Фрагмент для ознакомления
2
Данная программа воспитания характеризуется следующими особенностями:
1. Первая и главная особенность программы экологического воспитания –это ее целенаправленность. Наибольший эффект от процесса воспитания достигается в том случае, когда цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную школьнику. Именно единство целей характеризует современный воспитательный процесс.
2. Второй особенностью является многофакторность. В процессе воспитания существуют объективные и субъективные факторы, которые в своей совокупности объясняют сложность процесса воспитания.
3. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро проявляют себя, как, например, в процессе обучения.
4. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе, нельзя рассчитывать на быстрые успехи. Поэтому процесс воспитания длительный.
5. Процесс воспитания должен быть непрерывным и систематичным.
6. Комплексность процесса заключается в единстве целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса.
7. Вариативность и неопределенность результатов еще одна из особенностей
процесса воспитания.
8. Еще одной особенностью процесса воспитания, является его двухсторонний характер (педагог-ученик, ученик-педагог).
Таким образом, учитывая особенности воспитательного процесса, можно
перейти к определению цели и формированию задач воспитания.
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Целью воспитания школьников является: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Достижению поставленной цели школьников будет способствовать,
поставленных перед школой, ряд задач:
1) мотивировать школьников принимать участие в общешкольных
мероприятиях, поддерживать традиции школы;
2) мотивировать школьников принимать активное участие в классных
мероприятиях;
3) мотивировать школьников к занятиям в кружках, секциях, клубах,
студиях и объединениях, работающих по школьным программам внеурочной
деятельности;
4) использовать на уроках и занятиях интерактивные формы обучения,
инновационные технологии;
5) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений;
6) организовывать для школьников мероприятия познавательного,
интеллектуального, художественно-эстетического, оздоровительного характера;
7) способствовать активному участию в мероприятиях экологического
характера как на уровне класса, так и на уровне школы, района, города;
8) способствовать развитию школьных медиа;
9) способствовать развитию предметно-эстетической среды в школе;
10) организовывать индивидуальную работу со школьниками, их
родителями (законными представителями).
РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель является ведущим
организатором и экспертом деятельности учащихся. В первую очередь от классного руководителя требуется умение находить индивидуальный подход к каждому учащемуся своего класса, для решения поставленных перед ним задач.
В его задачи работы с классным коллективом входит:
-мотивирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, в том числе связанных с экологией, оказание помощи детям в их подготовке;
-организация интересных и полезных мероприятий для личностного развития школьников;
-проведение классных часов;
-организация отдыха на переменах;
-проведение профилактических бесед, направленных на развитие социально-нравственной личности;
-сплочение коллектива класса.
План индивидуальной работы с учащимися:
-наблюдение, изучение особенностей личностного развития учащихся класса в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях;
-помощь в выборе досуговой деятельности;
-помощь в раскрытии творческого потенциала каждого учащегося класса;
-помощь в создании «портфолио»;
-моральная поддержка школьников в решении важных для них жизненных ситуаций;
-коррекция поведения ребенка в классе, школе через индивидуальные профилактические беседы.
План работы с учителями, преподающими в классе:
-регулярные обсуждения с учителями-предметниками, направленные на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
на предупреждение правонарушений со стороны школьников;
-привлечение учителей к участию в мероприятиях класса;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях.
План работы с родителями учащихся:
Родители должны быть в курсе происходящих событий в классе, в школе, так как они несут ответственность за своих несовершеннолетних детей.
Поэтому на классного руководителя возлагается ответственность в:
-регулярном информировании родителей о школьных успехах и проблемах их детей, с помощью индивидуальных встреч, с помощью электронного журнала, с помощью мессенджеров.
-оказании помощи родителям школьников в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
-организации родительских собраний, для обсуждения различных проблем, в том числе обучения и воспитания учащихся;
-организации работы родительского комитета класса;
-привлечении родителей к организации, проведению (и участию) мероприятий
класса (праздники, поездки, экскурсии, выставки, однодневные походы).
3.2. Модуль «Школьный урок»
Главными воспитательными факторами современного урока являются:
Информационный фактор. Воспитательное значение имеет специфическое содержание каждого урока, информация, полученная на уроке учащимися.
Профессионализм учителя в умении отбирать материал к уроку, определяя его воспитательные возможности.
Деятельность. Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность учащихся на уроке - их труд, может восприниматься ими не только как необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником радости и мотивации учения. Учитель должен грамотно организовывать свою деятельность, чтобы формировать убеждение у ребенка, что труд является основой жизни человека.
Организационный фактор. Этот фактор воплощает в себе способы, формы и средства управления учебно-воспитательным процессом. От него зависит уровень успеваемости, уровень воспитанности класса в целом.