Фрагмент для ознакомления
2
Темой курсовой работы является: «Социальное государство». Понятие социального государства выразило исторический переход от модели полицейского государства к модели государства, берущего на себя обязательства за осуществление многих социальных функций. Основателем же самого термина считается Лоренц Фон Штейн. Так в Западных странах идеи «социального государства» формировались вместе с появлением правового государства, основой которого являлось гражданское общество. В нашей же стране данный термин впервые юридически был зафиксирован в Конституции РФ 1993 г. По мере своего развития, наше государство взяло на себя большие обязательства по обеспечению всеобщего благосостояния в обществе. Актуальность темы исследования состоит в том, что каждое государство, провозгласив себя социальным, должно четко и обоснованно осознавать определяемые последствия, направлять действия на улучшение качества жизни в обще-стве. Осознавать, что социальным может провозглашать себя государство, направленное на реализацию всеобщего счастья. Актуальность, поставлен-ной в работе проблемы, позволяет полностью определить объект исследования, цели и задачи исследования, методологию а также степень изученности темы в научной литературе. Объект исследования - «Социальное государство».
Цель исследования - раскрыть понятие и сущность социального госу-дарства.
Задачи исследования:
1) определить специфику социального государства;
2) дать характеристику России как социального государства;
3) обозначить проблемы становления социального государства в Российской Федерации.
Для достижения цели в работе был использован общенаучный метод: тщательный анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных. Степень изученности темы в научной литературе достаточно хорошая. Хочется отметить труды российских ученых Ю.М. Гончарова, А.А. Клишас, И.В. Михалева и т.д.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов заключения и библиографического списка.
Глава 1.Теоретико-правовая характеристика концепции социального государства
1.1. Социальная природа государства
Социальное назначение государства раскрывает, к какой цели оно стремится, для чего оно предназначено. Не требуется особого доказа-тельства того, что социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, такова и цель, которую оно ставит перед собой.
Социальное назначение государства — это основная цель, к которой стремится государство в соответствии со своей сущностью .
С первого взгляда может показаться, что определить предназна¬чение государства довольно просто. Поскольку человек есть высшая ценность и венец развития мира, то назначение государства должно состоять в служении человеку, создании условия для его духовного и физического развития. Однако следует вспомнить, что общество неоднородно: оно состоит из различных классов, сословий, каст, страт, которые нередко находятся во враждебных отношениях друг к друг. Таким образом, служение государства человеку из господству¬ющего класса может оборачиваться необходимостью подавления другого человека из угнетенного класса. Идеальная, умозрительная идея назначения государства — в служении человеку — оказывается в реальном обществе чистой утопией. На протяжении столетий ре¬альное государство противостоит простому народу. Ни одно государ¬ство не миновали бунты, восстания, революции, которые приводили к убийству политических лиде-ров, разрушению ненавистного госу¬дарства. До сих пор мы регулярно наблюдаем массовые социальные выступления в самых развитых и богатых странах мира, не говоря уже о бедных.
Современные развитые государства обычно определяют социаль¬ное назначение государства в своих конституциях. Народы этих стран в основах конституционного строя провозглашают, что строят право¬вое, демократическое, социальное государство. Нередко добавляются такие цели, как строительство федеративного, светского или клери¬кального государства. Например, ст. 1 Конституции Испании утверж¬дает: «Испания конституируется в социальное и демократическое, правовое государство». Статья 20 Основного закона Германии гласит: «Федеративная Республика Германия является демократическим и со¬циальным федеративным государством». Статья 1 Конституции Фран¬ции утверждает: «Франция является неделимой, светской, демокра¬тической, социальной Республикой». Статья 1 Основного низама Саудовской Аравии говорит: «Королевство Саудовская Аравия — су¬веренное арабское исламское государство. Его религия — ислам, Кон¬ституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благо¬словит его Аллах, язык — арабский, столица — г. Эр-Рияд». Статья 9 утверждает: «Основой саудов-ского общества является семья. Её чле¬ны должны воспитываться на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевыш-нему Аллаху, Его Пророку и представителям власти, уважать законы и выполнять их, любить и ценить своё Отечество и его славную историю».
Декларируемые цели государства нередко не совпадают с факти-ческими целями, которые преследует государство в реальной дей-ствительности. В фашистской Германии действовала Веймарская конститу-ция. Статья 109 утверждала: «Все немцы равны перед за¬коном. Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые граж¬данские права и несут одинаковые обязанности. Публично-правовые привилегии и ограничения, обусловленные рождением или сосло¬вием, подлежат отмене. Дворянские обозначения считаются лишь за часть фамилии и впредь не могут даваться». Одновременно с этим в Конституции провозглашались основные права и свободы граждан. Однако в реальности нацисты провозгласили главной целью своего государства — мировое господство арийской расы. Граждане Герма¬нии, которые не принадлежали к арийской расе, рассматривались неполноценными и методично уничтожались. В современном мире США провозглашают главными целями своего государства свободу и равенство людей, но фактически президент Трамп проводит по¬литику дискриминации иммигрантов в стране. США стремятся к до¬стижению мирового господства в экономической, политической, военной сферах над всеми другими странами и народами мира.
На социальное назначение государства влияют объективные ус-ловиями, в которых действует государство. Доминирование рыночных, то-варно-денежных отношений в обществе способствует утверждению равно-правия, свободы, демократии, но, вместе с тем, допускает эле¬менты хаоса и низкой управляемости общества. Доминирование го¬сударственной собственности и социалистической плановой эконо¬мики ограничивает свободу личности, но, вместе с тем, повышает управляемость обществом .
На социальное назначение государства влияют и субъективные факторы: личность главы государства, его мировоззрение, настроения политической элиты государства, изменения общественного мнения под влиянием внутренней политики и внешних обстоятельств. Всё это может приводить к деформации социального назначения государства в конкретных исторических условиях.
Социальное назначение государства меняется исторически от од¬ной формации к другой, от одной цивилизации к другой. Социальное назначение рабовладельческого государства состояло в защите рабов-ладельческого способа производства, эксплуатации рабов, которые вообще не считались субъектами права, в добывании новых рабов и захвате новых территорий. Современное государство, во-первых, провозглашает себя социальным. Его политика направлена на соци¬альное выравнивание различных слоёв населения, преодоление со¬циальных противоречий. Во-вторых, государство утверждает себя демократическим. В нём защищается равноправие и свобода людей независимо от пола, возраста, национальной принадлежности и т. д. Люди свободно выбирают органы государственной власти. В-третьих, государство называет себя правовым. В нём действуют верховенство закона, разделение властей, независимое правосудие и пр. В-четвертых, изменяется роль государства на междуна¬родной арене. Государства часто действуют путём поли-тических переговоров, а не с помощью силы и военной агрессии. Созданы международные организации для поддержания мира и разрешения межгосударственных конфликтов. Государства часто действуют со¬обща в целях поддержания мирового порядка.
1.2. Понятие и признаки социального государства
Понятие социального государства широко и объемно, именно поэтому у ученых нет единого понятия к определению социального государства.
В отечественной научной литературе существует множество определений понятия социального государства.
Социальное государство характеризуется тем, что в современной цивилизации оно является неотъемлемой, незаменимой частью. Так, исходя из ст.7. КРФ «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .
Понятие социального государства широко и объемно, именно поэтому у ученых нет единого понятия к определению социального государства. Рассмотрев работы некоторых специалистов, можно привести несколько определений социального государства.
К примеру, Н.В. Борисова считает, что социальное государство представляет собой юридическое выражение обязанностей и ответственности государства перед человеком и обществом по осуществлению социальной программы, выражающейся посредством социально-экономических прав, которые конкретизируют юридический аспект социального государства.
По мнению Умновой И.А., социальное государство – государство, которое основывается в своей деятельности на принципах справедливости и устойчивости социального развития и берет на себя обязательства по обеспечению возможности достойного существования для каждого человека.
Все определения несут в себе один неразделимый смысл, что социальное государство обязывается обеспечить достойный уровень жизни своих граждан, заботиться о их благосостоянии.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Рос-сийской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента от 7 мая2018 г. № 204 // Собр. законодательства РФ . – 2018 . – № 20 . – Ст. 2817.
3. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 (с изм. от 27 июля 1998 г.) // Собр. законодательства РФ . – 1997 . – № 222 . – Ст. 2056;
4. О Прожиточном минимуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФКЗ [Текст] // Рос. газ. – 1997 . – 10 октября. 5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1.12.2016// Рос. газ. – 2016. – 1 дек.
Литература
5. Баиева Н.А. Социальное партнерство как критерий социального государства // Вестник СевКавГТИ. - 2012. - № 13. - С. 63-66.
6. Байматов П.Н. Проблемы становления социального государства и реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение: тенденции и перспективы современной России // Государство и право, - 2014. - № 4. - С. 106-110.
7. Волкова Н. С., Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. - 2016. - № 9. – С. 12.
8. Гончаров Ю.М., Колупаев Д.В. Основы социального государства: учеб. пособие. Барнаул, 2018. - С. 129- 131.
9. Дашкевич В.В. «Социальное» и «правовое» государство: соотношение понятий // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 1. - С. 210-212.
10. Дыльнова Т.В. Социальная справедливость - важнейший принцип социальной политики государства / Т.В. Дыльнова, И.А. Панкратов // Информационная безопасность регионов. - 2012. - № 1. - С. 75-79.
11. Иванова Ю.В., Николаева Ю.В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. - 2009. - № 6. – С. 105
12. Кочетков В. Социальное государство как идеальный тип (к философским основаниям современной политики) / В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Труд и социальные отношения. - 2013. - № 4. - С. 106-114.
13. Ляшенко В.В., Матанцев Д.А. Концепция социального государ-ства: история и современность // Современное право. - 2016. - № 5. – С. 139-144.
14. Маликова А.Х. Понятие социального государства // Российское правосудие, 2014. - № 7. - С. 53-56.
15. Маргулян Я. А. Основы социального государства : учебное пособие для. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 178 с. — (Высшее образование).
16. Михалев И.В. Концепция социального государства: теория и методология.. // Сервис plus, 2009. - №3. - С. 11-16.
17. Немгирова С.Н. К вопросу о сущности социальной политики государства / С.Н. Немгирова, Е.С. Балтыкова // Вестник Калмыцкого университета. - 2012. - № 13. - С. 115-118.
18. Орлов А.В. На пути к социальному государству / А.В. Орлов, Г.М. Зинчук // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 4. - С. 3-5.
19. Пашенцев Д.А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. - 2017. - № 3. – С.13.
20. Умнова И.А., Алешкова И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М.: Юрайт, 2015. 613 с.