Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы содержания проектного метода 5
1.1 Содержание и сущность проектных методов………….. 5
1.2 Значение метода проектов в обучении школьников.... 7
Глава 2. Практико-ориентированные основы применения метода проектов на уроках……………………………… 12
2.1 Приемы и требования эффективного применения метода проекта на уроке………………………………… 12
2.2 Применение основных типов практико-ориентированных проектов на уроках литературы……15
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников …………………………………………………………….23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа должна воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, спсобного жить в современном мире и быть конкурентноспособным на рынке труда. В связи с этим в школьном образовании идет поиск новых методов работы. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов.
Проектный подход предлагает учителям способ развить глубокое мышление, вовлекая сердца и умы маленьких детей. Учителя берут на себя важную руководящую роль в процессе, в то время как дети изучают темы целенаправленно и гибко. Проектная работа предоставляет множество возможностей для оценки идей маленьких детей, поощрения их творчества, развития их интересов и удовлетворения их потребностей в обучении.
В раннем детстве проекты можно определить как открытые исследования повседневных тем, достойные включения в образовательную программу. Проекты возникают из вопросов, которые дети поднимают и развивают в соответствии со своими особыми интересами. Вместо того, чтобы предлагать немедленные ответы на вопросы, которые задают дети, учителя предлагают опыт, с помощью которого дети могут сами найти ответы, проводя опросы на местах и беседуя с экспертами.
Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Считаем, что этот перспективный метод найдет свое достойное место в практике преподавания литературы в старших классах.
Актуальность проблемы обусловили выбор темы нашей курсовой работы: «Практико-ориентированные проекты на уроках литературы в старших классах».
Объект исследования: проектная деятельность школьника.
Предмет исследования: практико-ориентированные проекты на уроках литературы в старших классах.
Цель исследования: проанализировать содержание понятия «проектная деятельность» и выявить возможности применения практико-ориентированных проектов на уроках литературы в старших классах.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть содержание проектной деятельности.
2. Определить возможности применения практико-ориентированных проектов на уроках литературы в старших классах.
При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 26 источников.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
1.1.Содержание и сущность проектных методов
Проектный метод – это образовательное предприятие, в котором дети решают практическую задачу в течение нескольких дней или недель. Это может включать в себя строительство ракеты, проектирование игровой площадки или издание классной газеты. Проекты могут быть предложены преподавателем, но они планируются и выполняются, насколько это возможно, самими студентами, индивидуально или в группах. Проектная работа направлена на применение, а не на передачу конкретных знаний или навыков, а также на повышение вовлеченности и мотивации школьников в целях развития независимого мышления, уверенности в себе и социальной ответственности [1,4,8,9].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Актуальные проблемы методики обучения литературе /под ред. Н.С. Рождественского, Р.А. Фомичевой. – М., 2001.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
3. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2002.
4. Гребенюк Т.Г. Дидактика и педагогическая психология. – Калининград, 2003.
5. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М., 1994.
6. Вильков Л.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения / Л.В. Вильков. - М., 2006.
7. Вяткин Л. Методика проблемного обучения / Л. Вяткин. – Саратов, 2008.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. – М., 1986.
10. Давыдов В.В. Психологическое развитие в школьном возрасте / В.В. Давыдов. - М., 1993.
11. Добрынина Л.Н. Опыт работы по литературе в старших классах / Л.Н. Добрынина. - М., 1997.
12. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе /И.В. Дорно. - М., 1992.
13. Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути создания на уроке / И.А. Ильницкая. – М., 2001.
14. Казанский Н.И. Дидактика: учеб. пособ. / Н.И. Казанский Т.С. Назарова. - М.,1993.
15. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. - М., 1991.
16. Кудрявцев Г.В. О проблемном обучении как основе умственного развития / Г.В. Кудрявцев. - М., 1996.
17. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М., 1974.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.
21. Матис Т.А. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьников. – М., 1977.
22. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов - М., 1977.
23. Мечинская Н.А. Педагогические проблемы активности личности в обучении / Н.А. Мечинская. - М., 1993.
24. Мечинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1975
25. Проблемы активизации учебной деятельности школьников при усвоении литературы /М. Иванов; под ред. М. Иванова. - М., 1993.
26. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – М., 1989.
27. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / И.И. Пидкасистый. - М., 1990.
28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности старших школьников / Н.Ф. Талызина. - М., 1988.
29. Фридман Л.М. Проблемная организация учебного процесса / Л.М. Фридман, В.И.Маху. - М.-1990
30. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников / И.Ф. Харламов.- М., 1990.
31. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.,2004
32. Щукина Р.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения / Р.И. Щукина. - М., 1994.
33. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1984.
34. Чуприкова Н.И. Умственное развитие в обучении / Н.И. Чуприкова. - М., 1995.
35. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. - М., 1982.