Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день мы можем заметить интенсивное развитие дошкольного образования в
разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка, его уникальности, развитие у него
потенциальных возможностей и способностей; предъявляются новые требования к нему как
развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага. В
основе развития современного дошкольного образования лежит принцип интеграции
образовательных областей, предложенный Федеральными государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ)[18].
Согласно данному федеральному документу в дошкольном образовательном учреждении
происходят изменения не только в содержании образовательных программ, но и структуры в
целом.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДОУ
1.1. Принцип интеграции образовательных областей ДОУ
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая
тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью
повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта
2
каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и
ступеней образования, включая дошкольное установлены федеральные государственные
образовательные стандарты, представляющие собой совокупность трех групп требований:
- к структуре Программы;
- к условиям реализации Программы;
- к результатам освоения Программы, представленными в виде целевых ориентиров дошкольного
образования.
- особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком основной образовательной программы на разных этапах её
реализации.
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования
актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно
образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и
необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения
из разных областей науки. Считаю, такая информация не становится знанием, поскольку не
актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного
представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной
информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Реализация принципа интеграции в образовательную деятельность дошкольного
образовательного учреждения предполагает освещения методологии интеграционного процесса
в ДОУ. Методология интеграционного процесса в дошкольном образовании даёт характеристику
компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа задач исследования
дошкольного образования с учетом ФГТ, совокупности исследовательских средств, необходимых
для их решения. Важное место в методологии занимают научные подходы, которые определяют
стратегию исследования изучаемого процесса, базовую ценностную ориентацию, определяющую
позицию педагогов его педагогической деятельности. Общенаучным методологическим
подходом в исследовании интеграционного процесса в ДОУ является системный подход, который
ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлению интеграции как к
системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Данный подход предполагает познание сложного целого (Образовательный процесс в ДОУ) через
его расчленение на все более и более простые составляющие части, и изучение их сущности.
При этом имеется в виду, что свойства объекта как целого порождаются суммой свойств его
частей.
Педагогическая система дошкольного детства на уровне структурно-функционального анализа
может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: образовательные
области, которых;ребенок дошкольного возраста как развивающийся социокультурный феномен,
как субъект педагогического процесса, его взаимодействие со значимым взрослым и
3
сверстниками; содержание дошкольного образования (общая, базовая культура ребенка и
профессиональная культура педагога) и предметно-развивающая среда, воспитывающая ребенка
(средства).
Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический
процесс дошкольного образования как динамическую открытую систему, целостно и всесторонне
влияющую на образование ребёнка дошкольного возраста с учетом запросов общества:
личностно-социальное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое
развитие и духовно-нравственное, гендерное воспитание. К общенаучным подходам реализации
принципа интеграции в ДОУ необходимо отнести феноменологический подход.
1.2. Исторический аспект реализации интегрированного обучения в образовании
С введением ФГОС ДО необходим новый подход в организации коррекционного
образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработке современных коррекционных
образовательных технологий, обновления содержания работы всех участников образовательного
процесса.
Интегрированный подход дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных,
специфических действий всех специалистов образовательной системы.
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога,
инструктора по физическому воспитанию возможна только при условии правильного и четкого
распределения задач каждого участника коррекционного образовательного процесса.
В результате такого комплексного взаимодействия значительно повышается эффективность
коррекционно-образовательной деятельности, осуществляется формирование целевых
ориентиров в образовательном процессе.
Интеграция деятельности специалистов ДОУ позволяет обеспечить эффективный коррекционноразвивающий процесс обучения и воспитания детей.
Интеграция специалистов необходима для определения индивидуальной образовательной
программы, выбора актуальных методов и технологий, прогнозирования развития, разработки
рекомендаций родителям, построения эффективной коррекционно-развивающей среды.
Понятие «интеграция» относится к общенаучным. Педагогическая наука позаимствовала данное
понятие из философии, где интеграция понимается как «сторона процесса развития, связанная с
объединением в целое ранее разнородных частей и элементов».
Хотя впервые интерес к данной проблеме мы наблюдаем в трудах Я.А. Коменского. «Все, и самое
большое, и самое малое - так должно быть прилажено между собой и соединено, чтобы
образовать неразрывное целое» [14, с.34].
Большое значение в изучении процессов и явлений в взаимосвязи придавал в своих работах
Лазарева М В.. «Знание одного частного, т.е. множества отдельных частей без объединения их в
высшие единства и без понимания их зависимости общих законов и основных правил, т.е. без
общего – приводит в лучшем случае к правильно установленным опытным данным (эмпиризму),
но никогда не может привести к такой точке зрения, из которой человек обозревает с ясным
4
сознанием все частности и в состоянии постигнуть источники и причины отдельных явлений» [8,
с.234]
И.Г. Песталоцци предлагал свое понимание совершенного учебного процесса, он утверждал, что
дело обучения должно состоять в том, чтобы, с одной стороны, разграничивать между собой
предметы, а с другой – «объединить, в нашем сознании сходные и родственные, внося тем самым
большую ясность в наши представления и полного их уяснения возвысить до четких понятий»[11,
с. 121].
К.Д Ушинский говорил: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности
предметов и дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными,
бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего
не отыщет». Более того, «излагать без связи описание тех или иных естественных предметов и
явлений – значило бы только бесполезно утомлять детскую память»[17, с. 87]. Так же К.Д.
Ушинский первым предложил интеграцию письма и чтения в начальной школе на основе
звукового аналитико – синтетического метода обучения грамоте.
3. Анализ программ ДОО сточки зрения реализации принципа интеграции
К числу различных направлений модернизации образования сегодня можно отнести
интегративные тенденции в различных научных областях – проблемы, соответствующие
современным ориентациям на культурную и научную глобализацию.
На основании изучения психологии детей дошкольного возраста разными педагогами в различное
время были созданы многие методики, ориентированные на те или иные аспекты развития детей.
Комплексные программы:
«Радуга»,
«Детский сад 2100»
В перечисленных программах интеграция содержания дошкольного образования проявляется в
различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри
разделов). Необходимость обучения дошкольников на основе интегрированного подхода
отмечена в федеральных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного
образования (от 23.11.09.г.).
В этом документе отмечается, что основная образовательная программа должна «соответствовать
принципу развивающего образования, и принципу интеграции образовательных областей».
Интеграция образовательных областей в программе «РАДУГА» [13] по содержанию дошкольного
образования в соответствии с ФГОС ДО. Пограмма «Радуга» обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится
с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
Деятельность педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
строится в соответствие с федеральными государственными требованиями к структуре
5
образовательной программы, по которой работает детский сад. Существует несколько проектов,
которые обобщают эти требования в виде готовых планов, разработок занятий для разных
возрастных групп. Но одной из самых популярных и востребованных программ остаётся «Радуга».
Суть программы «Радуга» — это рекомендованная Министерством образования РФ
апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с
2 до 7 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под
руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
Это интересно. Вслед за авторами программы педагоги детских садов, более 20 лет назад
принимавших участие в пилотном проекте работы с «Радугой», назвали её «технологией создания
атмосферы радостного проживания дошкольного детства».
Программа Радуга даёт возможность развить способности ребёнка, не перенапрягая его потоком
излишней информации Актуальность и новизна программы заключается в том, что в младшем и
среднем дошкольном возрасте акцент в работе делается на поддержание у малышей
заинтересованности процессом познания, общения и созидания с помощью игры, а в старшем
дошкольном — создание мотивации учения (в том числе и с помощью приобщения ребят
подготовительной группы к участию в предметных олимпиадах). Для организации
жизнедеятельности детского коллектива и каждого его члена в отдельности педагог использует
разные виды работы, трудовую, творческую деятельность, по возможности заключая их в игру —
производную ведущей у дошкольников деятельности. Авторы Комплексный образовательный
проект «Радуга» был впервые внедрён в практику в 1989 году.
Авторами разработки являются: Гризик Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института
развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент
кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное
воспитание»; Дронова Татьяна Николаевна, профессор кафедры дошкольной педагогики и
психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая
лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ; Соловьёва Елена
Викторовна, психолог, кандидат педагогических наук, доцент, генеральный директор и
руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт»;
Якобсон Софья Густавовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института
общего образования Минобразования РФ. На данный момент около четверти всех ДОУ работают
по программе «Радуга».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе был рассмотрен принцип интеграции образовательных областей в
дошкольном образовании, проанализированы дошкольные программы, проведены
теоретические исследования в дошкольном образовательном учреждение.
Таким образом, в современном отечественном образовании интеграционные процессы,
открывают новые возможности для интеграции. Если еще 20 лет назад шли споры о том,
возможна ли интеграция в начальной школе, то в настоящее время доказано и психологией, и
физиологией, и педагогикой, что интеграция необходима при образовании не только в младшем
6
школьном возрасте, но детей дошкольников. Целостная картина окружающего мира
воспринимается дошкольниками только за счет гармоничного объединения образовательных
областей, различных видов детской деятельности.
Искусственное расчленение на предметы в дошкольном возрасте противоречит принципу
природосообразности и мешает ребенку видеть реально окружающий мир.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабаш, В.Г. Научно-исследовательская деятельность кафедры теории и методики
дошкольного образования как условие реализации принципа интегративности в образовательном
процессе / В.Г. Барабаш // Вестник Шадринского государственного педагогического института /4
(16). 2011.
2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 10/под ред. А.М. Прохорова. М.,1972. Т.10. С.
307.
3. Венгер Л.А. О путях овладения систематизацией внешних свойств, предметов в
дошкольном детстве: автореферат. дис. канд. психол. наук. — М., 1971.-25 с.
4. Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор
художественно-творческого развития ребѐнка / И.Е. Емельянова // начальная школа Плюс До и
После. – 2011. – №10. – С.1-7.
5. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико —
методологический аспект [ Текст]/ Э.Ф. Зеер-изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, Екатеринбург, 2001-
120 с.
6. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.В. Программа эстетического воспитания детей 2-
7 лет. М., 2000.- 128 с.
7. Кириенко, С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ /С.Д.
Кириенко /Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-5.
8. Лазарева М В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных
учреждениях: диссертация ... доктора педагогических наук: / М.В. Лазарева.- Москва, 2010.- 479 с.
9. Медведева М.С. Интегративная образовательная среда необходимое условие для
смешанного обучения / М.С. Медведева // Современные исследования социальных проблем. -
Электронный научный журнал. - 2012. - №10(18). - URL: www.sisp.nkras.ru
10. Педагогический словарь: в 2 т. Т.1. М.: Изд-во АПН СССР, 1960. С.241.
11. Посталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1963 -273
с.
12. Руднева Т.И. Нравственное развитие личности. [Текст]/ Т.И. Руднева, Е.Б. Никулина, Н.Б.
Колесникова. - Самара: Самар. Ун-т, 2002.- 319 с.
7
13. Скоролупова, О.А. О комплексно-методическом принципе построения образовательного
процесса в дошкольном образовании / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание
С. 32
14. Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В.
Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. – №10. – С.1-7.
15. Детский сад 2100. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ [Н.О. Березина,
О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч.рук. А.Г. Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В.Федина]. –
М.: Просвещение, 2011. – 240с.
16. Урсул, А.Д. Философия и интегративно- общенаучные процессы. - М.:Наука, 1985и — 228 с.
17. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 340 с.
18. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы ДОУ [Текст] // Дошкольное воспитание. - №4- с 5-11.
19. Философский словарь / под ред. И.Г. Фролова -М.: Изд-во Политическая литература, 1989. -
589 с.
20. Чепиков, М.Г. Интеграция науки: философский аспект. - М.: Наука, 1981. - 82 с.