями» [10, с. 99].
Патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины» [16, с. 66].
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [31].
Патриотическое воспитание рассматривается М. Л. Афанасьевой как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, который способствует формированию патриотических убеждений, взглядов, чувств, становлению уважительного отношения к историческому прошлому своей страны и унаследованным от нее традициям Родины [5].
По мнению С.А. Козловой патриотическим воспитанием является целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка, с целью обогащения знаний о Родине, воспитание патриотических чувств [25, с.69].
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина, Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий / Н. В. Алешина. – Москва : Перспектива, 2011. – 310 c.
3. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью : Ст. группа / Н.В. Алешина. - М. : Элизе Трэйдинг, 2001. – 242 с.
4. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]/ Н.Ф. Андреева // Управление ДОУ - 2005 - №1 - с.16-24.
5. Афанасьева, М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф.дисс.... канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. — М.: Просвещение, 2008. — 198 с.
6. Баранникова, О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России / О. Баранникова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 54-58.
7. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания : из опыта работы по патриот. воспитанию в ДОУ / К. Ю. Белая. – Москва : Сфера, 1998. – 175 с.
8. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.
9. Бывшева, М. В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования / М. В. Бывшева // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 57-63.
10. Виноградова, Н. Ф. Дошкольникам о родной стране : метод. пособие для педагогов, работающих с детьми ст. дошкол. возраста / Н. Ф. Виноградова. – Москва : Просвещение, 2009. – 112 с.
11. Вороненко, А. Г. Патриотическое воспитание в России / А. Г. Вороненко // Педагогические науки. – 2006. – № 5. – С. 12-19.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2007. - 92с.
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 12.05.2022).
14. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации [Текст] / авт.-сост. : Т. Б. Паршина, Т. П. Корнеева. – Пенза, 2016. – 116 с.
15. Детство : программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.] ; отв. ред. Т. И. Бабаева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 243 с.
16. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова, Т.В. // Методист. - № 3. – С. 66-68.
17. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами : кн. для воспитателей дет. сада / А. Д. Жариков. – Москва : Просвещение, 1980. – 192 с.
18. Жуковская, Р. И. Родной край : пособие для воспитателей дет. сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова ; под ред. С. А. Козловой. – Москва : Просвещение, 1985. – 268 с.
19. Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] / А.Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 25-27.
20. Казаева, Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. А. Казаева. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2000. – 210 с.
21. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости / Н.М.Карамзин // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / сост. П. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – 560с.
22. Картаполова, О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / О. В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 64-66.
23. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург : АКЦИДЕНТ, 2014 – 241 с.
24. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-100.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 414с.
26. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - Москва : Academia, 1998. - 156 с.
27. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Ярославль,2002. - 228 с.
28. Колпачук, О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. – С. 66-68.
29. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. – М.: Творческий центр, 2011. – 215 с.
30. Коротаева, Е. К основам патриотического воспитания детей в детском саду / Е. Коротаева, С. Белоусова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 80–86.
31. Леванова Е. А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика: методическое пособие / Е. А. Леванова. — М.: Просвещение, 2013. — 64 с.
32. Ленская, О.В. Задачи патриотического воспитания [Текст]/ О.В. Ленская // Экономика, право, организация и управление в социальной работе. -2016. -№6. -С. 64-65.
33. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
34. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему / Д.С. Лихачев. – Ленинград : «Наука», 1985. – 576 с.
35. Луховицкий, В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты / В. Луховицкий // Народное образование. – 2009. – №7. – С. 212-217.
36. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина : [Сборник] / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1988. - 301с.
37. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм/ Н. Мельникова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С.82–85.
38. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
39. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
40. Назарова, С.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России [Текст] / C.Г. Назарова // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 10 (75). – С. 11-15.
41. Об улучшении подготовки воспитателей дошкольных учреждений к работе с детьми шестилетнего возраста : (Метод. рекомендации). Для спец. 2110 "Педагогика и психология (дошкольная)", 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и 2002 "Дошк. воспитание" / М-во просвещения СССР, Упр. учеб. заведений; [Составители Суслова Э. К., Яшина В. И.]. - М. : МП СССР, 1985. - 45 с.
42. Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: Сборник статей и методических рекомендаций / Под ред. О.В. Миновской. – Кострома: КОИРО, 2013. – 72 с.
43. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 1990. – № 1.– С. 16-19.
44. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
45. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
46. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. – 591 с.
47. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования htt://base.garant.ru/70512244/ - 17 октября 2013- №1155
48. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / И. Ф. Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва : Гардарики, 2007. – 516 с.
49. Царегородцева, Е. А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников / Е. А. Царегородцева // Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 207-2012.
50. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243.