Фрагмент для ознакомления
2
случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии. Возникает при очаговых поражениях коры головного мозга. В зависимости от локализации традиционно выделяют кинестетический и кинетический варианты.
Кинестетический вариант. Локализация поражения – нижние отделы постценральной области. Нет парезов, параличей, нет нарушения просодики. Нарушаются речевые кинестезии, трудности ощущения артикуляционных движений. Возникает оральная кинестетическая апраксия (диспраксия). В речи это выражается в поисках правильного артикуляционного уклада, возникают непостоянные замены (лапа – дапа, напа, тапа), замедляется темп. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Отмечаются трудности воспроизведения изолированного звука и поз в пальцах рук.
Кинетический вариант. Локализация поражения – нижние отделы премоторной области. Нет парезов, параличей, нет нарушения просодики. Нарушаются динамический праксис, механизм переключения с одной артикуляционной позиции на другую. Возникает оральная кинетическая апраксия (диспраксия). В речи замедляется темп, нарушается слоговая структура слов, из стечения согласных выпадает звук, застревание на одном и том же слоге и другие нарушения. Изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются. Отмечаются трудности воспроизведения серийных движений не только в артикуляционном аппарате, но и в пальцах рук.
Таким образом, выделяют различные формы дизартрии.
Бульбарная дизартрия - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.
Псевдобульбарная дизартрия является самой распространённой формой. Возникает при двустороннем поражении двигательных кортико-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов (пирамидный путь).
Мозжечковая дизартрия - дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи.
Подкорковая (экстрапирамидная, гиперкинетическая) дизартрия - дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Характерными чертами для этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены).
Корковая дизартрия это сложная и спорная в этой классификации форма. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии. Возникает при очаговых поражениях коры головного мозга.
3. Диагностика и коррекции дизартрии
3.1. Исследование проявлений дизартрических расстройств у детей
В настоящее время проблема организации коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией является актуальной. Важность проведения диагностики и коррекции дизартрических расстройств у дошкольников связана с тем, что массовые детские сады всё чаще поступают дети данной категории.
Из исследований многих авторов известно, что главной причиной возникновения дизартрии является поражение центральной нервной системы в перинатальный период развития ребенка (О. Г. Приходько, Е. Ф. Архипова., Г.А. Волкова и т. д.). Возникновение патологических состояний связано с воздействием вредоносных факторов на плод во внутриутробном периоде развития, а также во время родов. Причинами, которые чаще всего повреждают ЦНС, являются асфиксия и внутричерепная родовая травма. Так как незрелый мозг повреждается, дальнейшее его созревание и развитие в той или иной степени замедляется.
Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов ЦНС, при воздействии вредоносных факторов на развивающийся мозг ребенка прежде всего страдает двигательный анализатор, что приводит к дизартрическим расстройствам (Т. Г. Визель).
Автор Л. С. Волкова в своих работах отмечала, что дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным проявлением дизартрии является нарушение произносительной и просодической стороны речи. которые связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Поэтому, очень важно каждому учителю-логопеду проводить комплексную углубленную диагностику для организации коррекционно-логопедической работы по устранению дизартрии [33, с. 84].
Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в современном мире имеет огромное значение. Для того, чтобы ребенку подобрать эффективные методы и приемы коррекции дизартрии, необходимо провести грамотную диагностику речевых функций. В логопедической литературе существует много разнообразных методик авторов Г. А. Волкова, Е. Ф. Архипова, Н. Н. Полушкина, Н. В. Нищева и т.д.
Анализируя схемы обследования многих автором, можно выделить основные моменты, которые необходимо учитывать при диагностики детей с речевыми нарушениями. Из многообразной логопедической литературы известно, что логопедия связана с медицинскими науками, поэтому, необходимо ознакомиться с заключениями невролога, окулиста, отоларинголога, психиатра, стоматолога для составления полноценной картины развития ребенка. Изучение медицинской документации позволяет предположить у ребенка определенный речевой дефект, его этиологию и патогенез. Также, учителю-логопеду необходимо провести индивидуальную беседу с родителями (законными представителями) для сбора анамнестических данных [26].
Таким образом, к изучению проблемы проявления и диагностики дизартрических расстройств важно подходить ответственно. Ведь правильная и грамотная диагностика речевого нарушения у детей поможет подобрать эффективную методику по устранению или ослаблению проявления дизартрии.
Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. В этот период закладываются основы развития импрессивной и экспрессивной сторон речи: у детей рано формируется фонематический слух, они начинают Ключевые понятия: ранний возраст, принцип ранней диагностики, дети группы риска понимать окружающую речь, закладываются кинетические и кинестетические основы речи, отрабатывается произношение речевых звуков, начинается усвоение основных закономерностей языка. Ребенок включается в речевое общение – и это является необходимым условием для его полноценного психического развития.
До овладения словом ребенок проходит подготовительный период – это первый год жизни. Он имеет большое значение для дальнейшего развития речи. С первых дней жизни ребенок начинает приобретать навыки использования своего артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гуление, лепет способствуют формированию речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики. Голосовые упражнения устанавливают ассоциации между двигательным, кинестетическим, слуховым, зрительным анализаторами. Слуховой контроль способствует развитию речевого подражания: ребенок вслушивается в речь взрослого и внимательно смотрит на говорящего. На данном этапе речь не является выражением понятий. Только через процесс становления понимания между ребенком и взрослым формируется речь.
К началу второго года ребенок переходит в новую стадию речевого развития – это сознательно подражательная речь. Ребенок сознательно произносит первые слова, связав их с хорошо усвоенными представлениями. Устанавливается понимание слышимого слова. Уже с двух-трех лет ребенок понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого, пользуется в речи одно-, двусложным предложением, обозначает свои действия словами, употребляет прилагательные, местоимения. Словарный запас возрастает до тысячи слов и более.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с. (Высшая школа).
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии: учебное пособие/ М., 2008.
3. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель. Хранитель, 2006. 319 с.
4. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2008. 400 с.
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
6. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб.: Сатис, 1995.
7. Бортфельд С.А., Городецкая Г.Ф., Рогачева Е.Н. Точечный массаж при детских церебральных параличах. Л., 1979.
8. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ: Астрель. Хранитель, 2006. 141, 3-е изд. ил. (Библиотека логопеда).
9. Гольдблат Ю.В. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1989.
10. Губерт Г.Д., Рысс М.Т. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., 1981.
11. Гусейнова А.А. Особенности познавательной деятельности и личности детей дошкольного возраста с проявлениями ДЦП // Специальная психология. 2005. №2(4). С. 23–28.
12. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина.- М.: АСТ: Астель: Полиграфиздат, 2010. - 607 с.
13. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М.: Академия, 2003.
14. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина,1981.
15. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии: пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, 2007. 48 с.
16. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
17. Киселева, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией [Текст] / В.А. Киселева // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М. – Воронеж, 2003. С. 39-50
18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). М., 1973.
19. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980.
20. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172.
21. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008. 176 с.
22. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. - 2-е изд. испр. - М.: АСТ: Астель; Владимир: ВКТ,2012. - 123 с.
23. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2010. - 160 с.
24. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703с.
25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стёртой дизартрии): учебное пособие. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.191 с.
26. Лопатина, Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. – 2006. – № 2.
27. Лопатина, Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию речевых и неречевых функций [Текст] / Л.В. Лопатина // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М. – Воронеж, 2003. С.108-112.
28. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
29. Мохотаева М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №2. – С.440-448.
30. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. Изд. 2-е. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. 496 с.
31. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. – 2010. - №2. - С. 68-81.
32. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. Спб.: КАРО, 2008. 160 с.
33. Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87.
34. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. Практический курс. М.: АРКТИ, 2003.
35. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. Пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т, 2005.
36. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с лёгкой степенью дизартрии // Коррекционная педагогика. 2004. №1. С. 4–13.
37. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии – М.: Эксмо, 2015. – 320с.
38. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений: В 2 тт. Т.1 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997.
39. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования речи у детей / под ред. И.Т. Власенко. М., 1998.
40. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технология формирования интонационной стороны речи. М.: АСТ: Астрель, 2009.