Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема формирования патриотизма подрастающего поколения приобретает в современных реалиях особую значимость. Залог гарантированного будущего государственного общества зависит от того, насколько хорошо было воспитано поколение граждан-патриотов и как оно усвоило патриотические ценности: любовь к Родине, отстаивание ее интересов, забота о ней и сохранение национальных ценностей.
Современная ситуация в нашем государстве имеет оценку нестабильности. Это можно связать с тем, что происходит заметное изменение стратегий жизни и ценностных ориентаций у большинства молодых людей: они отстраняются от своей культуры, от истории своего народа. Очень большое влияние на молодежь оказывает западная культура, вследствие которой происходит переосмысление нравственных ценностей. Также мы можем отметить влияние СМИ, телевидения, Интернета, улицы, где ребенок проводит большую часть своего свободного времени. Влияние таких социальных институтов, как, например, семья, школа на молодежь сходит на «нет». Детям становится тяжело различать свои личные желания и мнения, навязанные извне. Следствием этого становится рост пьянства, наркомании, преступности среди детей, отказ молодых людей от службы в армии.
У молодых людей на первый план выдвигается главный жизненный приоритет, заключающийся в личном успехе, карьере, деньгах, поэтому они ищут оправдания своих поступков. Отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах является уязвимым звеном в патриотическом воспитании. Талантливая молодежь уезжает за границу, поскольку западные власти предлагают более высокую оплату труда. Молодые люди также не желают участвовать в экономическом возрождении России, утрачивают свое патриотическое сознание. Все эти проблемы представляют угрозу национальной безопасности России.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что именно патриотическое воспитание – это тот самый фундамент, на котором строится весь социум страны. Формирование патриотизма происходит систематически и целенаправленно. Наша общественность выражает свою озабоченность в том, что современное поколение не имеет достаточно сформированного чувства патриотизма. Именно поэтому приоритетной для государства и образования является задача воспитания гражданина-патриота с определенными качествами: любовь к Родине, готовность защищать ее интересы, восприятие исторически сложившихся национальных традиций, знание истории и культуры своего народа. Это должно формироваться не только в стенах образовательного учреждения, но и в семье. Поэтому эта проблема является актуальной с целью того, чтобы проанализировать современное состояние патриотического воспитания с дальнейшим его улучшением.
Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: что же такое «патриотизм», каковы проблемы его формирования у учащихся, успешность реализации формирования патриотизма в образовательных учреждениях.
Подобными вопросами занимались следующие исследователи: А.С. Аршанова (воспитание патриотизма через организацию внеурочной деятельности), Е.С. Быков (воспитание патриотизма у учащейся молодежи во внеурочной деятельности), Л.Н. Грекова, Т.П. Колесниченко (формирование патриотизма посредством участия обучающихся во внеурочной деятельности) и т.д.
Объект исследования – специфика и проблемы формирования патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – анализ деятельности в формировании патриотизма.
Цель курсовой работы – анализ и оценка патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
- выявить сущность понятия «патриотизм» и его основные направления;
- выявить проблемы формирования патриотизма у учащихся в образовательных реалиях;
- проанализировать особенности деятельности образовательных организаций;
- проанализировать влияние работы образовательных учреждений по формированию чувства патриотизма.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, анализ документов.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Содержание и сущность понятия «патриотизм»
Социальные изменения в обществе вызвали смену парадигмы воспитания, которое предполагает, прежде всего, воспитание самостоятельности, творчества, инициативы, ответственности, умения принять правильное решение в сложных, экстремальных условиях. Поэтому образовательный процесс наряду с совершенствованием образовательной деятельности требует совершенствования воспитания патриотизма учащейся молодежи.
Патриотизм выражается в любви к своей стране, чествовании родного языка, культуры, традиций, готовности к защите Родины [21, с.177].
Идея патриотизма всегда занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и моральным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Проблема патриотического воспитания молодежи является междисциплинарной, поскольку находится в фокусе исследований философской, исторической и психолого-педагогической науки, ее решение сейчас требует кардинальных изменений в сфере воспитания патриотизма учащихся в условиях образовательных организаций.
Уникальность патриотизма и его чрезвычайно большая роль в жизнедеятельности любого этноса заключается в том, что он, благодаря своей положительной социальной направленности, «превращает» население страны из равнодушных к общественным проблемам людей в активных, патриотично настроенных личностей, для которых служение Родине является внутренней потребностью и составляет смысл жизни. Под понятием «патриотизм» также понимают гордость за материальные и духовные достижения своего народа, своей Родины, желание сохранения ее характерных особенностей, ее культурного достояния, готовность защищать интересы своей общины, народа в целом.
Слово «патриотизм» имеет греческое происхождение, от «patris» - родина. Впервые оно вошло в обиход во время Французской революции 1789–1793 гг. Так называли себя сторонники республиканского строя, боровшиеся с монархистами. Одно из определений трактует патриотизм как позицию, которая объединяет преданность и любовь к родине, солидарность с собственным народом и уважение к другим народам, к их суверенным правам [2, с.7].
По определению Л.Н. Грекова, «патриотизм» – одно из самых глубоких гражданских чувств, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность своему народу, гордость за достояние национальной культуры [8, с.115].
Концептуальные основы воспитания патриотизма определил Е.С. Быков: им раскрыто социальное содержание, значение и место патриотического воспитания в формировании молодого человека, современные направления воспитания любви к Родине. Он подчеркивает, что в последние годы наблюдается недооценка общественно важной роли патриотизма в развитии личности; следовательно, патриотизм – фундаментальное и многогранное, сложное и интегрированное понятие, один из важнейших компонентов индивидуального и общественного образа жизни сознания, что, по его мнению, должно быть учтено в национальной системе образования и воспитания [3, с.36].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Е.Е. Нормативно-правовые основы гражданско-патриотического воспитания в России // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 12. - С. 69-75.
2. Аршанова А.С. Воспитание патриотизма через организацию внеурочной деятельности // Вестник научных конференций. - 2020. - № 3 (31). - С. 7-8.
3. Быков Е.С. Воспитание патриотизма у учащейся молодежи во внеурочной деятельности // Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества. - 2021. - № 3. - С. 36-40.
4. Васильева Ю.В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 23. - № 171. - С. 43-52.
5. Волков Ю.Н. О воспитании патриотов Родины. Патриотизм начинается с детства. - Кострома, 2019. 238 с.
6. Воробьева Т.В. Сущность понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание» // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. - 2019. - № 2. - С. 154-157.
7. Головня Е.В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. - 2020. - № 6. - С. 54-56.
8. Грекова Л.Н., Колесниченко Т.П. Формирование патриотизма посредством участия обучающихся во внеурочной деятельности // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт.- 2021. - №1. - С. 115-117.
9. Дмитриева Е.Ю. Теоретический аспект проблемы формирования патриотизма подрастающего поколения посредством организации образовательной среды // Формирование российского патриотизма. - 2020. - №7. - С. 52-56.
10. Домашев А.Н. Основные подходы в определении понятия «патриотизм» // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений. - 2021. - С. 34-35.
11. Дорофеева Е.С., Полуянова Л.А. Осуществление гражданско-патриотического воспитания учащихся в образовательном учреждении // Синергия Наук. - 2020. - № 18. - С. 1235-1241.
12. Елкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2019. - № 1 (99). - С. 14-16.
13. Жаде З.А. Особенности патриотического воспитания в системе образования // Целостное развитие личности в системе образования. - 2017. - С. 31-35.
14. Ильмушкин Г.М., Миншин М.М., Панасенко А.Н. Анализ содержания понятий патриотизма и патриотического воспитания // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - 2019. - № 3 (11). - С. 140-145.
15. Ишуткина Е.В., Карева О.В. Гражданско-патриотическое воспитание // Инновации в науке и практике. - Уфа, 2021. - С. 16-19.
16. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru.
17. Коренева Е.В. Воспитание патриотизма: духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности // Образовательная среда организации: новые методы, направления и пути развития. - 2019. - №5. - С. 56-60.
18. Красноперова Н.А. Формы патриотического воспитания // Мир человека. - 2020. - №4. - С. 48-49.
19. Ленская О.В. Задачи патриотического воспитания // Экономика, право, организация и управление в социальной работе. - 2019. - С. 64-65.
20. Лоскутов М., Дорофеева Т.Г. К вопросу о патриотизме // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. 2020. - №7. С. 238-240.
21. Меньшикова Т.В. Гражданско-патриотическое воспитание // Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - №1. - С. 177-180.
22. Михайлова А.Д. Краеведение как средство воспитания патриотизма // Традиции и инновации. - 2021. - №4. - С. 81-84.
23. Окорочкова Е.В. Психологическая характеристика патриотизма // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2018. - № 4. - С. 51-59.
24. Оринина Л.В. К вопросу патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях // Человек и современный мир. - 2021. - № 7 (20). - С. 71-78.
25. Ходякова Ю.А. Анализ понятия «патриотизм» // Аспирант и соискатель. - 2021. - № 3 (105). - С. 79-81.
26. Холодулин Ю.А. Формирование гражданственности и патриотизма через метод проектов во внеурочной деятельности // Запад-Россия-Восток. - 2021. - № 12. - С. 58-61.
27. Черная К.И. Основные приоритеты воспитания гражданина-патриота в условиях информационного общества // Интернаука. - 2019. - № 3-2 (3). - С. 21-23.
28. Черноситова Л.В., Кулясова Л.Н., Варшавец Е.Е. К вопросу воспитания патриотизма // Вестник современных исследований. - 2021. - № 10.7 (25). - С. 135-137.
29. Шавшаева Л.Ю., Миганова С.А. Формирование основ патриотизма // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества. - 2021. - №4. - С. 77-83.