Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное законодательство в области образования направленно на воспитание активной личностной позиции школьников, умеющих в полной мере выразить себя и свою индивидуальность. На основе новых действующих нормативно-правовых актов, можно сказать о том, что образование двадцать первого века предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения, на формирование универсальных учебных действий, что способствует развитию у обучающихся востребованных в общественной жизни компетенций.
Результативная подготовка детей обеспечивается использованием новых педагогических технологий, постоянным обновлением качества образования.
Актуальность нашего исследования определяется социальным заказом общества и государства на творческую, целеустремленную личность, обладающую критическим мышлением, способную создавать новые и преобразовывать уже имеющиеся способы организации учебной деятельности.
Современные образовательные программы предусматривают большой объем информации для детей, однако применить эти знания очень проблематично. Поэтому, применение технологии развития критического мышления позволяет педагогу построить урок в форме групповых занятий, создать в классе атмосферу партнерства, совместного поиска решения проблемы. Таким образом, использование данной технологии в образовательном процессе обеспечивает продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Образовательная технология развития критического мышления является одной из новых в отечественной дидактике. Разработанная в конце прошлого столетия американскими учеными К. Мередитом, Д. Стилом и Ч. Темплом, она предполагает формирование у учащихся определенной системы мыслительных и коммуникативных качеств, обеспечивающей эффективную работу с информационным материалом».
Современные российские исследователи говорят о том, что технология развития критического мышления направлена на анализ информации с позиции логики, с тем, чтобы применять конечные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, однако, по многочисленным исследованиям, учащиеся образовательных организаций зачастую показывают противоположные умения.
Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства проникли во все сферы деятельности нашего общества, став неотъемлемой частью жизни людей. Мобильные телефоны, айфоны, айпады, планшеты, компьютеры, различные коммуникаторы и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей увеличивается с каждым днём и большую их часть уже составляют дети, подростки и молодёжь.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и подростков.
Целью нашей работы является изучение особенностей развития критического мышления обучающихся посредством использования медиаобразования.
Объектом исследования выступает критическое мышление школьников среднего звена общеобразовательной организации.
Предмет работы: методические основы развития технологии критического мышления в подростковом возрасте посредством медиаобразования.
В соответствии с поставленной проблемой, целью, объектом и предметом исследования, нами были обозначены следующие задачи:
1. изучить понятие критического мышления и описать технологии его развития;
2. выявление особенностей подросткового возраста как основы для развития критического мышления;
3. апробирование технологии развития критического мышления учащихся в процессе обучения.
В ходе исследования используются следующие методы: исторический метод; метод поиска и обработки информации; системный метод – взаимосвязь теории и практики исследуемой проблемы.
Структура данной работы весьма традиционна и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1.Понятие критического мышления и технологии его развития
Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.
Рассмотрим, в каких сферах человеку помогает критическое мышление.
Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абкаирова В.И. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Книжная полка [сайт]. URL: http://myschool18.ucoz.ru/publ/uchitelju/2-1-0-4
2. Агафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. [Электронный ресурс] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. №2-1(8). С.102-103.
3. Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого-педагогический феномен в условиях компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2012. - №4. - С. 250.
4. Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А. Возрастная психология и психология развития. Издательство Современного гуманитарного университета. 2013 – С.204.
5. Джафарова Н.В. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Мультиурок [сайт]. URL: https://multiurok.ru/djafarova/blog/tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskoghomyshlieniia-10.html
6. Джиоева А.Р. К проблеме психолого-педагогической организации технологии развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. №3. С.36-38.
7. Дрягина Г.В., Немыкина Т.И. Основные требования и идеи ФГОС на уроке. [Электронный ресурс] // Открытый урок. 1 сентября [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/630735/
8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке – 2-е изд. - М.: Просвещение. 2011 – С.223.
9. Зайцева Т.А., Родичева А.А. Использование технологии критического мышления как метода повышения познавательной заинтересованности обучаемого. [Электронный ресурс] // Череповецкие научные чтения. 2016. С.79-82.
10. Знакомство с возрастными особенностями учеников. [Электронный ресурс] // Семинар для педагогов [сайт]. URL: http://www.gymn2.ru/assets/files/sps-vozrast-osobennosti.pdf
11. Зыкова Т.В., Шерихова И.Е., Храмова Ю.Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе. [Электронный ресурс] // Вестник Волжского университета ИМ. В.Н.Татищева. 2013. №3(13). С.89-95.
12. Кабанов А.А. Педагогические средства, обеспечивающие развитие критического мышления учащихся в условиях внедрения ФГОС. [Электронный ресурс] // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №8-4. С.54-58.
13. Конфуций. Афоризмы. [Электронный ресурс] // Авторы афоризмов в календаре [сайт]. URL: http://quotesbook.info/quotes/person/Konfucijj/8
14. Маняхина С.А. Технология развития критического мышления на уроках общественно-научного цикла. [Электронный ресурс] // Современная педагогика [сайт]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2837
15. Немыкина Т.И., Дрягина Г.В., Блялина С.В., Ярославцева Н.А., Ярославцев А.С. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4. - С. 73-74.
16. Притчина О.В. Роль технологии критического мышления в развитии творческих способностей обучающихся. [Электронный ресурс] // Развитие творческих способностей обучающихся в современном образовательном процессе. 2015. С.194-196.
17. Самигуллина Э.Ф. Использование технологии развития критического мышления на занятиях по дисциплине «право». [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. №9. С.13-22.
18. Сачинская И.В., Сорокина А.В. Технология развития критического мышления как эффективное условие реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО. [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. 2015. С.127-128.
19. Сидорова О.В. Практика использования технологии развития критического мышления. [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство [сайт]. URL: https://www.pedm.ru/categories/3/articles/1097
20. Титова Л.Д. Опыт использования приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс] // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. 2013. С.854- 863.
21. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс] // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. 2015. №1(3). С.67-74.
22. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО “Информация для всех», 2015. 450 c.
23. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия//Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30-47.
24. Федуркина Т.Ю. Формирование культуры мировоззрения современного школьника посредством критического мышления через диалогическое общение. [Электронный ресурс] // Демидовские чтения. 2015. С.312-315.
25. Шарапова Е.П. Критическое мышление – умение обосновывать свою позицию или вежливый скептицизм?! [Электронный ресурс] // Методические ориентиры [сайт]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/200833624/?*
26. Шибаева С.Н. Развиваем критическое мышление. Издательство: Учитель. 2012 – С.46.