Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ 4
1.1 Анализ понятия творческие способности в психолого – педагогической литературе. 4
1.2 Роль декаративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей 10
ГЛАВА 2. ОПТЫНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ 14
2.1 Выявление творческих способностей младших школьников 14
2.2 Программа по развитию творческих способностей у младших школьников в декаративно-прикладном творчестве. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы заключается в развитии творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы.
Многие педагоги и психологи (Азарова Л.Н., Кузин В.С., Столяренко Л.Д. и др.) в своих работах отмечают, что в существующей сейчас системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности.
По утверждению Мухамбаевой А.У. особо негативно такое направление в образовании сказывается на младших школьниках.[20]. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, нежели активную творческую личность. Столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, он оказывается недееспособным.
Еще одним отрицательным моментом является то, что имеющийся резерв теоретических и методических возможностей развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста используется с недостаточной эффективностью.
Современные ученые, педагоги и психологи, такие как Л.Н. Азарова, А.Г. Бермус, А.В. Хуторской и др. в своих исследованиях раскрывают проблематику формирования познавательной и других видов активности младших школьников.
Однако, несмотря на разработку отдельных значимых частей данной проблемы, роль педагогического аспекта творческой активности учеников начальной школы, связанного с технологическим подходом в организации учебно-воспитательного процесса, еще не достаточно изучен.
Из предыдущего психологического, педагогического и методического опыта следует, что самым благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности, является младший школьный возраст. В этом возрасте закладываются основы будущей творческой деятельности, образовательная и психологическая база знаний, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Из этого следует, что развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Таким образом, все более актуализируется проблема развития творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования: учебный процесс на кружковых занятиях .
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей школьников в декаративно-прикладном творчестве.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективные пути, развития творческих способностей школьников в декаративно-прикладном творчестве.
Задачи исследования:
− анализ понятия творческие способности в психолого – педагогической литературе
− роль декаративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей
− выявить уровень творческих способностей у младших школьников
- программа по развитию творческих способностей у младших школьников в декаративно-прикладном творчестве.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, методических материалов, учебной литературы; обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней. М.: Аспект Пресс, 2018. - 389 с.
2. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества : учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
3. Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 2018. – 167 с.
4. Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. М.: Высшая школа, 2018. - 416 c.
5. Барышева Т.А. Педагогические основы развития творческих способностей. СПб.: Питер. 2018. – 146 с.
6. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб: «Издательство Буковского», 2018. – 160 с.
7. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 119 с.
8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 2018. – 230 с..
9. Выготский Л.С. Творчество в школьном возрасте. СПб: Союз, 2018. - 302 с.
10. Галин А. Л. Педагогические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2019. – 228 с.
11. Дмитриева В.С. Развитие творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. - 573 c.
12. Дубровина И.В. Содержание и методика развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. М.: Образование, 2019. - 110 с.
13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития творческих способностей у детей. М.: Образование, 2019. – 230 с.
14. Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. – 260 с.
15. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 2018. – 427 с.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, воображения, одаренности СПб: Питер, 2019. – 270 с.
17. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. М.: Образование, 2019. – 247 с.
18. Корсакова Н.К. Проблемы в обучении младших школьников М.: Педагогика, 2020. - 315 с.
19. Левин В. А. Воспитание творчества Томск, Изд-во Томск. ун-та, 2019. – 156 с.
20. Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 2019. – 125 с.
21. Матюшкина А. М. Развитие творческих способностей школьников. М. Педагогика, 2020 – 155 с.
22. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2018. – 178 с.
23. Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб: Речь, 2018. – 277 с.
24. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. М, - 2019. – 240 с.
25. Орлова М. А. Внеурочная деятельность для развития творческих способностей М.: Лада, 2020. - 160 c.
26. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 395 с.
27. Полуянов Д. Р. Воображение и способности М.: 3нание, 2019. – 150 с.
28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей Ярославль: Академия развития, 2018. – 192 с.
29. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 188 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования// Российская газета. Федеральный выпуск №6241. – 2018. 25 ноября.