Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 6
1.1. Заикание: причины, механизмы, симптомы возраста 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с заиканием 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация и результаты экспериментального исследования 21
2.2. Методические рекомендации по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из важнейших психических функций человека является речь. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Одной из патологии речи – является заикание. Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом, и в дальнейшем препятствует развитию большого количества характеристик ребенка, препятствует развитию его социальной адаптации.
Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.
Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими. Заикание является серьезным препятствием для выполнения производственных обязанностей, получения образования, устройства личной жизни. Постоянные затруднения в речи травмируют больных, вызывая невротические реакции.
Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период)
К сожалению, количество детей, страдающих заиканием, увеличивается, что позволяет говорить об актуальности выбранной темы.
Заикание характеризуется нарушением темпо - ритмической организации экспрессивной речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата в процессе общения, с преимущественным поражением коммуникативной функции речи. В структуру заикания входит нарушение просодических компонентов речи, определяющих выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации (Селиверстов В. И.).
В современных исследованиях трудов по проблеме заикания: (Л.С. Выготский, Н. А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский, Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, Л.С. Волкова С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина, Р. Е. Левина, И. Ю.Абелева, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, Г.А. Волкова, А. В. Ястребова и т. д.) разносторонне рассматриваются причины, механизмы, симптомы. Вопросы коррекции и профилактики заикания у детей дошкольного возраста не теряют своей актуальности.
Объект исследования: Профилактические мероприятия заикания в дошкольном возрасте
Предмет исследования: Методы и приёмы, работа по профилактике заикания у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Изучить особенности профилактики заикания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить причины, механизмы заикания у старших дошкольников.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей с заиканием.
3. Провести исследование и разработать методические рекомендации по профилактике и коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Гипотеза: Коррекционно-профилактический процесс будет более успешным, если в нем примут участие, помимо логопеда, ряд других специалистов и обязательно посодействуют члены семьи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы.
2.Наблюдение,
3.Беседа,
4.Констатирующий этап педагогического эксперимента.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание. [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” -- М.: В. Секачев, 2008. -- 304 с.: ил.
2. Богрова К.Б. Специфика структуры просодического компонента речи в психологической теории и практике // фундаментальные и прикладные исследования в практиках ведущих научных школ. – 2015. – № 3 (9);
3. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
4. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 13 c.
5. В помощь родителям заикающегося ребенка [Текст]: методические рекомендации /сост. В.А. Кондратенко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 85 с.
6. Волковская, Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Н. Волковская,. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 144с.
7. Ворошилова, Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие / Е.Л. Ворошилова. - М.: Сфера, 2018. - 474 c.
8. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
9. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013. - 24 c.
10. Заикание как психологическая проблема/Кругликова А.С. – 2015г.
11. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с
12. Заикание: учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
13. Иванов В. А., Селезнева М.Б. Заикание. Современные методы преодоления заикания. Учебно-методическое пособие – 2016г.
14. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
15. Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 108–112.
16. Психологическая и педагогическая коррекция заикания: моногр. /Ю.А. Фесенко, Л.Я. Миссуловин, М.И.Лохов, Р.И. Лалаева. - СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. - 164 с.
17. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17 – Инновации: методика и практика.
18. Селиверстов, В. И. Заикание у детей. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2012. - 208 c.
19. Сикорский, И. А. Заикание: учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
20. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2009. – 204 с.
21. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.
22. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.