Фрагмент для ознакомления
2
Уметь грамотно сочетать слова, менять различные словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.
Овладение грамматикой иностранного языка необходимо не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
С помощью лексических единиц невозможно точно передать мысли, так как лексические единицы – это лишь названия предметов и явлений.
Связь между ними отражается в грамматическом значении. Грамматика играет организационную роль. Грамматически выражаются отношения между подлежащим и сказуемым (подлежащим и сказуемым), определенные действия и объекты, временные, пространственные, причинно-следственные связи явлений, выраженные мысли и собеседники. Следовательно, грамматика выполняет функцию строительного материала речи устной и письменной речи [12, с. 54]. Кроме того, изучение грамматики иностранного языка помогает лучше понять грамматическую структуру родного языка, развивает способность к логическому мышлению, наблюдательности, анализу и обобщению.
Исходя из сказанного выше, можно с уверенностью утверждать, что грамматика является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация невозможна без знания грамматических конструкций изучаемого языка. Именно поэтому грамматическая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции.
Грамматическая компетенция рассматривается учеными, как уровень владения базовым языковым кодом: грамматическими правилами, словарным запасом, словообразованием, структурой предложения или как способность создавать неограниченное количество лингвистически правильных предложений. Структура грамматической компетенции включает продуктивные и рецептивные грамматические навыки.
Таким образом, основная цель обучения грамматическим явлениям иностранного языка – это формирование и совершенствование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. По мнению Е.Н. Солововой, «недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции» [12, с. 23].
В.М. Филатов дает следующее определение понятиям «грамматический навык» и «грамматическое умение». Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Грамматическое умение – это гибкие коммуникативные способности учащихся использовать усвоенный грамматический материал при решении более сложных коммуникативных задач в различных видах речевой деятельности [13, с. 28-30].
С психолингвистической точки зрения уместно выделять языковые и речевые грамматические навыки. В основе языковых грамматических навыков лежат парадигматические связи и ассоциации. Это навыки изменения существительных в числе, реже в роде, прилагательных в роде или степени сравнения, спряжении глаголов и пр. Языковые навыки формируются в подготовительных (неречевых) упражнениях, часто с опорой на знание правил. Они не являются достаточными для общения, поскольку в первую очередь предполагают автоматизированное формообразование и не включают операцию соотнесения грамматического явления с коммуникативной задачей и ситуацией общения. Речевые грамматические навыки опираются на синтагматические связи слов в предложении, владение как языковой нормой, так и узусом. Формирование речевых грамматических навыков возможно только при выполнении условно-речевых и речевых упражнений, автоматизирующих ситуативно-обусловленное использование грамматического материала [10, с. 48-50].
Грамматические навыки, как уже указывалось, могут быть компонентом экспрессивных умений говорения и письма, а также рецептивных умений аудирования и чтения. В связи с этим выделяются экспрессивные и рецептивные грамматические навыки. Экспрессивные грамматические навыки (говорения и письма) обеспечивают автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в речи (морфологические навыки), а также их правильное расположение в предложении (синтаксические навыки) согласно нормам конкретного языка. Рецептивные грамматические навыки (в аудировании и чтении) – это автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматических явлений (морфологической формы и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте как при активном, так и при пассивном владении материалом [11, с. 143].
Следует обратить внимание на то, что если учащиеся активно владеют языковым материалом, они используют его во всех видах речевой деятельности, т.е. при продуцировании и при восприятии высказывания в устной и письменной речи. Пассивное владение грамматическим языковым материалом предполагает его использование в рецептивных видах речевой деятельности, т.е. только при восприятии иноязычной речи.
Продуктивные грамматические навыки понимаются, как способность говорящего выбирать модель, адекватную речевой задаче, и оформлять ее в соответствии с нормами языка.
Речевая задача – это вербальное намерение что-то сообщить, убедить и т.д. Именно та или иная грамматическая форма служит для выполнения поставленных задач. Как отмечает Е.И. Пассов, грамматическая форма и речевое задание должны быть ассоциативно связаны друг с другом. Если такая связь присутствует то в процессе продуктивных видов речевой деятельности, когда возникает коммуникативная задача, в сознании всплывает адекватная ей и необходимая в данный момент грамматическая форма [10, с. 54].
Рецептивный грамматический навык является автоматизированными действиями по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте. Поскольку восприятие устного и письменного текста возможно и при активном, и при пассивном владении языковым материалом, рецептивные грамматические навыки далее подразделяются на рецептивно-активные и рецептивно-пассивные грамматические навыки чтения и восприятия / понимания иноязычной речи на слух.
Рецептивно-активные грамматические навыки восприятия / понимания иноязычной речи на слух основываются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических феноменов и их значений.
Рецептивные грамматические навыки подразумевают:
1) навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе набора образов в зрительной памяти, созданных в процессе формирования и развития индивидуального речевого опыта;
2) дискурсивно-операционные аналитические языковые грамматические навыки, т.е. навыки аналитического декодирования грамматической информации, имеющейся в тексте.
Представление знаний при формировании речевого грамматического навыка зависит от того, относится ли подлежащее усвоению грамматическое явление к продуктивному или рецептивному. Так, при формировании продуктивных грамматических навыков сначала демонстрируется функция изучаемой грамматической структуры, затем объясняется ее значение и лишь потом вводится форма. Что касается рецептивных грамматических навыков, т.е. навыков узнавания и понимания грамматических явлений в письменном и устном тексте, то знания представляются в следующей последовательности: сначала вводится форма, затем объясняется функция и значение.
Считаем, на уроке иностранного языка невозможно развивать какую-либо одну группу навыков в отрыве от других групп.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. О роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 324-326.
2. Галькиева З.Х., Маркова Г.А. К вопросу об уровне сформированности экологического мировоззрения студентов вузов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 11-18
3. Губарева Т.А., Валитова Л.Р. Воспитание культуры толерантного общения студентов вуза: результаты опытно-экспериментальной работы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 23-28.
4. Жебраткина И.Я., Романов В.В. К вопросу об эффективности обучения грамматике английского языка курсантов и слушателей академии ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2021. С. 223-225
5. Жукова И.В. Работа с текстами на уроке английского языка // ИЯШ. – 2008. – №1. – С. 105
6. Ильченко, Е. В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка / Е. В. Ильченко// М.: Центр современных гуманитарных исследований - 2003. С 449
7. Копина Е.В. Роль игр в повышении мотивации к изучению иностранных языков в начальной школе. – С-Пб.: КАРО,, 2010. – 187 с.
8. Курбанова П. Г. Методика коммуникативно-ориентированного обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2007. - 183 с.
9. Лазаренко А.О., Нестерова Т.Г. Обзор методов изучения иностранного языка // Языки в диалоге культур: проблемы многоязычия в полиэтническом пространстве. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. ответственный редактор: Газизов Р.А., Уфа, 2020. С. 278-282.
10. Пассов Е. И., Кузнецова Е. С. Формирование грамматических навыков [Текст] Под. ред. Е. И. Пассова. Е. С. Кузнецовой: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002
11. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова - Издательство: Просвещение. - 1998
12. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пос. для студ. пед. вузов и учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
13. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
14. Филипович И.И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка // Научный вестник ЮИМ. 2014. № 4. С. 84–87
15. Цай, А. Л. Использование игр как способ обучения грамматике английского языка / А. Л. Цай, К. С. Еремина // Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика : Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Уфа, 15 мая 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2020. – С. 230-235.
16. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель. 2007. 752 с.
17. Gubareva T.A. The impltmentation of the structural-functional model of education of a culture of tolerant communication of students // Era of Science. 2020. № 21. p. 229-231.
18. Marianne, C. Sharon H. Techniques and Resources in Teaching Grammar/ С. Sharon H. Marianne// Oxford Press - 1988
19. Thornbury, S. How to teach grammar. London: Longman, 1999.
20. Valitova L.R. Experimental work on forming a foreign language culture of student’s personality during its socialization: ascertaining stage // Era of Science. 2020. № 21. p. 200-20.