Фрагмент для ознакомления
2
юридического состава осуществляется на различных этапах управления социальным риском, в том числе посредством его оценки в каждом конкретном случае. Такая оценка проводится в форме экспертизы реализации социального риска (в системе обязательного социального страхования она приобретает форму экспертизы страхового случая) - медицинской (в приведенном примере - медико-социальной) и правоприменительной, позволяющей квалифицировать то или иное событие как страховой случай на основе оценки сведений, содержащихся в представленных заявителем документах.
Содержание материального социально-обеспечительного правоотношения, возникающего на основании юридического состава, составляет право гражданина на социальное обеспечение и обязанность государства (либо иных субъектов, если они приняли такой риск) по его предоставлению. Указанные право и обязанность, корреспондируя друг с другом, обозначают наличие между гражданином, находящимся в ситуации социального риска, и государством (иным субъектом) правовой связи, которую можно именовать социальным обязательством или обязательством по социальному обеспечению (данные термины, по нашему мнению, являются синонимичными).
Социальные обязательства проходят в своем развитии как минимум два основных этапа, которым в структуре механизма правового регулирования социального обеспечения соответствуют нормативное и индивидуальное регулирование. Первый этап (нормативное регулирование) может быть обозначен как формализация социальных рисков. Она предполагает установление перечня и параметров социальных рисков, а также закрепление в законодательстве условий и объема их компенсации. Дополнительные формы компенсации тех или иных социальных рисков могут быть предусмотрены в актах социального партнерства (например, в отраслевых тарифных соглашениях, коллективных договорах) и отдельных видах гражданско-правовых договоров (к примеру, страховых). Формализация социальных рисков в указанных договорах может рассматриваться как их принятие соответствующим субъектом (работодателем, страховой компанией и т.д.) и при этом как появление правового основания для возникновения социальных обязательств.
Характеризуя данный этап в возникновении и развитии социальных обязательств, необходимо подчеркнуть, что принятие социальных рисков предполагает их предварительную оценку. В отсутствие такой оценки социальные обязательства не могут отвечать признаку реальности исполнения. Дело в том, что в силу специфики социальных обязательств их исполнение предполагает наличие у субъекта, принявшего на себя обязанность по компенсации соответствующих социальных рисков, определенных финансовых и материальных ресурсов. Поэтому принятию социальных рисков и, следовательно, возникновению таких обязательств должна предшествовать оценка социальных рисков, их количественных и качественных характеристик, в том числе степени вероятности реализации. Такая оценка может осуществляться, в частности, путем прогнозирования социально-экономического развития России, ее отдельных субъектов или муниципальных образований, а также ведения индивидуального персонифицированного учета граждан, имеющих право на определенные виды социального обеспечения.
Следует подчеркнуть, что, руководствуясь результатами такой оценки, на данном этапе государство или иные субъекты принимают на себя обязанности по компенсации соответствующих социальных рисков в объеме и на условиях, определенных законом или договором. Таким образом, принятие социальных рисков обязанным субъектом означает возникновение у них обязанности компенсировать такие риски (точнее, их неблагоприятные последствия) в соответствующем объеме и на определенных условиях всем гражданам, которые оказываются в социально-рисковой ситуации и у которых, соответственно, возникает такое право. Иными словами, социальные обязательства на данном этапе формируются как общерегулятивные правоотношения.
При таком подходе первый этап выступает необходимым условием для второго этапа развития социальных обязательств, когда в рамках индивидуального правового регулирования они приобретают форму относительных правоотношений. Это предполагает установление фактических обстоятельств, обусловливающих возникновение у гражданина права на социальное обеспечение. В рамках соответствующих правоприменительных процедур осуществляется назначение пенсий, пособий и других социальных выплат либо предоставление социальных услуг. И в этом случае принятие социального риска в отношении конкретного лица осуществляется лишь на основании оценки социального риска как юридического факта (или совокупности таких фактов), которая всегда предшествует компенсации социальных рисков путем предоставления социального обеспечения, с тем, чтобы такое обеспечение было обоснованным.
Следовательно, можно выделить два вида юридических фактов:
- совокупность юридических фактов — юридический состав (например, при назначении пенсии по инвалидности устанавливаются личность инвалида (или профессиональ¬ная принадлежность), группа инвалидности и ее причина);
- единичные юридические факты.
Таким образом, принятие социальных рисков, выступающее как признание и закрепление в законе и (или) договоре обязанности компенсировать неблагоприятные последствия наступления таких рисков путем предоставления гражданам социальных выплат, благ или услуг, одновременно означает закрепление за гражданами права на социальное обеспечение в соответствующих случаях и его последующую реализацию, т.е. возникновение социальных обязательств как общерегулятивных, а в дальнейшем и относительных правоотношений.
2. Значение и актуальные вопросы юридических фактов в праве социального обеспечения
2.1. Практическое значение юридических фактов в праве социального обеспечения
Рассмотрим более подробно значение юридических фактов в праве социального обеспечения на примере административных актов органов опеки и попечительства в правоотношениях по воспитанию ребенка в семье.
Этот вопрос достаточно важен, так как повышение роли государства в деле укрепления семьи, защиты прав и интересов всех ее членов находит свое выражение в расширении деятельности по реализации своих полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся органы опеки и попечительства. Их властная организующая деятельность имеет своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. К числу таких адресатов относятся и субъекты правоотношений по воспитанию ребенка в семье.
Одним из основных средств воздействия органов опеки и попечительства на указанные правоотношения являются принимаемые ими акты применения права (индивидуальные акты) как вид юридических актов, которые ведут к возникновению, изменению, прекращению конкретных правоотношений, включая правоотношения по воспитанию ребенка в семье. Вместе с тем вопрос об актах органа опеки и попечительства, рассматриваемых с точки зрения юридических фактов, является практически неисследованным.
В целом, если попытаться обобщить роль актов органов публичной власти в числе оснований обязательств, то можно выделить следующие их черты.
Во-первых, все они связаны с осуществлением публичных функций и носят официальный характер, исходно предполагающий возможность принудительного осуществления. Например, акты юридических лиц, в том числе ассоциаций, саморегулируемых организаций, иных объединений, такого значения не имеют.
Во-вторых, данные акты принимаются специально уполномоченными органами, в пределах определенной компетенции и в порядке, предусмотренном нормами иных (публично-правовых) отраслей права. Они готовятся, принимаются и представляются (публикуются) по определенным правилам, практически для всех них предусматривается особый порядок опубликования. Однако их сила и влияние на обязательства не должны зависеть от того, в каком виде издан или не издан данный акт (просто в письменной форме, путем публикации в специальном издании и т.п.), важно лишь вступление его в силу.
В-третьих, закон и доктрина признают, что такие акты важны для организации гражданских правоотношений, влияют на их возникновение и содержание. Наиболее яркий пример - норма ст. 13 ГК РФ, предусматривающая, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Поэтому присущая актам публичной власти бесповоротность не может быть истолкована как невозможность добиться их аннулирования или иного лишения силы.
В-четвертых, данные акты непосредственно создают гражданские права и обязанности в редких случаях (примером здесь может быть задание казенному предприятию), в остальных случаях они влияют или косвенно, или в составе сложных юридических фактов.
В-пятых, права и обязанности, связывающие соответствующий орган публичной власти и субъекта права, не обладают признаками оборотоспособности. Поэтому, например, права, предоставленные по лицензии, права, возникающие из акта разрешения на строительство, и пр. нельзя
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
8. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, N 26, ст. 2581.
9. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, N 49, ст. 4916.
10. Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» // Российская газета. 2009. 29 декабря. N 252.
Материалы судебной практики:
11. Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2012 N 44-АПГ2-16 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2014 г. N 33-7219/2014 по делу N 2-29/2014 // СПС «КонсультантПлюс». Соответственно с водителя Е. было взыскано страховое возмещение.
13. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.12.2013 N 33-18354/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
14. Аврутин Ю.Е. Процессуально-правовые формы обеспечения консенсуса в сфере публичного управления // Журнал российского права. 2014. N 10. С. 102 - 112.
15. Власенко В.А. Судебное решение как основание установления гражданских прав и обязанностей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012. С. 7 - 13.
16. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 126.
17. Малеина М.Н. Болезнь как юридический факт - состояние, вызывающее правовые последствия // Медицинское право. 2016. N 3. С. 9.
18. Малеина М.Н. Юридическая характеристика здоровья как нематериального блага // Медицинское право. 2014. N 4. С. 12 - 15.
19. Федорова М.Ю. Об оценке социальных рисков на различных этапах существования обязательств по социальному обеспечению // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 111.
20. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: учебное пособие. М.: Статут, 2015. С. 138.
21. Соловей Ю.П. О совершенствовании законодательной основы судебного контроля за реализацией органами публичной администрации и их должностными лицами дискреционных полномочий // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 46 - 51.
22. Татаринцева Е.А. Административные акты органов опеки и попечительства как юридические факты в правоотношениях по воспитанию ребенка в семье: понятие и классификация // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 67.